ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня свидетель на процессе по событиям 13 октября 2005 года в Кабардино-Балкарии Эдуард Кравченко рассказал о представляющих интерес для следствия записях с камер наружного наблюдения в районе Центра "Т", которые, по его словам, были скопированы и переданы следователю.
На момент событий 13 октября 2005 года Эдуард Кравченко работал в Центре "Т" в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела оперативно-технического сопровождения.
Свидетель ходатайствовал о допросе его в режиме закрытого судебного заседания, ссылаясь на то, что в ходе допроса им может быть выдана информация, составляющая государственную тайну, однако суд не нашел оснований для удовлетворения этого ходатайства.
В ходе многочасового допроса свидетель Кравченко рассказал, что 13 октября, как обычно, пришел на работу. Потом было совещание, после которого он вышел покурить в коридор и услышал выстрелы со стороны "Горной".
"Я забежал к начальнику и сказал ему, что происходит что-то непонятное и надо получить оружие. В этот момент по внутренней связи поступила команда всем получить оружие. Я получил автомат и дальше действовал в соответствии с инструкцией", - сообщил Кравченко.
Свидетель также добавил, что к моменту получения им оружия во дворе Центра "Т" уже стали взрываться гранаты. Воспользовавшись паузой, он сумел перебежать в другое здание, где находилась техника для обеспечения связи.
Минуты через три во дворе был смертельно ранен Александр Боев, который тоже вышел и по инструкции должен был прикрывать вход в главное здание.
Свидетель, по его словам, стал разносить радиостанции, чтобы обеспечить связь между сотрудниками. В здание, где находилась дежурная часть, он попасть не смог, так как двор простреливался.
Далее, по словам Кравченко, он занял оборону. В ходе отражения атаки поступила информация, что в результате взрывов гранат оборвалась линия связи дежурной комнаты. Связь удалось восстановить позже, уточнил свидетель. Во дворе загорелись машины. Пламя и дым от них закрывали обзор сотрудникам СОБРа, которые находились на огневой точке во дворе Центра "Т". Они попросили потушить машины. "Мы собрали огнетушители и потушили машины", - отметил Кравченко.
Согласно показаниям свидетеля, в какой-то момент он услышал из-за забора голос: "Там люди, разгони их". "Я понял, сейчас закинут гранату. В следующую минуту из-за забора во двор полетела граната и покатилась в мою сторону. Раздался взрыв, меня слегка встряхнуло", - сказал свидетель, которого, по его словам, спасла стена здания. Позже, в ходе беседы с задержанными, удалось установить, что у нападавших имелись радиостанции.
Кравченко также сообщил, что во дворе Центра "Т" стояли два БТРа. "Все вокруг горело, а БТРы по чудесной случайности стояли целые и невредимые. По ним не было сделано ни одного выстрела", - подчеркнул свидетель. Задержанные участники нападения рассказали, что в группе боевиков, нападавших на Центр "Т" со стороны улицы Ногмова, были два человека, которые могли завести БТР и выгнать их. Это, а также захват оружия, по словам свидетеля, и являлось целью нападавших на Центр "Т".
Далее Кравченко рассказал о том, как он восстановил нарушенную в результате нападения связь, снял на видео все, что произошло в результате нападения, а также собрал с уцелевших видеокамер записи, на которых были зафиксированы обстоятельства гибели сотрудников Центра "Т" Сусаева, Алексеенко, Ульбашева.
Как утверждает Кравченко, записи, представляющие интерес для следствия, уже скопированы и переданы следователю. Где хранятся оригиналы, свидетель не знает.
Подсудимые и защита заявили ходатайство об истребовании этих видеозаписей у руководителя следственной группы Алексея Саврулина.
Ходатайство было удовлетворено.
Сегодня также допросили троих потерпевших по эпизоду нападения на УФСБ.
Нападение на Нальчик произошло 13 октября 2005 года, тогда погибло 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. По делу обвиняются 58 человек. Им инкриминируется терроризм, бандитизм, участие в вооруженном мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийства. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР пытались захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признает.