ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня в Чеченской Республике отмечают 67-ю годовщину депортации чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан. В память о жертвах выселения 1944 года во всех мечетях республики будут проведены религиозные обряды зикр и мавлид. Кроме того, в различных районах будут совершаться обряды жертвоприношения.
Напомним, 23 февраля в Чечне отмечается как День памяти и скорби.
Мероприятия, посвященные этой трагической дате, проходят во всех районах Чечни. В главной мечети республики "Сердце Чечни" в Грозном будет прочитана поминальная молитва (дуа) по всем погибшим во время депортации.
"Возвращение затянулось на 13 лет"
Те, кто пережил депортацию, по-разному описывают происходящее. Но практически все говорят, что сообщение о выселении стало для них шоком.
"Какие-то слухи о том, что может быть выселение, конечно были. Но никто этому не верил. Некоторую тревогу вызвало то, что неожиданно во все районы прибыло большое количество военных, но это объясняли какими-то учениями, да и сами военные вели себя нормально. А потом настало утро 23 февраля, и объявили, что нас выселяют как "врагов народа", и на сборы дается 20 минут. Конечно же, это был шок", - рассказывает житель Грозного Садулаев.
По его словам, даже когда людей уже везли в эшелонах "неизвестно куда", многие надеялись, что вышла какая-то ошибка, что вот-вот поезд остановится, и их повезут обратно. "Но возвращение затянулось на 13 лет. Самое страшное, что мне запомнилось в пути и в первое время в Казахстане – это жуткий холод и голод", - говорит собеседник.
В пути, во время следования эшелонов в Казахстан и Среднюю Азию, от голода, холода и болезней умерли сотни человек. Тела умерших, по воспоминаниям очевидцев, могли сутками находиться среди живых. Лишь во время кратких остановок на различных станциях людям разрешалось выносить их из вагонов. При этом хоронить умерших категорически запрещалось. Трупы оставляли на снегу возле железнодорожного полотна.
"Я помню, с нами в вагоне была женщина, у которой умер ребенок. Она несколько дней скрывала это, чтобы иметь возможность похоронить его по-человечески. Когда поезд останавливался и начинали выносить трупы умерших, она забивалась в угол и делала вид что укачивает ребенка. Этого я никогда не смогу забыть", - рассказывает Тумиша Сулейманова.
Операцией "Чечевица" по депортации чеченцев и ингушей, руководил лично нарком Внутренних дел СССР Лаврентий Берия. 23 февраля 1944 года нарком Берия направил Сталину телеграмму следующего содержания: "Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место шесть случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 тысячи 741 человек, т.е. свыше 20% подлежащих выселению, погружено в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тысяч 23 человека".
В Чечне сегодня все знают о трагедии высокогорного селения Хайбах. Все 700 его жителей были заживо сожжены в колхозной конюшне по приказу полковника НКВД Гвишиани. Массовое убийство детей, женщин и стариков было объяснено тем, что вывезти их к месту погрузки в эшелоны "не представлялось возможным".
По прибытии на место поселения депортированных ожидал жесткий режим контроля. Покидать места поселения (даже выезжать в соседний населенный пункт) категорически запрещалось. Нарушитель автоматически осуждался на длительные сроки тюремного заключения.
"Абсолютной властью в районах, где селился "спецконтингент", как называли депортированных, обладали коменданты. Они могли по своему усмотрению карать или миловать любого человека. И они этим правом охотно пользовались, - говорит историк по профессии Муса Алиев. - Если человек по каким-то причинам выходил даже за пределы аула, то его могли осудить на 15-20 лет. Мне рассказывали, как в одном селе хоронили умерших чеченцев. Кладбище было в другом ауле, которое находилось за рекой, которая и была своеобразной границей между двумя селами. Комендант не разрешал чеченцам переходить через реку. Они на носилках доносили умершего до середины реки, а там труп принимали казахи и хоронили".
Жители Чечни говорят, что реабилитации не произошло
Чеченцы и ингуши провели в ссылке 13 лет, фактически не имея никаких гражданских и иных прав. Перед началом депортации население Чечено-Ингушской АССР, по данным на 1939 год, составляло 697 тысяч человек. Согласно официальным данным, в феврале-марте 1944 года из ЧИАССР было насильно вывезено более 496 тысяч чеченцев и ингушей, в том числе 411 тысяч - в Казахскую ССР, в Киргизскую ССР - 85,5 тысячи. Такие цифры фигурируют в рассекреченных архивных документах Сталина.
По иным сведениям, число депортированных в 1944 году вайнахов составило более 650 тысяч человек. Этими цифрами, в частности, оперирует историк Н.Ф. Бугай (Институт российской истории РАН) в статье "Правда о депортации чеченского и ингушского народов", опубликованной в сборнике "Вопросы истории" (1990, №7).
Тогда же из родных мест были выселены балкарцы, калмыки, карачаевцы, крымские татары и турки-месхетинцы. По информации Международного общества "Мемориал", в 1943-1944 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек. Сведения о жертвах политрепрессий из числа ингушей, чеченцев и других народностей Северного Кавказа включены в CD-альбом "Жертвы политического террора в СССР", изданный усилиями "Мемориала" и Уполномоченного по правам человека в РФ при поддержке партии "Яблоко", Международного фонда им. Д.С. Лихачева и швейцарской программы по развитию и сотрудничеству.
9 января 1957 года Президиумом Верховного Совета СССР был подписан Указ "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области". Эта дата объявлена в Чечне Памятным днем восстановления государственности чеченского народа.
В 1991 году был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов", который определяет реабилитацию народов, подвергшихся массовым репрессиям в СССР, как "признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством". Однако в республиках Северного Кавказа отмечают, что практического применения этот закон так и не получил.
Так, часть территорий бывшей ЧИАССР, переданных соседним республикам, до сих пор не возвращены под юрисдикцию Чечни и Ингушетии. Не решен также и вопрос возмещения ущерба пострадавшим в ходе депортации людям. Сегодня в Чечне жертвам депортации 1944 года (или их детям), выплачивают в качестве компенсации десять тысяч рублей, что, как считают жители, несопоставимо с тем ущербом, что был понесен людьми, которые лишились своего жилья, хозяйства и всего остального.
"Перед выселением у нас был свой дом, домашний скот, мой дядя имел мельницу. И за все это нам теперь предлагают десять тысяч рублей. Что можно купить сегодня за эти деньги? Разве что приличный костюм. Я считаю это не только унижением, но и самым настоящим издевательством над целым народом", - считает житель Гудермесского района Мусаев.
Чеченский политолог Руслан Мартагов отмечает, что на практике закон "О реабилитации репрессированных народов" если и действует, то скорее унизительным для людей образом.
О том, что полной реабилитации репрессированных народов не произошло, говорят и в Ингушетии. По мнению ингушского правозащитника Магомеда Муцольгова, несмотря на то, что государство признало несправедливость, проявленную по отношению к ингушскому и чеченскому народам и чудовищность сталинских репрессий, последствия этих репрессий не устранены.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 апреля в Грозном планируется проведение съезда репрессированных народов Северного Кавказа, который будет приурочен к двадцатой годовщине выхода федерального закона "О реабилитации репрессированных народов". Реализация этого закона станет одним из основных вопросов, внесенных в повестку дня форума. В работе съезда примут участие представители депортированных народов - карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков.