16:49 / 22.07.2010Католикос

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Католикос (от греч. katholikós - вселенский, всеобщий) - титул высших духовных лиц в некоторых восточных церквях: в Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви и др.

С 4 века церковный титул епископа Селевкии-Ктесифона, одного из крупнейших городов древней Месопотамии, столица Парфии и царства Сасанидов. Титул главы армянской (с 363), грузинской (с 475) и албанской (с 552) церквей.

Титул Католикос носит глава монофиситской церкви. Монофиситы (от греч. mónos - один, единый, единственный и phýsis - природа, естество), сторонники христианского религиозно-философского учения, созданного в Византии (Восточной Римской империи) в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием. С завоеванием восточных провинций империи арабами Монофиситы потеряли базу в Византии, но утвердились в Армении, в Сирии (яковитская церковь), Египте и Эфиопии1.

Термин «Монофиситы» встречается лишь с конца 7 в. Монофиситы  ставили вопрос о соединении божественной и человеческой природы в Христе; отвергая (в соответствии с принципами стоиков) возможность смешения двух природ, они трактовали соединение как поглощение человеческого начала в Христе божественным. То есть Он пострадал за человечество. По их учению, Христос - не богочеловек (утверждение ортодоксальных богословов), а Бог.

Вероучение монофиситов широко распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении), где еще были живы традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 г. на Эфесском соборе монофиситы одержали верх, но в 451 г. их учение было осуждено Халкидонским собором. Это привело к острой религиозно-политической борьбе. В конце 5 в. монофиситы заняли патриаршие престолы в Александрии, Антиохии, Иерусалиме. В 6 в. их учение распространилось в Нубии и Аравии. В этот период чисто теологические споры отступили на второй план, между монофиситским вероучением и ортодоксальным христианством наметилось сближение, в то же время обнажилась политическая сторона движения - стремление восточных провинций отделиться от империи.

Армянский католикос

После слияния албанской церкви с армянской (705) остался только армянский Католикос, который носит титул «Верховный патриарх, Католикос всех армян». Резиденция католикоса расположена в Эчмиадзине (Армения). Ему подчиняются армянский Католикос Киликий и армянские патриархи Иерусалимский и Константинопольский, а до 1836 года - также и католикос Албании.

Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех армян Гарегин II (в миру - Ктрич Нерсисян).

27 октября 1999 года, после смерти Католикоса Гарегина I, Национальный Церковный Собор (высший орган управления) Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина (Нерсесяна) 132-м Патриархом и Католикосом всех армян.

У армян-католиков свой Католикос, который одновременно является кардиналом Ватикана. Его резиденция находится в Бейруте.

Грузинский католикос

Глава грузинской православной церкви с 475 носил титул Католикос Картли, позже (с 17 в.) - Католикос «всея Грузии». В 1811-1917 Католикос в Грузии не было; восстановлен в 1917, его резиденция в Тбилиси.

Титул грузинского католикоса существовал с 475 по 1811 годы, когда после вхождения Грузии в состав России Грузинская православная церковь вошла в структуру Русской православной церкви. Титул был восстановлен в 1917 году. Резиденция грузинского католикоса находится в Тбилиси.

Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич).

23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

Источники:

1. Большая Советская Энциклопедия.

2. Официальный сайт Московского Патриархата

  1. Большая Советская Энциклопедия
Автор:Кавказский Узел