ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
У международных организаций - ОБСЕ и Евросоюза - не видно желания что-то предпринимать для помощи беженцам в регионе конфликта Грузии и Южной Осетии, считает старший научный сотрудник Институт востоковедения Российской академии наук Александр Скаков. По мнению же его коллеги, сотрудника отдела Кавказа Юрия Анчабадзе, беженцев пока рано возвращать в Южную Осетию.
Напомним, 17 февраля в отделе Кавказа института этнологии и антропологии Российской академии наук (РАН) в Москве в рамках регулярной рабочей программы "Кавказ и Средняя Азия - история, культуры и народы" состоялся семинар "Внутриполитическая ситуация в Южной Осетии: президентские выборы, вызовы и угрозы". Целью семинара, по словам организаторов, было обсуждение наиболее актуальных проблем современного кавказоведения и исследований по Средней Азии.
С докладом выступил кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт востоковедения РАН, координатор от рабочей группы Центра по изучению Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Александр Скаков. Он сделал подробный анализ внутриполитической ситуации Южной Осетии.
"Пока не будет достигнуто взаимопонимание на уровне общин, никакое руководство не сможет гарантировать безопасность"
"Все уперлось в терминологию - называть ли Южную Осетию частью Грузии или отдельной республикой. Но беженцам нужна возможность получать образование, лечение, нужны коммуникации, работа. А сейчас пока этого нет", - полагает Александр Скаков. Он убежден, что цель независимости Южной Осетии - это объединение осетинского народа. Он отметил, что Грузия не сможет повлиять политическими методами на итог предстоящих в Южной Осетии выборов президента.
"Думаю, что Грузия не предпримет резких действий, потому что ее руководство не уверено ни в своих силах, ни в поддержке Запада", - отметил Скаков.
Ведущий научный сотрудник отдела Кавказа Юрий Анчабадзе полагает, что беженцев рано возвращать в Южную Осетию, потому что могут произойти новые конфликты, особенно с учетом того факта, что на Кавказе сильны традиции кровной мести.
"Я в данный момент против того, чтобы поднимать проблему беженцев. Решать это только в рамках международных правовых норм, без учета специфической кавказской ситуации, нельзя. Главное - не просто вернуть беженцев, но и обеспечить их безопасность. Это большие сложности. Пока не будет достигнуто взаимопонимание на уровне общин, сел, семей, на уровне ментального существования никакое руководство не сможет гарантировать их безопасность. Сейчас это не делается", - говорит Юрий Анчабадзе.
Он отмечает, что сравнивал положение в республике с ситуацией в России. "Здесь продолжают раздаваться голоса, критикующие решение о признании Южной Осетии и Абхазии. Некоторые думают, что это геополитическая ошибка, что этого делать не стоит, что от этого для России будет больше негативных последствий, чем положительных. Лично мне непонятно, какие себе Россия ставит цели в отношении этих двух республик и как Россия сама представляет себе их будущее", - заявил ученый.
По его мнению, к Южной Осетии не приковано внимание, но это очень важный регион, гораздо важнее по возможным последствиям. "А отношение к нему - как к какому-то придатку, привеску, дополнению. Правительство России хоть и принимает большое участие во внутренних делах республики, все равно недостаточно внимательно к ситуации и кадрам, которые туда направляются", - считает Юрий Анчабадзе.
Мадина Валиева, сотрудник МИД Южной Осетии рассказала, что в парламенте республики в данный момент разрабатывается закон о беженцах. Есть предложение - всем желающим вернуться предоставлять вид на жительство, а спустя пять лет давать гражданство. Этот вид на жительство позволит человеку работать, учиться и получать медицинские услуги, но не даст права принимать участие в выборах и пересекать границу с Россией.
"Практически все, кто бежал в Грузию из Южной Осетии, хотят туда возвратиться"
На обсуждении в Москве не присутствовали эксперты, представляющие грузинскую сторону, поэтому корреспондент "Кавказского узла" дополнительно обратился к руководителю грузинской неправительственной организации "Цхинвали Будущего" Марине Мешвидишвили, чтобы узнать видение ситуации с беженцами с ее стороны.
Мешвидишвили полагает, что главный вопрос при возвращении беженцев в свои дома - это безопасность. "От грузинского государства сейчас мало что зависит. В Южной Осетии домов беженцев просто нет, они все разрушены, я имею в виду те грузинские села близ Цхинвали, которые были разрушены в 2008 году. Если возникает вопрос о возвращении беженцев, первым делом должен быть решен вопрос об их безопасности. Потом надо принять меры по восстановлению их жилищ, чтобы им было, куда возвращаться", - говорит Марина Мешвидишвили.
Она отметила, что практически все, кто бежал в Грузию из Южной Осетии - а таких примерно 35 тысяч человек - хотят туда возвратиться. Мешвидишвили полагает, что спор о названии республики не столь важен в данный момент, как судьбы бывших жителей республики.
"Все хотят жить там, где родились и выросли, где оставили свои дома. Это их родина и люди хотят туда. И первым делом надо решать гуманитарные проблемы, а не политические. Надо помочь людям вернуться в родные места, а уж потом заниматься политическими делами. Должен начаться переговорный процесс между Грузией и Россией", - уверена Марина Мешвидишвили.
НПО "Цхинвали Будущего" создало грузино-осетинский гражданский форум. В нем постоянно участвуют осетины, которые живут на территории Южной Осетии и беженцы-грузины, которые в данный момент находятся на территории Грузии.
"Мы занимаемся только восстановлением доверия между нашими народами, но решать более глобальные вопросы мы не в состоянии, и урегулированием конфликта мы тоже не можем заниматься. Мы проводим встречи в странах Европы. Власти Грузии нормально относятся к нашей деятельности. Что думают по этому поводу власти России, мы не знаем, но мы были бы не против провести и там встречу в рамках нашего форума", - отметила Марина Мешвидишвили.
Всего, по ее данным, в Грузии сейчас находятся триста тысяч беженцев из Абхазии и Южной Осетии.
Как сообщал "Кавказский узел", проблема беженцев из Южной Осетии обсуждается и в рамках Женевских дискуссий, которые проводятся с октября 2008 года в рамках плана Саркози-Медведева, принятого после военных действий августа 2008 года в Южной Осетии. Однако политики пока не могут найти взаимоприемлемые решения.