11:05 / 15.09.2010Родственники задержанных по делу о теракте во Владикавказе не знают, где они находятся

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Следствие утверждает, что освободило или перевело в разряд свидетелей большинство задержанных по подозрению в причастности к теракту, совершенному 9 сентября на Центральном рынке Владикавказа. Среди них оказался продавец машины, вместе с которой смертник взорвался возле рынка, а также девушка, продавшая предполагаемому террористу телефон. Однако родственники этих людей говорят, что не знают, где они находятся в настоящее время.

Напомним, в причастности к взрыву сразу после теракта были задержаны трое подозреваемых. В правоохранительных органах сказали, что с ними проводятся оперативные мероприятия, однако не поясняли подробности. 14 сентября ингушские СМИ сообщили о четырех задержанных жителях республики - Сейт-Али Добриеве, Магомеде Точиеве и Аминат и Хадижат Зандаровых.

Первым под стражу взяли Саит-Али Добриева из селения Экажево, который продал свою "Волгу" террористу-смертнику. 9 сентября Добриева доставили в Магас в здание УФСБ РФ по Ингушетии, где его допрашивали в течение суток, а затем отправили в УФСБ РФ по Северной Осетии. В ночь на 10 сентября сотрудники силовых структур привезли Саит-Али домой, дом обыскали, изъяли все деньги и мобильные телефоны (вместе с коробками).

На следующий день Добриева забрали из дома сотрудники отдела собственной безопасности МВД Ингушетии. Как впоследствии выяснилось, они передали его правоохранительным органам Северной Осетии. Родные узнали об этом лишь после того, как Саит-Али позвонил и попросил забрать его с поста ДПС на так называемом Черменском кругу, говорится в сообщении правозащитного центра "Мемориал", поступившем в редакцию "Кавказского узла".

К 10:00 Саит-Али должен был опять явиться на допрос во Владикавказ. Он поехал к назначенному времени, после этого родственники и знакомые его не видели. В ночь на 12 сентября на мобильный телефон сестры Добриева пришло смс-сообщение от Саит-Али, в котором было написано: "Меня задержали".

Родственники Добриева обращались в правоохранительные структуры Северной Осетии и Ингушетии, но так и не смогли узнать его местонахождение.

"Только в ночь на вторник (14 сентября) его привезли на Черменский круг сотрудники силовых структур Северной Осетии. После этого родные Добриева решили нанять адвоката, потому что такие исчезновения никому не нравятся", - говорит Тимур Акиев, представитель ПЦ "Мемориал" в Ингушетии, слова которого приводит сегодня газета "Коммерсант".

10 сентября около 23:00 в городе Карабулаке в Ингушетии сотрудники федеральных силовых структур задержали Аминат Гандарову, 1957 г.р., и ее дочь, Айшат Гандарову, 1984 г.р.

Силовики приехали на БТРах, бронированных автомашинах "Урал" и нескольких легковых машинах с тонированными стеклами без номеров. Они оцепили улицу, на которой живет Аминат Гандарова, зашли в ее дом. Не представившись и не предъявив никаких документов, провели несанкционированный обыск, во время которого изъяли все документы, компьютер, постельные принадлежности. Затем посадили хозяйку дома и ее дочь в "Урал" и увезли. Родственники безуспешно пытались найти женщин, отмечает ПЦ "Мемориал".

11 сентября днем родным позвонила Айшат и рассказала, что находится с матерью во Владикавказе в здании МВД. К этому времени родственники сумели установить, что Гандаровых забрали сотрудники УФСБ РФ по Ингушетии и доставили в здание УФСБ в Магасе. Через четыре часа после задержания женщин привезли домой, они забрали там какие-то вещи, после чего их увезли во Владикавказ.

12 сентября Айшат снова позвонила родным и посетовала, что они постоянно ходят на допросы. Им запретили покидать Владикавказ, заставили за свой счет поселиться в гостинице, рядом с ними все время находятся сотрудники силовых структур. По словам Айшат, задержали их потому, что старый телефон Айшат, который она продала, был как-то связан с терактом во Владикавказе.

Родные Гандаровых были обеспокоены этой ситуацией, так как официально их никто не уведомлял о причинах задержания и точном местонахождении задержанных. 13 сентября в представительство ПЦ "Мемориал" в Назрани с письменным заявлением обратился брат Аминат Гандаровой Батыр Мержоев, который попросил оказать содействие в защите прав его сестры и племянницы.

Тимур Акиев говорит, что, по версии правоохранительных органов, именно Айшат Гандарова продала террористу мобильник. Причем якобы уступила не официально выставленный на продажу, а свой личный.

"Вопросы у следствия были только к Айшат, - заявил один из родственников девушки. - Мать поехала с ней, потому что по нашим обычаям не положено отпускать девушку одну". Домой они пока не вернулись, но, как предполагают правозащитники, они являются лишь свидетелями по делу о теракте.

Под следствием оказался и охранник того же салона Магомед Точиев, который, якобы подрабатывая вечером продавцом, продал террористу SIM-карту, которую тот использовал в телефоне Айшат.

Точиева задержали 12 сентября около 15:00 в Карабулаке сотрудники УФСБ РФ по Ингушетии. Силовики подъехали к дому Точиевых на БТРах, бронированных машинах "Урал", УАЗ и "Газель", оцепили улицу и только после этого прошли в дом к Точиевым. Они представились сотрудниками ФСБ и попросили всех жильцов дома предъявить паспорта. Из всех паспортов выбрали паспорт Магомеда Точиева и вежливо попросили его проехать вместе с ними в УФСБ РФ по Ингушетии в Магас, объяснив родным, что допросят Магомеда как свидетеля по уголовному делу.

Родные Магомеда рассказывают, что приехали в Магас к зданию УФСБ, чтобы встретить его. В 17:00 Магомед ответил на звонок друга, сказав на русском языке, что с ним все нормально. Однако около 21:30, позвонив по телефону доверия УФСБ республики, родственники выяснили, что "12 сентября сотрудники управления никого не задерживали, и М.В. Точиев в здание УФСБ не доставлялся". Родственники проверили все республиканские отделы милиции, но и там не получили никакой информации о местонахождении Магомеда. Его телефон продолжал работать, но трубку он не брал.

Утром 13 сентября телефон уже был отключен. В тот же день родные Магомеда Точиева обратились за помощью к Уполномоченному по правам человека в Ингушетии и в правозащитные организации.

Известно также, что 12 сентября всех работников салона, в котором работает Магомед, доставляли в УФСБ РФ по Ингушетии для допроса в качестве свидетелей, но после беседы людей отпускали.

Брат Магомеда Точиева Иса о его судьбе пока ничего не знает. "Я не знаю, за что его задержали, - говорит Иса. - Если он в чем-то виноват, пусть разбирается следствие. Мне бы только сказали, где он находится".

Правозащитник Акиев отмечает, что у него нет вопросов к следствию. "Но мы считаем, нельзя увозить людей в неизвестном направлении. Если они в чем-то подозреваются, их родные должны знать, в чем и где они находятся", - считает Тиумр Акиев.

В МВД и управлении СКП по Северной Осетии 14 сентября сказали, что в ходе расследования теракта на рынке действительно задерживались несколько человек, но сейчас все они на свободе. А в СКП РФ подчеркнули, что информацию о задержаниях за взрыв во Владикавказе это ведомство вообще не распространяло, пишет сегодня "Коммерсант".

Как сообщал "Кавказский узел", правоохранительные органы составили фоторобот смертника, а за информацию об организаторах теракта руководство Северной Осетии пообещало вознаграждение миллион рублей.

Утром 9 сентября террорист-смертник, находясь в автомобиле "Волга", привел в действие у входа на Центральный рынок Владикавказа мощную самодельную бомбу. Помимо смертника погибли 17 человек: 14 - на месте, трое скончались в медицинских учреждениях. Под наблюдением медицинских специалистов различного профиля на 14 сентября оставались 139 пострадавших в результате теракта.

Автор:Кавказский Узел