02:20 / 21.10.2010Молодежь из Ингушетии и Северной Осетии после совместного семинара в Москве готова продолжать диалог

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Участники прошедшего в Москве миротворческого семинара, организованного комитетом "Гражданское содействие" для молодежи из Ингушетии и Северной Осетии, выразили желание продолжать встречи и развивать межкультурное взаимодействие.

В семинаре "Школа межкультурного взаимодействия", проходившем с 10 по 16 октября, принимали участие студенты и молодые специалисты из Ингушетии и Северной Осетии. 

Сотрудница комитета "Гражданское содействие", руководитель программы "Просвещение в области прав человека на Северном Кавказе", в рамках которой проходят миротворческие семинары с осетино-ингушским составом участников, Татевик Гукосян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что занятия были построены таким образом, чтобы участники сами попытались понять и сформулировать, что именно происходит при возникновении конфликтов.

"А поскольку это люди, которые приехали из регионов, где постоянно случаются какие-то происшествия и столкновения, то они это абстрактное объяснение конфликта проецируют и на свою ситуацию, - отметила Гукосян. - Мы не говорим здесь об осетино-ингушском конфликте напрямую, и делаем это осознанно. Зачем погружать сразу людей в обсуждение проблемы, с которой долгое время даже опытные политики не могут справиться?".

Гукосян подчеркнула, что, по ее мнению, в первую очередь сами делегаты с Кавказа чувствуют потребность в совместных межкультурных мероприятиях, а значит, усилия организаторов не напрасны.

"Тут важно не навредить делу. Пусть мы лучше продвинемся к цели лишь немного, но зато сумеем избежать ухудшения ситуации. Не стоит пытаться что-то резко менять, не будучи уверенными в своих силах. Мы прислушиваемся к нашим участникам, к их желаниям, пытаемся учесть их настроение и отношение к происходящему", - пояснила руководитель программы.

Предмет территориальных споров Ингушетии и Северной Осетии - Пригородный район. В районе совместно проживают осетины и ингуши. До 1944 года район входил в состав Ингушетии, однако затем он был включен в состав соседней Северной Осетии. Позднее в Ингушетии неоднократно ставили вопрос о возвращении этой территории, а в 1992 году произошел осетино-ингушский вооруженный конфликт. По мнению ряда политологов и историков, этот конфликт, хотя и притушен, но не разрешен до конца.


Сотрудник республиканской газеты "Ингушетия" Магомед Шавхалов, приехавший на семинар, сказал, что ему понравилось общение и формат этого мероприятия.

"То, что случилось 18 лет назад - вооруженный конфликт между осетинами и ингушами - это печальная страница в истории обоих народов. Такие встречи, как эта, направлены на то, чтобы преодолеть взаимную неприязнь между нами. Мы живем бок о бок, надо жить в мире и добрососедстве. Думаю, если общаться чаще, познавать культуру, то и жить будем в согласии", - выразил свое мнение Шавхалов, отметив, что приглашение к участию в мероприятии не стало для него неожиданностью.

"Мой друг раньше участвовал в аналогичном семинаре, был очень доволен и посоветовал мне принять участие в следующем. Сообщил, что будет встреча с осетинской молодежью, меня это заинтересовало, и я оказался здесь. Организаторы постарались на славу", - добавил участник семинара.

Шавхалов также заверил, что некоторые различия в традициях представителей двух республик не стали преградой для общения и дружбы.

"Мы друг друга хорошо понимаем, в Ингушетии многие женятся на осетинских девушках, поэтому есть и кровные связи. Что же касается религиозных различий, то как раз такие встречи и семинары учат нас быть более толерантными к другим нациям и конфессиям, относиться ко всем терпимо", - резюмировал он.

Молодые учительницы немецкого языка из Ингушетии - Танзила Яндиева и Ася Льянова - разделили позитивное мнение о мероприятии. Они утверждают, что не испытывали сомнений, решая ехать в Москву на семинар. Ася - уроженка спорного Пригородного района, а Танзила и сейчас живет там с родителями.

Во время одной из командировок Льянова уже участвовала в "круглом столе" в Ростове на тему межнационального конфликта. Однако, посетовала она, несмотря на то, что разговор с представителями Северной Осетии в тот раз прошел благополучно, и все обменялись контактами, никакого дальнейшего взаимодействия не последовало.

"Надо помнить, что среди каждой нации есть добрые люди. Нашу семью в разгар конфликта спасли осетины, - вспоминает Ася. - Наш отец тогда попал в заложники, а мама и мы, трое детей, смогли скрыться благодаря нашим друзьям-осетинам. На три дня они нас вывезли в Беслан, а потом помогли переправиться в Грозный. Отца потом отпустили. К счастью, он выжил".

По наблюдениям собеседницы, самые ярые противники диалога с соседями-осетинами те ингуши, которые фактически никогда с ними не общались.

"У нас в музее есть стенд с фотографиями бесследно пропавших в 1992 году, фото изуродованных трупов детей, беременных женщин. Часто мы слышим рассказы стариков о той трагедии. Поэтому некоторые из моих друзей осудили мое намерение приехать на этот семинар. Но я не спорила с ними и не слушала их. На работе к поездке отнеслись нормально. Отпустили без проблем после письма из "Гражданского содействия", - говорит молодая учительница из Ингушетии.

Льянова считает, что если и после этого семинара никакого дальнейшего общения между участниками не сложится, то усилия могут пропасть зря.

"В ходе обсуждения конфликта, мы все же пришли к выводу, что не мы и не они виновны в его начале, что в ситуацию вмешалась воля свыше, и трагедия была спровоцирована властями более высокого уровня", - заявила Льянова.

Льянова и Яндиева полагают, что большинство противников межнационального общения убеждать в полезности контактов бесполезно, по их словам, многим сложно преодолеть психологический барьер: "Если бы противники контактов с соседями сюда приехали, они бы поняли, что осетины такие же обычные люди, как и мы, такие же парни и девушки. Но рассказам они вряд ли поверят".

Девушки констатировали, что после терактов в Северной Осетии отношение к ингушам там меняется к худшему: "Например, одна моя подруга, она беременная, обратилась в поликлинику во Владикавказе, а ее не приняли, сказали, что ингушей не принимают. После трагедий случается накал ненависти, а потом постепенно проходит до следующего раза".

Участницы семинара из Северной Осетии Алана Цховребова и Алла Хугаева признались, что до этой встречи не представляли себе дружеского общения с ингушами.

"Я не думала, что среди них могут быть такие открытые, простые ребята. Обстановка накаленная, и мне казалось, что абсолютно все они нас ненавидят. Но за несколько дней семинара в Москве они нам стали как родные, мы сдружились. Если эти мероприятия станут проходить чаще, может быть, у нас получится наладить мир", - уверена Хугаева.

"Мы столкнулись с абсолютно адекватными людьми, и те стереотипы, что все ингуши ненавидят осетин, сразу рассеялись. Мы надеемся, что примирение наших народов произойдет, и это будет скоро", - заключила она.

"В перерыве между занятиями семинара мы пригласили всю ингушскую делегацию на прогулку по Москве. Мы просто хотели с ними поговорить, узнать их видение ситуации. Мы надеемся, что наши друзья из Ингушетии понимают, что те земли Пригородного района, которые у них отняли, им возместили другими территориями, Ставропольского края. Думаю, они поймут, что их не ущемили в территории", - подытожила 18-летняя Алана Цховребова.

Девушки отметили что получают информацию о конфликте "в основном из Интернета" и собственных наблюдений.

Автор:Лидия Михальченко
21.10.2010 в 14:25Салеховна
Очень хорошая идея - проведение совместных семинаров, конечно, они решат всех проблем сразу - слишком много накопилось взаимных претензий и стереотипов, но постепенно, шаг за шагом, люди начнут прощать друг друга и мириться. Есть интересные исследования американского историка Томаса Баррета о том, что после Кавказской войны сформировалась террритория фронтира, где горцы и казаки торговали, заключали браки, словом, находили постепенно общий язык. Возможно, опыт семинаров надо распространить и на черкесов и карачаевцев, противостояние между которыми едва не поставило КЧР зимой этого года на грань боевых действий. Такую площадку диалога между всеми народами Кавказа попытался создать фонд "Эльбрусоид" - им был организован летом форум в Домбае,где ингуши и осетины, адыги и балкарцы с карачаевцами работали в одних секциях,в совместных проектах.