ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Чечне 22 марта прошли мероприятия, посвященные восьмой годовщине со дня принятия Конституции республики. Власти и население по-разному воспринимают проведенный в марте 2003 года федеральным центром референдум по принятию Основного закона Чеченской Республики.
В торжественном мероприятии в честь очередной годовщины принятия Конституции Чечни участвовали представители руководства республики, правоохранительных органов и духовенства.
Спикер чеченского парламента Дукваха Абдурахманов отметил, что референдум по принятию Конституции Чечни проходил "в тяжелые для республики годы". По его словам, Ахмату Кадырову (бывшему главе республики, убитому в мае 2004 года в результате теракта в Грозном. - Прим. "Кавказского узла"), удалось "консолидировать народ".
Председатель Конституционного суда Чечни Султан Абдулханов заявил, что принятая в 2003 году Конституция "предоставила права на политический выбор и свободу слова, стала основой построения правового государства и гражданского общества". Абдулханов назвал референдум "особым событием, определившим будущее республики".
Несколько иначе проведенный 23 марта 2003 года оценивают представители неправительственных организаций и некоторые общественные деятели. Они отмечают, что он проводился в самый разгар контртеррористической операции в Чечне и не был признан международным сообществом.
"Как проходил этот референдум, и как активно в нем участвовало население Чечни, мы все прекрасно помним. Фактически голосование проходило под дулами автоматов, в воюющей республике. Достаточно вспомнить, как тогда еще президент России Владимир Путин заявил, что народ Чечни должен определиться, жить ли ему дальше при "зачистках" или нормально. Но даже это на людей не подействовало", - заверил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" один из бывших депутатов парламента Чечни созыва 1997 года, попросивший не называть своего имени.
Абсолютное большинство населения этот референдум проигнорировало, что было отмечено наблюдателями. "Народ не принял ни этот референдум, ни Конституцию, которую назвали "кадыровской". Власть сегодня может говорить все, что угодно, но отрицать то, что этот плебисцит фактически был проведен незаконно, не может никто", - уверен собеседник.
По его мнению, этот референдум был направлен "на подрыв чеченской государственности". "Наша республика имела свою Конституцию и все другие государственные атрибуты (имеет ввиду самопровозглашенную Чеченскую республику Ичкерию (ЧРИ). – Прим. "Кавказского узла"). Кремлю просто надо было делегитимизировать государственные институты ЧРИ, что они и пытались тогда сделать, объявив этот референдум", - считает бывший депутат парламента Чечни.
Он утверждает, что результаты референдума были подтасованы, и никакой консолидации народа не было: "Это было просто навязывание Кремлем своей воли народу, против которого велась полномасштабная война на уничтожение".
В 2003 году жителям Чечни было не до референдумов и выборов, полагает сотрудник местной общественной организации Руслан. Тогда в республике, отмечает он, в самом разгаре были крупномасштабные "зачистки" населенных пунктов, массово похищались и уничтожались люди.
"Достаточно вспомнить, что тогда происходило в нашей республике. Постоянно происходили вооруженные столкновения, совершались теракты и гибли люди. Населению было не до референдумов, оно просто пыталось выжить. Это был период, когда федералы проводили так называемые масштабные "зачистки" населенных пунктов, в ходе которых похищались и уничтожались десятки людей. Народ фактически этот референдум проигнорировал, это был своеобразный протест против действий Москвы в Чечне, но власти объявили его состоявшимся", - констатирует собеседник.
Еще в январе 2003 года бывший глава группы содействия ОБСЕ в Чечне Йорма Инки заявил, что считает проведение референдума преждевременным. Финский дипломат тогда подчеркнул, что присутствие в Чечне около 80 тысяч российских военнослужащих и общая нестабильность могут помешать свободному волеизъявлению чеченского народа. Отметим, что голосовали на этом референдуме и военные, и милиционеры, которых тогда в Чечне было почти столько же, сколько мирных жителей.
Согласно Конституции 2003 года, Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации. В принятом в 1992 году Основном Законе республики, так называемой "дудаевской" Конституции, Чечня объявлялась независимым демократическим государством со светской формой правления. В 2008 году в принятую в марте 2003 года Конституцию Чечни был внесен ряд изменений, которые касались процедуры выборов главы субъекта и сроков полномочий президента и депутатов парламента республики.