ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Убийство у Гудаутской мечети 8 октября, ислам в Абхазии – эти темы 25 октября обсуждались в ходе "круглого стола", организованного Духовным управлением мусульман Абхазии (ДУМ РА) в Сухуме. В мероприятии приняли участие представители властных структур и общественных организаций. Несмотря на приглашение, представители других конфессий не пришли на встречу.
Напомним, 8 октября 2010 года Гудауте неизвестные лица у здания, используемого местной мусульманской общиной в качестве молельного дома, из автоматического оружия убили Пилия Расула и ранили братьев Гицба Рустама и Рауля. В настоящее время их жизнь вне опасности.
Дзыба: ДУМ Абхазии наладило отношения с властями и с обществом
"Для нас очень важно мнение общественности по происходящим событиям", - сказал, открывая мероприятие, руководитель администрации ДУМ РА Тимур Дзыба. Он отметил, что Духовное управление мусульман Абхазии действует с 1999 года после официальной регистрации в Министерстве юстиции республики.
"После окончания войны 1992-1993 гг., когда в республике за счет репатриантов и представителей Северного Кавказа возросло количество людей, исповедующих ислам, возникла необходимость "упорядочить их религиозную жизнь". Поэтому и создавалось ДУМ РА при поддержке и инициативе первого президента Владислава Ардзинбы", - отметил Дзыба.
Необходимо было, по его словам, "создать систему, при которой все отношения с властью, обществом, выполнение религиозных предписаний были в рамках закона". "С 1999 года мы наладили определенные отношения как с властями, так и с обществом. Мы пытаемся оказать религиозную, материальную и духовную помощь, в первую очередь тем гражданам, которые причисляют себя к нашей религии, чтоб упорядочить вопросы религиозного образования, создать условия для исполнения религиозных предписаний, молитвы, поста", - добавил руководитель администрации ДУМ.
Показателем отношения власти к верующим мусульманам, по его словам, является то, что официально один из главных праздников ислама – Курбан-Байрам является в Абхазии государственным праздничным нерабочим днем.
Согласно информации Тимура Дзыба, последние пять лет ДУМ РА активно участвует в международных конференциях, проводимых за пределами Абхазии - в России, Турции, Ливии, установлены дружеские и партнерские отношения с представителями Совета муфтиев России (с 2006 года), с Духовным управлением Турецкой Республики (с 2008 года), представительства которых открыты в Абхазии.
По словам Тимура Дзыбы, ежегодно мусульмане Абхазии, помимо оказания поддержки верующим во время праздников Курбан-Байрам и Ураза-Байрам, проводят акции по оказанию помощи продуктами питания детсадам, школам-интернатам, дому престарелых. Он подчеркнул, что события, разворачивающиеся вокруг мусульманской общины республики, беспокоят и настораживают.
"Убийство одного и ранение двух прихожан Гудаутской мечети 8 октября стало последней точкой, - продолжил Дзыба. – Ситуация накаляется, и нам важно знать помимо мнения руководства и мнение общественности, мнение народа, поскольку это проблема не просто мусульман, ведь мусульмане Абхазии - это часть абхазского общества, часть народа".
Заместитель муфтия напомнил, что ДУМ РА неоднократно заявляло, в том числе на международных форумах и встречах, а также внутри республики, о том, что "мусульмане Абхазии осуждают любые террористические акты, убийства, насилие, направленное против мирных граждан, действия, подрывающие мир и стабильность в обществе".
"Такие акции противоречат канонам ислама, основным требованиям нашей религии, - утверждает Дзыба. - Мы против любых действий, вызывающих беспорядки в обществе и государстве. Мы осуждаем все, что противоречит Корану".
Представитель ДУМ рассказал и о неоднократных письменных обращениях в правоохранительные структуры с вопросом о том, есть ли какие-то претензии к отдельным людям или к организации в целом. "На все наши обращения нам ответили, что, поскольку мы не нарушаем законов Абхазии, никаких претензий к нам нет. Мы готовы встречаться со всеми заинтересованными людьми для решения любых возникающих вопросов", - заверил Тимур Дзыба.
Говоря о структуре ДУМ, он проинформировал, что в руководстве организации восемь человек: муфтий и два его заместителя, два технических работника и еще три человека работают в руководстве администрации.
По данным ДУМ РА, в Абхазии около 25% причисляющих себя к мусульманам, но плохо знающих религию и не соблюдающих все каноны. А тех, кто соблюдает все каноны и религиозные предписания - около 250 человек. Из них около 130 человек проживает в Гагрском и Гудаутском районах. При этом Тимур Дзыба уточнил, что в их числе в основном люди от 20 до 45 лет, с высшим образованием, работающие в различных государственных и коммерческих структурах.
"Основные наши финансовые поступления - это пожертвования верующих, периодически оказывает финансовую помощь и диаспора. Российский исламский фонд возрождения науки, культуры и образования помогают нам в издании газеты, в проведении праздников", - поделился информацией Дзыба.
Участники встречи говорили о необходимости закона о религии
Первый заместитель генерального прокурора Беслан Квициния, принимавший участие в "круглом столе", известил, что по последнему обстрелу Гудаутской мечети, в результате которого 8 октября убит прихожанин Арсаул Пилия, ранены два брата Гицба, возбуждено уголовное дело, проводятся необходимые следственно-оперативные мероприятия. Что касается предыдущих преступлений в отношении представителей мусульманской общины, то следственные действия по уголовным делам продолжаются.
"Но, к сожалению, говорить об их раскрываемости, и о том, что есть люди, которых можно обвинить в этих преступлениях, мы не можем", - констатировал первый замгенпрокурора.
Беслан Квициния назвал ложью информацию о процветании в Абхазии ваххабизма. "Нет никакой информации о существовании каких-либо ваххабитских групп в нашей стране", - пояснил он. Квициния выразил сожаление, что зачастую люди отказываются помогать следствию, не хотят давать показания.
По словам депутата парламента Валерия Кварчия, к любой религии в Абхазии относились уважительно, и эта традиция сохранилась. "В то же время наши отцы не были фанатами, мы никогда не ломились в церкви и мечети, и сегодня такого не происходит", - заявил депутат, добавив, что, если люди массово идут в церкви и мечети, значит не все в порядке в этом обществе, значит им больше не на что надеяться. "Но пока такого массового религиозного психоза у нас нет", - резюмировал Кварчия.
Он считает, что последние два-три года в республике наблюдается "ненормальная тенденция", будто кто-то специально преследует местных мусульман. "В великой России строятся мечети, там миллионы мусульман, и никто их не преследует", - обратил внимание депутат.
Кварчия заметил, что в каждой религии есть какие-то течения, не соответствующие интересам общества. "Каждый из нас хотел бы быть уверенным в том, что здесь нет ваххабизма крайнего толка. Я думаю, что у нас этого нет, но вы сами должны убедить общество в том, что вы исповедуете традиционный ислам", - обратился к представителям ДУМ РА депутат.
Он также высказался против ношения хиджаба. "Огромные мусульманские государства уже стараются упрощать многое. Я не понимаю, зачем мы начинаем с самых древних корней. Наше общество не особо воспринимает женщину в хиджабе, и надо учитывать этот факт", - изложил свою точку зрения Кварчия.
Мусульмане Абхазии — это этнические абхазы, и кто-то их отстреливает на их родной земле
В то же время, нападения на мусульман, по его словам, глубоко возмутили общество, и это может иметь очень серьезные последствия. "Мусульмане Абхазии — это этнические абхазы, и кто-то их отстреливает на их родной земле. И пока нам не скажут, кто стоит за убийством наших сограждан, и за что в них стреляют, никто не гарантирует, что это не повторится, - убежден депутат. - Если кто-то пытается из-за пределов республики перекинуть сюда какие-то события, то мы и это тоже должны знать".
Историк Станислав Лакоба также заострил внимание на том, что в конфессиональном плане в Абхазии никогда не было никаких эксцессов: "Во всяком случае, я не помню, чтобы в XIX веке происходило то, что происходит в XXI. Совершенно неважно, к какой конфессии принадлежит человек, главное что он - гражданин Абхазии. И иначе, как терроризмом, произошедшее у Гудаутской мечети 8 октября назвать нельзя".
По мнению Лакобы, нападения на представителей мусульманской общины Абхазии были проведены демонстративно, средь бела дня. "Наверно власти должны были более четко заявить о своей позиции, не просто в мимолетном интервью... У нас есть парламент, Общественная палата, другие организации. Это касается в итоге всей общественно-политической ситуации в республике", - заключил Лакоба.
"Убийство людей – страшная вещь, еще страшнее, в каком контексте это происходит. У нас никогда не было религиозных дрязг", - поделился своим мнением председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба. Он обвинил власти в бездействии.
Подчеркнув, что сам является православным христианином, Якуб Лакоба, в то же время выразил убеждение, что в Абхазии должна быть мусульманская мечеть.
Вице-премьер правительства, председатель проправительственной партии "Единая Абхазия" Даур Тарба полагает, что нельзя делать преждевременные выводы и винить во всем происходящем руководство страны.
Вопрос Даура Тарбы к заместителю генпрокурора, открывал ли кто-либо из находившихся в мечети ответную стрельбу, вызвал возмущение у многих участников "круглого стола". В ответ Беслан Квициния изложил версию, согласно которой раненые и убитый не находились внутри мечети, а стояли во дворе, а еще один из раненых отстреливался, поскольку имел при себе оружие.
Не прошло еще и месяца со дня обстрела Гудаутского молельного дома. Для расследования необходимо время
Даур Тарба считает, что эти факты тоже надо обозначать, однако уверен, что неуместно придавать происходящим событиям политический подтекст: "У мусульман свои идеалы, у христиан - свои, каждый имеет право на веру. Но сегодняшние процессы связывать с политикой не стоит. Надо изучить все. Не прошло еще и месяца со дня обстрела Гудаутского молельного дома, в результате которого убит Арсаул Пилия, двое братьев Гицба ранены. Для расследования необходимо время".
По его словам, до сих пор не раскрыты громкие убийства Юрия Воронова и Зураба Ачба. "Есть преступления, которые невозможно раскрыть быстро, необходимо время. Наверняка они раскроются", - заключил Даур Тарба. Он также сказал, что не приветствует фанатизм: "Если человек верит во что-то, не надо быть фанатиком. Это не присуще нашему народу".
Руководитель Гудаутского отделения Движения "Матери за мир и социальную справедливость" Эмма Ермолова сказала, что жители района глубоко возмущены инцидентом, произошедшим у гудаутской мечети.
"Спустя несколько дней после происшествия к нам пришла убитая горем мать Рокки Гицбы, расстрелянного у Гудаутской мечети в 2007 году. Она не знает, как ей жить дальше. Она хочет знать, за что убили ее сына средь бела дня, за что в этом же месте спустя три года убит еще один молодой парень и ранены двое оставшихся ее сыновей, которые должны воспитывать своих детей, - говорит Ермолова. – Мать Гицбы просила узнать, в чем провинились ее сыновья и отреагировать на происходящее".
Ермолова, у которой сын погиб в грузино-абхазской войне 1992-1993 гг., рассказала, что представители Гудаутского отделения Движения матерей после общения с жителями района узнали, что ребята из мусульманской общины являются обычными людьми и ничем от всех не отличаются – их дети воспитываются на абхазских традициях, также как и все, ходят в школы, учатся в университете.
Член Общественной палаты Абхазии, редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг выразил уверенность, что нужна политическая воля руководства страны, чтоб свести до минимума подобные инциденты.
"Сегодня убивают мусульман, завтра начнут убивать политиков, журналистов и еще кого-нибудь… Мы не можем узнать, откуда и когда въехала машина, на которой находились люди, обстрелявшие 8 октября мусульман в Гудауте, - пояснил Хашиг. - Три года назад, когда убивали Рокки Гицбу, наши камеры на таможне зафиксировали машину, въехавшую со стороны России на территорию Абхазии, с которой потом велся обстрел. Потом, когда абхазская сторона обратилась к россиянам, они сказали, что эта машина с территории России не выезжала, и что она два года назад была утилизирована".
По мнению Инала Хашига, необходимо вести учет въезжающих и выезжающих из Абхазии людей и транспорта. "А то получается, что мы какое-то перекати-поле - кто хочет, въезжает, кто хочет, выезжает. Мы абсолютно не имеем никакой информации. Нам нужно более щепетильно к этим вопросам относиться", - подытожил Хашиг.
Депутат парламента Абхазии Батал Кобахия считает необходимым принятие закона о религии. "То, что произошло в Абхазии с представителями мусульманской общины, однозначно связано с тем полем и пространством, в котором мы с вами находимся, и название ему – нетерпимость. Власть всегда берет на себя ответственность защищать человека, его право на жизнь и на все остальные права и свободы, зафиксированные Конституцией, но сегодня мы это не видим", - посетовал Кобахия.
С другой стороны, по его мнению, раскрыть такие преступления очень сложно: "У нас всегда традиционно была религиозная терпимость друг к другу, и не только к таким традиционным религиям как ислам и христианство, здесь спокойно живут и католики, и иудеи. В чьих интересах расколоть Абхазию, я не знаю".
Батал Кобахия предложил почаще собираться. "Чтобы все было открыто, поскольку людям не хватает информации. Несомненно, есть в обществе определенные страхи, люди напуганы процессами, связанными с терроризмом, войнами", - развил свою мысль депутат.
Представитель ДУМ РА Роман Джугелия выразил сожаление, что во время "круглого стола" прозвучал вопрос о том, применялось ли оружие со стороны мусульман 8 октября в Гудауте. "Да, применялось. К сожалению, пришлось нарушить закон, чтобы сохранить свою жизнь. В этот раз ношение оружия оправдало себя. Если бы его не было, были бы убиты еще люди", - констатировал Джугелия.
При этом он подчеркнул: "Нам незачем себя укорять - мы не касаемся чужого имущества, чести и жизни тем более. Унизительно, что всегда приходится доказывать, что мы не преступники. Мы уважаем любое мнение, но, к сожалению, складывается такое впечатление, что мы со своей бедой остались один на один. Это очень печально, но будем надеяться на лучшее".
По мнению редактора независимой газеты "Нужная" Изиды Чания, в Абхазии нет внутрирелигиозной вражды. Она также не верит в то, что "невозможно хотя бы выяснить, кто стоит за всем тем, что происходит сегодня вокруг мусульманской общины Абхазии".
"Беда не в том, что это совершает кто-то со стороны, а в том, что наша власть покрывает эти преступления. В противном случае, на той же границе уже стали бы фиксировать въезжающих и выезжающих людей", - сказала она.
По словам журналиста телекомпании "Абаза-ТВ" Валерия Кураскуа, в обществе присутствуют стереотипы "мусульманин равно экстремист": "В большинстве своем люди думают, что наши мусульмане почти такие же, как и зарубежные экстремисты, или же что они могут иметь к ним какое-то отношение".
Присутствие в обществе негативных стереотипов он связывает с тем, что сама мусульманская община мало о себе заявляет, а убийства членов мусульманской общины Кураскуа расценивает как "организованную провокацию". "Ни одно преступление не раскрыто, правоохранительным органам, прокуратуре похвастаться нечем. Мы все находимся в страхе. Нужно больше информировать людей о том, что сделано для раскрытия преступлений", - утверждает Кураскуа.
По сведениям депутата парламента, представителя оппозиционной партии "Форум народного единства Абхазии" Даура Аршбы, с 2005 года больше половины преступлений в Абхазии не раскрыты.
Депутат призвал мусульманскую общину Абхазии быть более открытой, больше встречаться с людьми, общаться. "Если преступления в отношении представителей ДУМ РА не раскрываются, значит тех, кто это совершает, прикрывают. Летом, когда под машиной имама Сухумской мечети Салиха Кварацхелии обнаружили взрывчатку, кто-то даже посмел сказать, что это инсценировка, а спустя несколько дней в Гагре был убит руководитель районного отделения ДУМ РА Эмик Чакмач", - напомнил Аршба.
По мнению председателя Общественной организации "Аруаа" Вадима Смыра, всю ответственность за моральное состояние общества несет власть. То, что произошло 8 октября у Гудаутской мечети, Смыр назвал "терроризмом".
Ветеран грузино-абхазской войны Заур Хварцкия согласен с теми, кто говорил, что вся ответственность за происходящие в стране события лежит на власти: "Если власть по той или иной причине не защищает своих граждан, граждане начинают сами себя защищать". По мнению Хварцкии, "идет целенаправленный отстрел этнических абхазов, принадлежащих к одной из крупнейших религий".
На взгляд ветерана, это может происходить еще и потому, что "кому-то не нравится возвращение репатриантов на свою историческую родину", много и других причин. "Мусульмане Абхазии – наши граждане. Мы все разные, но мы все едины. Надо чаще встречаться и говорить. Власть также должна четко заявить о своем отношении к происходящему", - резюмировал он.
Необходима серьезная политика в отношении религиозных конфессий, чего в Абхазии нет
Юрист Тамаз Кецба считает, что необходима серьезная политика в отношении религиозных конфессий, чего в Абхазии нет. "Это общенациональная проблема, которую нужно решать на другом уровне. То, что у нас сегодня происходит - показатель того, что власть поверхностно решает эти вопросы", - поясняет Кецба.
Представитель партии Экономического развития Абхазии Роин Агрба сожалеет, что до сих пор в республике нет закона о религии.
По словам представителя общественной организации "Молодая Абхазия" Дениса Соломко, обществу необходимо объединить свои усилия, а не абстрагироваться от происходящих в стране событий. Он выразил готовность поддержать любую инициативу, направленную на улучшение ситуации.
Представитель ДУМ РА в Гудаутском районе Алхас Нанба уверяет, что у мусульманской общины района прекрасные отношения с местным населением и с правоохранительными органами. "Мы вместе росли и знаем друг друга. Мы не какая-то секта, и всегда со своим народом, свободно перемещаемся по своей стране. А то, что творится в отношении мусульман Абхазии – это настоящий отстрел", - добавил Нанба.
Участники "круглого стола" потребовали от правоохранительных органов обнародовать результаты расследований убийств в Абхазии
Подводя итоги "круглого стола", Тимур Дзыба выразил мнение, что руководство страны на самом высоком уровне должно сказать, что на территории Абхазии нет никаких мусульманских течений экстремистского толка. "А если есть отдельные лица, то пускай с ними разбираются правоохранительные органы. Пока руководство не заявит об отсутствии здесь ваххабизма, это будет продолжаться", - подчеркнул Дзыба.
Участники "круглого стола" приняли обращение, в котором они требуют от правоохранительных органов обнародовать результаты расследований предыдущих убийств с 2007 по 2010 гг.
"Мы обращаемся к руководству страны обозначить статус ислама в нашей республике, а также дать оценку деятельности Духовного управления мусульман Абхазии, их роли в поддержании и укреплении мира и стабильности. Мы обращаемся к парламенту с просьбой приступить к разработке и принятию "Закона о религии", с привлечением всех заинтересованных сторон. Этот закон послужит сохранению и поддержанию межрелигиозного мира и поможет достичь согласия и рассмотреть вопрос создания Межрелигиозного совета Абхазии, куда войдут представители всех религий, зарегистрированных в республике", - говорится в документе.
Как сообщал "Кавказский узел", Генеральная прокуратура Абхазии выдвинула ряд версий, связанных с нападением на представителей Духовного управления мусульман Абхазии 8 октября в Гудауте. Среди гипотез следствия - причастность к преступлениям радикально настроенных представителей исламской религии иностранных государств, а также спецслужб иностранных государств. Эти версии выдвинуты на основе анализа как этого преступления, так и предыдущих нападений на представителей исламского духовенства.