11:25 / 03.11.2010Избитый в Сочи журналист готовит жалобу в Европейский суд по правам человека

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Европейский суд по правам человека будет подана жалоба от имени журналиста Аркадия Ландера, который был избит в Сочи 26 апреля этого года. Об этом сообщил корреспонденту "Кавказского узла" юрист Михаил Соколов, занимающийся делом о защите чести и достоинства, инициированным по иску депутата городского собрания Сочи от "Единой России" Ирины Васильевой.

Напомним, депутат и директор школы №24 города Сочи Ирина Васильева подала иск в суд на журналиста Аркадия Ландера и двоих родственников детей, обучающихся в подведомственной Васильевой школе - Юлии Борисенко и Анатолия Шелягина, которые дали интервью Ландеру в преддверии выборов в городское собрание.

В видеоматериале, приложенном к газете "Местная", главным редактором которой был Ландер, Борисенко и Шелягин подвергли критике деятельность Васильевой в качестве руководителя среднего общеобразовательного учреждения. Депутат посчитала, что таким образом были унижены ее честь и достоинство, и через суд потребовала возместить ей ущерб в объеме 1,1 млн рублей.

Суд Центрального района Сочи 12 августа частично удовлетворил ее просьбу, обязав ответчиков принести извинения и выплатить Васильевой компенсацию, в 20 раз сократив ее объем: 100 тысяч рублей, по решению суда, должны выплатить газета и журналист, 10 тысяч - Борисенко и Шелягин.

За полгода до подачи иска Аркадия Ландера избили возле своего дома в Сочи. Коллеги журналиста связывают это происшествие с его профессиональной деятельностью - в период выборной кампании газета выступала с критикой выдвиженцев от партии "Единая Россия" и с сообщениями о фальсификации выборов. По факту покушения на убийство было возбуждено уголовное дело.

Как писал "Кавказский узел", официально ответчики подали жалобу на решение сочинского суда уже после того, как 20 августа неизвестный, подделав подписи, составил документы вместо них. Ландер, Борисенко и Шелягин написали заявления о фальсификации их подписей и подаче от их имени недействительных кассационных жалоб, однако, как сообщил Соколов, в настоящее время внутреннее расследование инцидента не двигается с места.

"Этот вопрос даже бесполезно поднимать, потому что он свидетельствует о работе суда. Получается, что любой человек может прийти и подать жалобу за кого угодно", - сказал юрист, добавив, что суд должен проверять личность заявителя.

По словам Соколова, документы в Страсбургский суд от имени Ландера будут поданы как только он совместно с другими ответчиками ознакомится с делом после прохождения кассационной инстанции.

"Мы собираемся обратиться в Европейский суд по правам человека, потому что считаем, что в этом деле нарушены международные нормы", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Михаил Соколов.

В частности, как считает юрист, государство нарушило права журналиста, оставив его без защиты в тот момент, когда ему были нанесены серьезные травмы. "Государство не защитило Ландера, хотя по законодательству обязано это сделать. Вместо того, чтобы искать того, кто совершил покушение, оно несправедливо рассмотрев дело, осудило его", - пояснил собеседник. 

В настоящее время, по словам Соколова, Ландер находится дома, хотя ему "предписана срочная операция и госпитализация". "Чувствует он себя неважно, часто теряет сознание. В больницу после покушения ложиться боится", - говорит Соколов. Юрист считает, что судебное разбирательство по иску Васильевой "похоже на контрольный выстрел, который должен был психологически добить человека".

Краснодарский краевой суд, куда ответчики подавали кассационные жалобы, в ходе заседания 23 сентября подтвердил постановление сочинского суда. "Решение оставлено без изменений, иск был удовлетворен частично", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель суда, отметив, что указаний о том, что в отношении кого-либо было вынесено отдельное решение, "в базе нет".

Эту информацию также подтвердил юрист, занимающийся делом по иску Васильевой со стороны ответчиков. По его словам, решение оставлено в силе, несмотря на то, что Васильева ранее заявляла о своем намерении отказаться от иска в отношении Анатолия Шелягина. Об этом, по словам Соколова, было сказано в ее отзыве на его кассационную жалобу.

Согласно документу, Васильева, ознакомившись с жалобой Шелягина, решила, что указанные в ней доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта. Однако, "учитывая незначительную роль ответчика, в распространении сведений, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию, а также характер озвученных Шелягиным сведений и урегулирования спора между ней и ответчиком во внесудебном порядке, она считает возможным отказаться от исковых требований об опубликовании опровержения и взыскании компенсации морального вреда в части требований, направленных к Анатолию Шелягину".

По словам Соколова, при таких обстоятельствах суд кассационной инстанции обязан был отменить постановление суда первой инстанции "по крайней мере, в отношении Шелягина". Так как этого не произошло, ответчики, по словам юриста, намерены вновь оспаривать судебное решение, подав надзорную жалобу в Краснодарский краевой суд.

Директор школы Ирина Васильева отказалась давать комментарии относительно того, почему ее решение о частичном отзыве иска касалось только Шелягина. Решение суда кассационной инстанции Васильева также не пояснила, посоветовав обратиться с этим вопросом в краевой суд.

Соколов предполагает, что Васильева могла отказаться от части иска, имеющей отношение к Шелягину, потому, что фактически он не был привлечен к делу. "При первом рассмотрении дела в повестках было неправильно указано его имя - фамилия была написана через "и" - и адрес, по которому он вызывался", - пояснил юрист. Учитывая этот факт, уверен Соколов, краевой суд, на основании подпункта 4 части второй статьи 364 ГПК обязан был отменить решение сочинского суда.

Кроме того, по мнению юриста суд должен был учесть и тот факт, что другая участница дела, Юлия Борисенко, также была "ненадлежаще извещена" о проведении нескольких судебных заседаний, о чем было сказано в ее жалобе. "Она не была извещена о проведении предварительного и второго судебного заседания - в повестке, которую ей якобы вручили в суде, вместо нее расписался кто-то другой", - сообщил Соколов.

Сама Юлия Борисенко подтвердила, что в первый раз уведомление на ее имя пришло с ошибкой, а второй раз она его вообще не получила. "За меня кто-то расписался в уведомлении, что я получила повестку", - сказала она, отметив, что намерена добиваться отмены решения сочинского суда. "Я не считаю, что в чем-то виновата перед Васильевой - я высказала свое мнение, я имею на это право. Ничего плохого о ней я не сказала, честь и достоинство ее никак не могла запятнать", - сказала Борисенко корреспонденту "Кавказского узла", пояснив, что в интервью Ландеру рассказала "то, что было на самом деле".

Другой ответчик - Анатолий Шелягин - также планирует продолжать оспаривать решение сочинского суда до тех пор, пока "не скажут, что он ничего не должен". Он не считает, что оскорбил честь и достоинство Васильевой. "Мне кажется, непорядочно преследовать человека за его мнение. Я рассказал про своего ребенка, про свою жизнь. Почему я виновен в том, что она пересеклась с чьими-то интересами?" - добавил Шелягин.

Отметим, что общественность в Сочи была весьма обеспокоена нападением на Ландера. Некоторые сторонники пострадавшего, не доверяя следствию, привлекли к поискам заказчиков и исполнителей преступления частных детективов из числа бывших сотрудников милиции. Коллеги журналиста и сам Аркадий Ландер называют это нападение политическим заказом. В мае для расследования дела об избиении главного редактора сочинской газеты "Местная" была выделена дополнительная группа оперативников.

Автор:Евгения Власова, Светлана Кравченко