ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Грузии "Гражданское движение беженцев" при поддержке Консервативной партии и Партии народа провело сегодня информационный митинг перед зданием парламента, на котором ознакомило общественность с результатами поездок в регионы расселения внутренне перемещенных лиц, выселенных из временных убежищ в январе этого года.
«Начиная с января, из Тбилиси было выселено 300 семей, из которых только 20 остались в селах, предложенных Министерством по делам беженцев и переселению - в оборудованных пунктах поселения в Лагодехи, Марнеули, Цинцкаро, Бакурцихе. Остальные все вернулись в Тбилиси. Некоторые снимают квартиры, другие живут у родственников. Порой в одной комнате живет по 5-6 человек. Но и там они не могут долго оставаться: средств у людей почти никаких нет, они могут протянуть месяц или два, а потом, скорее всего, окажутся на улице», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сопредседатель "Гражданского движения беженцев" Давид Малазония.
«Самая главная проблема на местах – это отсутствие каких-либо возможностей, чтобы обеспечить существование беженцев: там нет работы, да и перспективы, что она в обозримом будущем появится, тоже нет, - заявил в свою очередь представитель Консервативной партии Лаша Чхартишвили. - И кроме этого у них и земли нет! Не дают ни клочка земли, чтобы они хотя бы частично обеспечили жизнь своих семей».
По словам Чхартишвили, условия жилья тоже оставляют желать лучшего: часто к корпусам не подведено электричество, нет газа, порой протекает сантехника или неисправна крыша. «Но даже если бы там были дворцы, жить в них было бы невозможно: у людей нет работы, а государственное пособие составляет всего лишь 28 лари. Это в пять раз меньше прожиточного минимума, так что люди просто обречены на голодание, в то время как в Тбилиси они имели рабочие места – на транспорте или в торговле. В семье, по крайней мере, один человек работал, и порой он еще обеспечивал и другие семьи. Поэтому переселять их в регионы – это значит нарушить их права, в том числе и право на жизнь, поскольку трудно представить, как они смогут там выжить», - подчеркнул Чхартишвили.
Некоторые из собравшихся на площади беженцев после выселения побывали в Цинцкаро. «Я проживал в Багеби, в студенческом городке. Нас выселили в шесть часов утра и отправили в село Цинцкаро Марнеульского района. Вместо корпусов, нам предложили частные домики, которые 20 лет назад покинули греки, проживавшие в Цинцкаро, - поделился подробностями Георгий, живший до 1993 года в Сухуми, а с 1993 по 2008 год в Кодорском ущелье. - Большинство домиков были просто не приспособлены для жилья: ветхие окна, разбитые потолки, туалет на улице. Но самое главное – не было земли. Там и без того, насколько я знаю, трудно заниматься сельским хозяйством, потому что на поля этого села неделями вода не поступает. Но нам и такой, засушенной земли не предложили».
«Мы намерены продолжать акции протеста, - говорит один из лидеров Партии народа Алеко Шаламберидзе. - Кроме того, мы поддерживаем связь с международными организациями и посольствами зарубежных стран в Грузии, которые информируем о том, какие шаги предпринимают власти по отношению к беженцам и какие действия предпринимаем мы. Я думаю, это должно дать свои результаты. В отчете за прошлый год организации Human Rights Watch среди первых проблем Грузии была названа политика выселения беженцев. Власти наконец должны прислушаться и к народу, и к международному сообществу, которые открыто указывают на их ошибки».
Соруководитель "Гражданского движения беженцев" Геннадий Какулия уведомил корреспондента "Кавказского узла", что беженцы намерены пожаловаться в суды на действия правительства. "Наше движение вошло в коалицию с правозащитными организациями, - отметил он. - На прошлой неделе мы провели совместное совещание, на котором определили порядок работы. Наше движение вошло в группу по мониторингу, которая занимается выявлением нарушений прав беженцев. Другие группы, состоящие из юристов, помогут беженцам правильно составить исковые заявления в суды".
Другой соруководитель движения, Давид Малазония, добавил также, что многие беженцы не верят в то, что грузинские суды защитят их права. "Тем не менее они составляют заявления, рассчитывая, что со временем их дела будут рассмотрены в Страсбургском суде по правам человека", - сказал он.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 января полиция начала выселять беженцев из мест компактного проживания - бывшего здания Таможенного департамента в Орхеви и трех корпусов так называемого студенческого городка в Багеби. Во время процедуры выселения произошли стычки участников протестной акции с полицией. Несколько человек были задержаны.
26 января в Тбилиси перед Министерством по делам беженцев вынужденно перемещенные лица провели еще одну акцию с требованием приостановить процесс их выселения. Следующую масштабную акцию беженцы собираются провести 7 февраля. Беженцы выразят протест по поводу их массового выселения из Тбилиси в регионы. Организаторы акции заявляют, что, возможно, к ней присоединятся и беженцы, уже расселенные в регионы.
Порядка трехсот беженцев, проживающих в Тбилиси, попросили политического убежища в Германии и Франции. Еще порядка трехсот намерены обратиться с просьбой об убежище в посольство США.
Беженцы также планируют обратиться за помощью к посольствам и других иностранных государств, а также направить иски в Страсбургский суд. Над исками уже работают адвокаты Лия Мухашаврия и Нино Цихисели.