ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе в Верховном суде Кабардино-Балкарии по событиям 13 октября 2005 года заслушаны показания четверых потерпевших, которые были в качестве заложниц в магазине "Подарки".
Жительница Черкесска Зурида Шенкао рассказала, что забежала в магазин "Подарки", когда мимо нее просвистела пуля. Следом за ней в магазине укрылись еще две женщины. В магазине находились также две продавщицы. "Мы сидели в подсобке. Дверь в магазин осталась открытой, так как никто не рискнул подойти и закрыть ее из-за стрельбы, происходившей снаружи", - вспомнила Шенкао.
В магазин вошел мужчина. Он спросил, есть ли кто в магазине. Следом за ним вошли еще двое. Мужчины были в масках, камуфляжной форме, один из них оказался раненным в плечо. Он попросил перевязать ему рану. Потерпевшая рассказала, что она сделала это. Двое других мужчин из окон беспрерывно стреляли наружу.
Шенкао отметила, что магазин обстреливался, и она, опасаясь за свою жизнь и жизни других женщин, решила сообщить кому-нибудь о том, что в магазине есть заложники. Она позвонила родственнику. Обстрел магазина прекратился.
Потом боевики попросили ее раздобыть воду. Они согласились, чтобы воду доставил кто-нибудь извне. Начались телефонные переговоры с людьми, которые находились снаружи. Боевики согласились обменять двух женщин на три бутылки воды.
Когда передали три бутылки воды, Шенкао сказала, что нужно отпустить не двоих, как решили боевики, а троих женщин. Отпустили пожилую продавщицу, молодую женщину, у которой дома остался грудной ребенок, и молодую девушку, которая заплакала и просила отпустить ее.
С боевиками остались Шенкао и продавщица магазина Махиева.
К концу дня один из боевиков, остановив у дверей магазина прохожего, взял его в заложники и ушел с ним.
Ночью, по словам потерпевшей, в магазин забежал еще один из нападавших, который сказал, что почти весь день пролежал под машиной. По словам Шенкао, все боевики были вооружены автоматами и имели много гранат. Один назвался Ауесом, другой – Камалом, третий не называл своего имени.
Они пробыли в магазине до восьми утра следующего дня. Боевики вели переговоры с представителями правоохранительных органов, требовали подогнать к входу автотранспорт и обеспечить "коридор". Женщинам было обещано, что, как только они окажутся в безопасности, их отпустят. Машину поставили у входа, но боевикам воспользоваться ею не удалось. Когда начался штурм магазина, потерпевшей, по ее словам, стало плохо. Она потеряла сознание. В себя пришла в больнице, долго лечилась.
Впоследствии она участвовала в процедуре опознания и указала на убитых боевиков Александра Башлоева, Рамазана Гузиева и Алима Желихажева.
Отвечая на вопросы гособвинения и суда, потерпевшие показали, что со стороны боевиков угроз в их адрес не было. Вместе с тем они утверждали, что не могли уйти из магазина, не спросив у них разрешения, хотя таких попыток никто из них не предпринимал.
Нападение на Нальчик было совершено 13 октября 2005 года, тогда погибло 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. По делу обвиняются 58 человек. Им инкриминируется терроризм, бандитизм, участие в вооруженном мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийства. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР пытались захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признает.