ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Завтра, 10 января, на заседании Европарламента в Брюсселе будет обсуждаться вопрос о ситуации с похищениями людей в Ингушетии. Одними из инициаторов этого обсуждения стали независимые правозащитники из республики, представляющие интересы своих земляков в Европе, Ибрагим и Мадина Льяновы.
Поводом для обращения в Европарламент стали несколько похищений жителей Ингушетии за последние недели. Так, 30 декабря был похищен 25-летний Адам Хамхоев (освобожден 3 января) и его друзья братья Плиевы, а 22 декабря исчезла 30-летняя жительница Назрани Залина Елхороева.
Девушка так до сих пор не найдена, хотя, по сведениям ее близких, она находится в СИЗО Владикавказа, и властям Ингушетии об этом известно.
По мнению Ибрагима Льянова, "в Ингушетии люди пропадают и погибают десятками в год, и никакой надежды на то, что граждан защитят официальные представители власти, не осталось".
Льянов сообщил, что он обратился в Совет Европы, а также к члену ПАСЕ Дику Марти, который выразил обеспокоенность последними громкими исчезновениями в республике. Кроме того, правозащитник пожаловался на нарушение прав человека в Ингушетии главе подкомитета Европарламента по правам человека Хейди Хаутале.
"Мы надеемся, что российские власти прислушаются к мнению европейских парламентариев. Ведь Россия подписала многие международные документы, гарантирующие гражданам соблюдение и защиту их прав", - говорит Льянов.
По его словам, 27 декабря главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову доложили о местонахождении Залины в СИЗО Владикавказа. "Говорят, что ее задержали как соучастницу якобы преступлений брата. По нашим сведениям, Евкурову известно, где девушка, а ее отцу, получается, не известно. Отца не сочли нужным поставить в известность. Надо сказать, что некоторые ингуши, и даже адвокаты, боятся рассказывать по телефону подробности всего происходящего с ними", - заявил правозащитник.
По словам Мадины Льяновой, правозащитников возмущает, что задерживаемых ингушей отвозят в изоляторы соседней Северной Осетии, даже если они были задержаны на территории своей республики. Льянова, сама пострадавшая от осетино-ингушского конфликта 1992 года, выражает особое опасение за судьбу Елхороевой в связи с ее предполагаемым нахождением во Владикавказе.
"Мне известны методы следствия. Не удивительно будет, если Залина подпишет все, что силовики ей предъявят. На нее могут "навешать" все, что угодно, могут привлечь как соучастницу. Ведь ее брата обвиняют в участии в НВФ", - сказала Мадина Льянова.
Пресс-службы всех ведомств, ответственных за поиски пропавшей девушки, находятся на новогодних каникулах и официальных комментариев не дают.
Из аппарата уполномоченного по правам человека в Ингушетии сообщили, что его сотрудники делают все, что в их компетенции, для поисков похищенной. Из этого же аппарата был отправлен официальный запрос уполномоченному по правам человека в Северной Осетии. Оттуда пока никакого ответа не поступало.
В пресс-службе главы Ингушетии также ничего не знают о ходе расследования и никак не комментируют информацию о том, что президенту Евкурову известно, где находится Елхороева. О реакции властей Ингушетии на готовящееся в Европарламенте обсуждение ситуации в республике также ничего не сообщается.
"В таких случаях, когда человек пропадает, надо действовать быстро, - полагает Льянова, - а у уполномоченного по правам человека есть большие возможности искать Залину. Названивать, давить, находить способы, чтобы был результат. Возможно, вопиющий случай похищения Залины как-то сможет изменить ситуацию, если нам удастся привлечь к нему внимание общественности и правозащитников в Европе".
По данным правозащитной организации "Машр" в Ингушетии и за ее пределами за 2010 год пропали без вести не менее 13 жителей республики, включая Залину Елхороеву.
"За последние годы нет ни одного раскрытого преступления похищения людей, не было случая, чтобы за похищение человека наказали кого-то или чтобы ответственность понесли должностные лица, нет ни одного привлеченного к ответственности силовика", - говорит руководитель "Машр" Магомед Муцольгов.
Ранее "Кавказский узел" писал и о других случаях, когда в Ингушетии жители заявляли о том, что не знают о судьбе своих задержанных родственников, о недопуске к подозреваемым адвокатов и других нарушениях прав человека.