ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Журналисты из Ингушетии и Южной Осетии приняли совместное обращение к народам обеих республик с призывом к диалогу. На обращение отреагировала молодежь и интернет-общественность, однако представители власти оказались к нему безучастны, заявила журналист югоосетинской газеты "21 век" Мария Плион.
Подписанты обращения, а всего их трое: Виссарион Ассеев, правозащитник, Мария Плион, журналист югоосетинской газеты "21 век", Тимур Цхурбати, редактор югоосетинской газеты "21 век", крайне обеспокоены напряжением между двумя народами, которое стало еще более заметно после взрыва 9 сентября во Владикавказе. В обращении они возлагают основную часть ответственности в продолжающемся конфликте на федеральные власти и призывают гражданское общество обеих республик к активному диалогу и сотрудничеству.
"Мы рады, что наше обращение было перепечатано несколькими ингушскими блогами, его прочитали на разных форумах сотни ингушей. Они увидели иную точку зрения, чем, может быть, привыкли видеть со стороны осетинских чиновников. Недавно один из югоосетинских чиновников выступил с предложением о закрытии ингушской границы. Но гражданские активисты нашей республики думают по-другому, полагая, что закрытие границы это не выход. Надо развивать отношения", - уверена Плион.
По словам журналистки, негативное восприятие ее земляков некоторыми радикально настроенными ингушами можно преодолеть именно предложениями мирного и конструктивного разговора.
"Как правило, они привыкли видеть в югоосетинах лишь тех людей, кто помогает в войне северным осетинам. Но мы хотим дать понять, что можем быть не оппонентами, а собеседниками. Думаю, на ингушскую молодежь наше письмо реально повлияло. Ведь мы не призывали идти с погромом на Карцу, как это делали недавно зачинщики конфликтов", - сказала Плион.
Собеседница отметила, что от властей Северной Осетии, Южной Осетии и Ингушетии никакой реакции ни она, ни ее коллеги не ожидали. Так и произошло. Со стороны чиновников не последовало ни одного слова в ответ на письмо, хотя, как говорят журналисты, во властных структурах интернет-форумы читают внимательно.
"Также мы хотели, чтобы североосетинская молодежь знала: мы готовы поддержать их не только во время войны, но и в мирное время. Я слышала слова одного нашего ополченца, что мужество нужно проявлять и в мирной жизни. На войне быть смелым и отчаянным легко. Чтобы найти цивилизованные пути урегулирования наболевших проблем, нужно много усилий и терпения. Общественность каждой из республик по отдельности не решит эту проблему. Надо собираться всем вместе и обсуждать. Мы можем предотвратить угрозу терроризма на Кавказе и внести свой вклад в миротворчество только путем контактов. И мы со своей стороны готовы предпринимать для этого все возможные шаги", - заверила Плион.
Журналист из Ингушетии, находящийся в данное время в Австрии, Магомед Ториев был одним из первых, кто в блогах и на форумах поддержал и распространил инициативу осетинских коллег. По его признанию, обращение группы осетинских журналистов и правозащитника было большой неожиданностью для него, "как для журналиста и как для ингуша".
Ториев утверждает, что до сих пор все контакты общественников - осетин и ингушей - происходили по разнарядке сверху. К таким контактам он отнес встречи старейшин, творческой интеллигенции родственных фамилий и т.д.
"Все это были официальные мероприятия "под роспись". Встретились, обсудили, приняли резолюцию и т. д., - рассказывает журналист. - Это обращение интересно тем, что оно появилось после трагедии 9 сентября и шло вразрез с заявлениями чиновников Южной Осетии. Не в традициях ингушей и всего Кавказа отвергать диалог и конструктивные предложения".
Ториев подчеркнул, что обращение получило большое распространение в Живом Журнале, и было поддержано многими ингушскими блогерами.
"Официальные сайты, и даже оппозиционные порталы проигнорировали его, что продемонстрировало отсутствие желания попытаться найти общий язык с соседями", - делает вывод журналист.
По его мнению, это связанно с мифами, которые живут в обеих республиках. "Виной тому - политика демонизации врага и раскручивания националистической истерии. Увы, это приводит к тому, что после терактов, совершенных исламским подпольем, звучат не призывы идти воевать с боевиками, а призывы громить дома ингушских крестьян в селе Карца. Голос разума остается не услышанным", - сожалеет Ториев.
Напомним, что 13 сентября в столице Северной Осетии сотни молодых людей, пройдя с националистическими лозунгами маршем по центральным улицам города, отправились в поселок Карца. На подходах к поселку их остановила милиция, а руководителям МВД удалось убедить молодежь разойтись.
Как сообщал "Кавказский узел", утром 9 сентября террорист-смертник, находясь в автомобиле "Волга", привел в действие у входа на Центральный рынок Владикавказа мощную самодельную бомбу. Помимо смертника погибли 19 человек: 14 - на месте, пятеро скончались в медицинских учреждениях. Под наблюдением медицинских специалистов различного профиля на 14 сентября находились 139 пострадавших в результате теракта.
Митинг против террора прошел 15 сентября во Владикавказе. На нем молодежный актив Северной Осетии потребовал ужесточения режима пропуска на административной границе с соседними республиками, в частности с Ингушетией, введения досмотра на границе транспортных средств, грузов, багажа и личных вещей, а также персонального досмотра перемещающихся лиц, а кроме того, временного прекращения программ по заселению и возвращению жителей Ингушетии в населенные пункты РСО-Алания.
Власти обеих республик прилагают усилия, направленные на искоренение осетино-ингушского конфликта, разгоревшегося в 1992 году в Пригородном районе Северной Осетии. 17 декабря 2009 года во Владикавказе президенты Северной Осетии и Ингушетии подписали программу совместных действий органов государственной власти, общественных и политических организаций двух республик по развитию добрососедских отношений на 2010 год. Главы республики заявили о намерении полностью ликвидировать последствия конфликта. В Пригородном районе Северной Осетии продолжают совместно проживать представители обеих национальностей.