ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В связи с революционными процессами в арабских странах, Евросоюз существенно ослабит внимание к странам южного Кавказа, заявил в интервью "Кавказскому узлу" член научного совета, эксперт Московского центра Карнеги, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Андрей Рябов, комментируя отставку спецпредставителя Европейского Союза на южном Кавказе Питера Семнеби.
По словам Рябова "отсутствие экономических и внутриполитических реформ, демократизации общества, как видно из практики арабского Востока, приводит к социальным взрывам".
Эксперт добавил, что хотя в течение последних нескольких лет южный Кавказ для ЕС являлся достаточно важным, "однако, в связи с событиями в странах Магриба, арабского Востока и в Северной Африке, очевидцами которых мы являемся, внимание к Южному Кавказу будет меньше, поскольку для ЕС основным приоритетом становятся страны, находящиеся в непосредственной близости от Европы, и являющиеся важнейшими экспортерами нефти".
"Я несколько дней назад вернулся из Армении, где на конференции Питер Семнеби, прямо так и сказал: "Шансов у вашего региона быть в фокусе внимания ЕС немного. Сейчас для нас самое главное - это Северная Африка", - отметил эксперт.
По мнению Рябова, слабость позиции Евросоюза состоит в том, что "он не может предложить государствам южного Кавказа, - как в свое время странам Центральной и Восточной Европы, - перспективы членства в ЕС", а "перспектива "восточного партнерства", которая, по идее, должна создать условия для того, чтобы эти страны осуществили реформы европейского типа и создали с ЕС единое пространство, без неких обязательств со стороны стран южного Кавказа, неэффективна". Также, он полагает, что говорить об интеграции государств южного Кавказа с Евросоюзом, несмотря на их очевидное стремление к этому, преждевременно.
Рябов отметил, что хотя официальная версия отставки Семнеби связана с реформой внешнеполитической службы Евросоюза, но некоторые эксперты считают, что он, "с точки зрения руководства ЕС, якобы, слишком много времени уделял экспертным разработкам, стремясь найти какие-то варианты для улучшения ситуации. А сейчас, мол, Евросоюзу нужен не столько политик-интеллектуал, высокопоставленный эксперт, сколько профессиональный бюрократ, который, следуя духу и букве принятых международных актов, инструкций внешнеполитической службы ЕС, будет упорно продвигать определенную линию, не особенно задумываясь о ее эффективности".
Андрей Рябов затруднился назвать возможного преемника Семнеби, но, по его мнению, на этом посту "нужен либо кадровый дипломат, имеющий опыт работы на Кавказе или урегулирования конфликтов в других регионах мира, либо политик, который не ориентирован на выстраивание жесткой линии в отношениях с Россией и продвижение каких-то идеологизированных и ценностно окрашенных проектов".
По словам эксперта, главное, что необходимо приемнику Семнеби - творческий подход в поиске возможности диалога конфликтующих сторон региона. Рябов также считает, что одной из одной из важнейших задач нового представителя Евросоюза будет не только продолжение каких-то миротворческих инициатив, но и стремление побудить руководство стран южного Кавказа к реформам.
Андрей Рябов исключает наличие внешних угроз для государств региона, ни от России, ни от Ирана, ни от Турции.
Напомним, срок мандата Семнеби истек 28 февраля.