09:00 / 26.08.2010Освобожденный из тюрьмы Ирана азербайджанский ученый намерен судиться с иранским работодателем

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Недавно освобожденный из-под стражи ученый-физик Рашид Алиев заявил на пресс-конференции в 25 августа, что, находясь в тюрьме иранской спецслужбы ETTELAT, постоянно чувствовал поддержку, организованную в Азербайджане в его защиту.

Азербайджанский ученый физик, 57-летний Рашид Алиев был арестован в Иране 5 октября 2008 года по обвинению в шпионаже. Он сотрудничал с иранской компанией Sazan Elektronics Industry Company в 2006-2008 годах. По завершении контракта он вернулся в Баку. 5 октября 2008 года по просьбе руководителя компании Аббаса Эфтехари он вернулся в Иран, где на следующий день его арестовали по обвинению в нарушении визового режима. Впоследствии Алиеву предъявили обвинение в шпионаже. Ученый вышел не свободу 11 августа 2010 года, спустя 1 год 10 месяцев.

На пресс-конференции Рашид Алиев сказал, что стал жертвой "провокации и шпиономании в Иране". Он поехал на работу в Иран из-за низкой зарплатой ученых в Азербайджане. Однако работал Алиев в Иране по официальному контракту с компанией Sazan Elektronics Industry Company, передает корреспондент "Кавказского узла".

По словам Алиева, он создал для компании с нуля в пустынной местности лабораторию для разработок по лазерным технологиям в гражданских целях. "Эти разработки могут использоваться в различных сферах, начиная от медицинского оборудования до космической промышленности. Сама компания главным образом использовала продукцию для автомобильного производства. Но ее клиентами были и другие фирмы", - пояснил Алиев.

По признанию ученого, к нему поступили заказы и от иранских военных, но он отказался от сотрудничества с ними.

После двухгодичной работы Алиеву внезапно предъявили обвинение "в вывозе в Азербайджан иранских секретов", в частности, разработанных им же чертежей. "Но такое обвинение абсурдно, так как эти чертежи выполнил я сам. Как это можно считать разглашением тайны, если это плод моего ума?" - недоумевает Алиев. С другой стороны, по словам ученого, Иран сильно отстает в этой сфере и то, что "они считали секретами, уже 20 лет, как используются теми, кого Иран называет своими врагами".

Тем не менее ученого продержали в иранской тюрьме 1 год и 10 месяцев. Причем приговор был вынесен лишь спустя 1 год 4 месяца. Алиев затруднился ответить на вопрос,  в какой форме он освобожден: реабилитирован или помилован, или вследствие обмена на иранских граждан, осужденных в Азербайджане, - поскольку иранская сторона не предоставила таких разъяснений. Он назвал правовую систему Ирана "ужасающей". По его словам, в иранских тюрьмах томится много политзаключенных, в том числе активисты в защиту прав азербайджанцев Ирана. 

"В тюрьме я видел много иранских активистов, в том числе молодых людей. Их состояние мне было очень знакомо, ибо в конце 1980-х гг. я сам провел несколько месяцев в заключении за участие в национально-демократическом движении. Этот "опыт" и испытания, перенесенные в боевых действиях Карабахской войны, мне помогли психологически выстоять в тюрьме чужой страны. Иначе с моей гипертонией я давно бы схватил инсульт", - ранее отмечал Алиев в интервью журналистам.

Содержали Алиева в тюрьме спецслужбы ETTELLAT, где находятся многие иранские политзаключенные. Физическим пыткам азербайджанского ученого не подвергали, но как он утверждает, на него оказывалось давление. В частности, 50 дней его держали в одиночной камере и не позволяли даже бриться, кроме того, "в камере всегда был сквозняк, из-за чего возникали сильные головные боли".

Ученый намерен судиться с компанией Sazan Elektronics Industry Company по вине которой, на его взгляд, он оказался в иранской тюрьме.
 
Алиев выразил признательность азербайджанскому государству и общественности страны за солидарность и усилия в его освобождении.

Впервые в Азербайджане гражданское общество показало свою способность добиваться поставленной цели

Освобождение из иранской тюрьмы ученого-физика Рашида Алиева стало результатом совместных усилий азербайджанского государства и общественности страны, в свою очередь заявил глава Комитета защиты прав ученого Соллтанхамид Меликов

"Знаменательно, что в этом деле активную роль сыграло гражданское общество – ученые-коллеги Алиева, его боевые товарищи по Карабахской войне, правозащитники и медиа",  - подчеркнул Меликов.

"Это очень важно, ибо демократия невозможна без гражданского общества, предполагающего солидарность граждан по тем или иным вопросам. Отрадно, что впервые в Азербайджане гражданское общество показало свою способность добиваться поставленной цели", - продолжил Меликов.

Он напомнил, что в связи с делом Рашида Алиева были разосланы петиции по 70 различным инстанциям в Азербайджане и за рубежом, проведены пикеты перед посольством Ирана, направлена делегация в эту страну и др.

Меликов сообщил, что комитет преобразуется в общественное объединение Национального примирения и инициативы, и продолжит реализацию гражданских инициатив по развитию науки.

Посольство Ирана в Баку по-прежнему отказывается от комментариев по делу ученого Алиева. Сотрудники ведомства заявляют, что этот вопрос "не в компетенции посольства".

Ранее Пенитенциарная служба Азербайджана опровергла сообщения некоторых местных и зарубежных СМИ об обмене арестованного в Иране азербайджанского ученого-физика Рашида Алиева на осужденных в Баку по обвинению в терроризме, в том числе граждан Ливана, связанных с "Хизбуллах".

Эти сообщения не соответствуют действительности, заявил глава отдела по связям с общественностью Пенитенциарной службы Мехман Садыгов. По его словам, выданные иранской стороне в порядке экстрадиции 12 человек, 11 мужчин и одна женщина, являются гражданами этой страны. Садыгов уточнил, что "они были осуждены по обвинению в наркотрафике, контрабанде и незаконном переходе границы".

В свою очередь Рашид Алиев, заявил корреспонденту "Кавказского узла", что доказательства, подтверждающие обвинение его в шпионаже, не были представлены. В день освобождения из-под стражи его доставили в Баку.

Официальный Баку не выступал с публичными заявлениями по поводу ареста Алиева, однако иранской стороне были направлены несколько официальных нот. Власти Ирана отказывались от публичных разъяснений и не разрешили азербайджанским правозащитникам встретиться с Алиевым. Иранский суд отказывался даже освобождать ученого на период следствия под крупный денежный залог.

В Азербайджане также имели место аресты граждан Ирана по обвинению в уголовных преступлениях (очень часто им в вину вменяется наркоторговля). При этом их часто выдают родной стране в порядке экстрадиции или досрочно освобождают в рамках президентских указов о помиловании, актов об амнистии.

Автор:Фаик Меджид