ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по событиям 13 октября 2005 года, когда боевики совершили нападение на Нальчик, показания дал подсудимый Руслан Амшуков, который обвиняется в участии в нападении на здание МВД Кабардино-Балкарии.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", в начале процесса, когда обсуждался порядок ведения судебного следствия, по ходатайству адвокатов судом было принято решение о допросе подсудимых после того, как будут допрошены свидетели, потерпевшие, и исследованы материалы уголовного дела. Однако суд оставил за подсудимым право дать показания на любом этапе судебного процесса, когда они пожелают.
Этим правом уже воспользовался подсудимый Казбек Будтуев, который в настоящее время находится под подпиской о невыезде.
Руслан Амшуков, житель поселка Залукокоаже, рассказал суду, что в ночь на 13 октября 2005 года он работал в Пятигорске, расположенном в 10 минутах езды от поселка, на рынке. Накануне нападения вечером, по словам подсудимого, ему позвонил Валерий Тлеужев (считается одним из лидеров "зольского джамаата", погиб в ходе нападения) и позвал его в мечеть. В мечети Тлеужев ему и другим ребятам сказал, что надо поехать в Нальчик, "есть работа".
Руслан Амшуков вместе с Алимом Таовым приехали в Нальчик, и пришли на квартиру на улице Кирова в микрорайоне "Горный", арендованную Тлеужевым ранее. Там, согласно показаниям подсудимого, они переночевали, а утром увидели под кроватями оружие - автоматы, гранаты и боеприпасы.
Увидев оружие, Амшуков, по его свидетельству, испугался и спросил Тлеужева, может ли он уйти. Но Тлеужев сделать этого не разрешил, сказав, что не уверен, что тот не заявит в милицию. Амшуков, как он заверил, не собирался участвовать в нападении и только выжидал момент, чтобы уйти.
Утром лидер группы, по версии Амшукова, вручил ему гранату и велел идти к зданию МВД. "Надеюсь, ты понял, для чего", - добавил при этом Тлеужев.
Подсудимый, которому к этому времени было 19 лет, в армии не служил, гранату, по собственному утверждению, видел впервые, применять ее не собирался. "Граната была горбатая. Я только потом узнал, что это была "Ф-1", - уточнил подсудимый.
Когда "старшие" вышли из квартиры, сели в машину и поехали в сторону здания МВД Кабардино-Балкарии, оставшиеся четыре человека, в том числе Амшуков, разбежались.
Подсудимый, как он говорит, спрятал гранату в Нальчикском парке под корягой и уехал домой. Он был задержан 14 октября.
В показаниях подсудимого, данных на предварительном следствии, говорилось о том, что Тлеужев обещал им заплатить за участие в нападении по две тысячи долларов. Сейчас Амшуков отказался от этих показаний, заявив, что о деньгах речи не было.
В показаниях, данных следствию, также говорилось о том, что оружие в квартире, где собрались обвиняемые, подсудимый увидел не утром, а вечером, когда прибыл туда, от этих показаний он также отказался.
Обвинение спросило у подсудимого, почему он не оставил гранату в квартире, а взял ее с собой, на что Амшуков ответил, что не брать гранату побоялся, так это могли заметить "старшие".
Амшукову были заданы вопросы другими подсудимыми. Они касались методов ведения допросов, условий содержания, обращения с подсудимыми.
На предыдущем заседании рассматривался эпизод нападения на УФСИН РФ по КБР. Ранее были рассмотрены эпизоды "Ландыш", 1, 2 ОВД, МВД, Центр "Т", УФСБ.
Нападение на Нальчик произошло 13 октября 2005 года. В ходе него погибло 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших.
На скамье подсудимых 58 человек. Им инкриминируется терроризм, бандитизм, организация и участие в вооруженном мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийство и покушение на убийство сотрудников правоохранительных органов. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР пытались захватить оружие, чтобы далее вести вооруженную борьбу для установления шариатского государства. Это им не удалось. Большинство обвиняемых вину не признает.