ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня на судебном процессе по событиям 13 октября 2005 года в Нальчике потерпевшие и свидетели продолжили давать показания по эпизоду о нападении на Управление федеральной службы безопасности в столице Кабардино-Балкарии.
Потерпевшая Марина Тохова из селения Дженал Зольского района КБР рассказала суду, что 13 октября 2005 года ее супруг Ахмед Тохов был откомандирован руководством сельской администрации в Нальчик за запчастями. Он выехал из дома в 6 часов утра. В 10 часов брат мужа, который живет в столице республики, сообщил, что Ахмед Тохов погиб. Марина Тохова пояснила, что ей неизвестно, при каких обстоятельствах погиб муж.
"Мне сказали, что он был ранен где-то на "пятачке", - сказала потерпевшая. Тело мужа доставили в больницу, оттуда в морг. Пуля попала в область сердца и прошла насквозь.
Согласно показаниям частного предпринимателя Люсьены Жамбековой, на момент нападения она была хозяйкой двух киосков напротив здания УФСБ. Она торговала соками, водой и сигаретами. Киоски были разграблены за те два дня, когда там стояло оцепление. Ущерб в размере 113 тысяч за расхищенный товар ей был возмещен администрацией Нальчика.
"А вот киоски городские власти снесли и до сих пор не выделили место под новые, хотя обещали", - посетовала потерпевшая.
У Заура Карданова 13 октября 2005 года была обстреляна машина в районе УФСБ. Сам он укрывался в это время в магазине "Топаз". Ему также был возмещен ущерб в размере 16 тысяч рублей.
По словам свидетеля Андрея Юрко, сотрудника УФСБ, утром 13 октября 2005 года, он как обычно, пришел на работу. Около 9 часов утра раздались выстрелы, потом взрыв, от которого вылетела дверь в его кабинете.
"Я побежал в оружейную комнату, вооружился автоматом и отражал нападение", - поделился воспоминаниями свидетель. Он добавил, что видел одного из нападавших, который пытался войти в здание УФСБ, но потом ушел в сторону магазина "Подарки".
По ходатайству обвинения были оглашены показания этого свидетеля на предварительном следствии, где он говорил о том, что видел трех нападавших.
Отвечая на вопросы обвинения, Юрко показал, что нападавшие были вооружены автоматами, одеты в камуфляжную форму темно-зеленого цвета, а на лицах были черные маски.
Защита интересовалась, что известно свидетелю о проводившейся в республике борьбе с ваххабизмом, на что тот ответил, что не является оперативным работником. "Я занимался связью", - уточнил Юрко.
Были также оглашены показания свидетеля Бачиевой, жительницы селения Белая Речка, которая по состоянию здоровья не смогла явиться в суд.
В показаниях говорилось о том, что утром 13 октября 2005 года ее сын Мурат Бачиев, как обычно, ушел на работу на стройку. Когда началось нападение, их отпустили, но Мурат до дома не дошел: его тело нашли в морге. Где и при каких обстоятельствах сын получил смертельное ранение, от которого он скончался в больнице, мать не знает.
"Мурат был единственным кормильцем в семье", - отмечено в показаниях Бачиевой.
Сегодня суд также удовлетворил ходатайство подсудимого Шаваева об истребовании информации в администрации СИЗО о том, сколько раз его вывозили из следственного изолятора в 2005-2006 годах, сколько времени он отсутствовал.
На вопрос судьи, с чем связано ходатайство, подсудимый пояснил, что арестованных часто вывозили, допрашивали, с утра до вечера не кормили, что является нарушением УПК. По словам Шаваева, если СИЗО предоставит правдивую справку, количество допросов, отраженных в протоколах, и количество вывозов будут "в разы отличаться".
Обвинение не возражало против удовлетворения ходатайства.
Нападение на Нальчик произошло 13 октября 2005 года, тогда погибло 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. По делу обвиняются 58 человек. Им инкриминируется терроризм, бандитизм, участие в вооруженном мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийства. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР пытались захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признает.