09:56 / 15.04.2011Убийств журналистов в России будет меньше, если угрозами в их адрес займутся правоохранители, заявили участники "круглого стола" в Москве

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Центральном доме журналиста в Москве 13 апреля состоялся "круглый стол" "Защита прав журналиста в России", его участники заявили о необходимости предания гласности всех случаев нападений на журналистов, угроз в их адрес. На встрече была представлена новая база данных о нарушениях прав журналистов, которая включает в себя все факты гибели журналистов в России с начала 1990-х годов (насильственной, преждевременной либо необъяснимой смертью), зафиксированные и задокументированные.

Новую базу данных представил собравшимся эксперт Международной федерации журналистов (МФЖ) Джон Кроуфут. Ранее "Кавказский узел" сообщал, что Джон Кроуфут побывал в Дагестане, где объяснил, почему он вовлечен в это дело: журналисты, по его словам, многое сделали, чтобы люди уважали законы, но у них самих нет защиты. По словам эксперта, он будет рад предоставить сведения, поскольку многие не знают даже имен, к примеру, погибших журналистов в Дагестане. В базе данных есть раздел по Чечне и другим республикам.  

"Россия с высокообразованным населением оказывается рядом с Сомали, где не существует ни закона, ни порядка, не прекращаются конфликты, где люди зачастую неграмотны. В двадцатке стран, начиная с 1991 года, между ними большая разница. В моей стране, Великобритании, за последние 20 лет был убит один журналист. За 18 лет, с 1993 года по сегодняшний день, в России погибли 322 журналиста", - констатировал Джон Кроуфут.

Россия с высокообразованным населением оказывается рядом с Сомали, где не существует ни закона, ни порядка, не прекращаются конфликты, где люди зачастую неграмотны

Первым в списке погибших в России журналистов значится Дмитрий Крикорянц, журналист из Грозного. "Его убили ночью 14 апреля 1993 года, расстреляли через дверь. Тогда в Грозном все знали имена преступников. Но расследованием этого убийства при дудаевском режиме никто не занимался. Одним из последних в базе данных – убитый 11 августа прошлого года главный редактор телекомпании "Махачкала-ТВ" Мухаммадвакиль Султанмагомедов. Его убили утром на самом оживленном перекрестке центральных улиц. По факту убийства было возбуждено уголовное дело. Однако сведений о результатах расследования не имеется. Этим, кстати, характерен не только Северный Кавказ", - отметил Кроуфут.

В мае этого года в Хорватии, неподалеку от сел Костайница будет открыт памятник корреспондентам Гостелерадио СССР в Югославии Виктору Ногину и Геннадию Куренному. Без малого 20 лет назад здесь, где проходила линия противостояния сербских и хорватских сил, погибли журналисты из тогда еще Советского Союза. На открытие памятника поедет делегация российских журналистов, вместе с ними будут и дети Виктора и Геннадия – теперь это уже взрослые люди. Об этом на "круглом столе" рассказал председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.

"Все эти годы мы не забываем ни детей, ни родителей погибших журналистов. Все дети за это время выросли, получили высшее образование. Шестеро ребят стали собкорами в других странах. Мы устраиваем встречи с родственниками погибших наших товарищей. Эти мероприятия проходят всегда очень трогательно", - поведал Всеволод Богданов.

Эти двое российских журналистов, погибших во время войны в тогдашней Югославии, не вошли в базу данных, которую представил Джон Кроуфут, и, согласно которой, по количеству погибших журналистов Россия находится в первой десятке стран.

Нам пока что не удается поднять на должный уровень значимость профессии журналиста

Всеволод Богданов отметил, что количество потерь меньше не становится. "Изменились "орудия труда" у тех, кто разгоняет работающих на митингах корреспондентов. У них появились специальные палки с металлическими набалдашниками. Мы до сих пор не имеем сведений о том, кто убил Влада Листьева, Диму Холодова и многих других. Создано много различных фондов, центров. Казалось бы, можно ждать каких-то подвижек в формировании общественного мнения. Однако в целом мало что изменилось", - подчеркнул Богданов.
    
"К сожалению, нам пока что не удается поднять на должный уровень значимость профессии журналиста. Это наше самое большое упущение. Если в США избили журналиста, я уж не говорю о такой трагедии, как убийство, можно только представить, что там произойдет, как всколыхнется общественное мнение, какие за этим последуют отставки. У нас, к сожалению, такого нет", - отметил председатель Союза журналистов России.  

Он обратил внимание на то, что на встрече присутствует представитель Генеральной прокуратуры. "Задача авторов сегодняшнего проекта простая: взять под строгий контроль все случаи, когда на нашу профессию нападают, когда нашу профессию пытаются извлечь из общественного сознания, в том числе и угрозами", -  подвел итог своего вступительного слова Всеволод Богданов.  

Джон Кроуфут отметил, что над базой данных погибших журналистов он длительное время работал совместно с Борисом Тимошенко из российского "Фонда защиты гласности". По ней можно не только получить исчерпывающую информацию о происшедшем, но и проследить всю предысторию случившегося: были ли в адрес журналиста угрозы, нападения, отметил эксперт МФЖ.

Выступая перед собравшимися, Джон Кроуфут привел примеры, когда расследование по поводу гибели журналиста велось недобросовестно, поверхностно, когда после вмешательства коллег, общественности дело отправлялось на дорасследование, и преступники были осуждены и ныне отбывают наказание.

Список нераскрытых убийств журналистов показывает, как обстоят дела в обществе. Если создается атмосфера безнаказанности, никто не отвечает за преступления, нападения на журналистов продолжаются

Так, по его словам, было в случае с гибелью корреспондента "Кавказского узла" Беллы Ксаловой. "Когда погибают журналисты в обычных ситуациях, то раскрываемость убийств стоит не на плохом уровне. Потому что за этим погибшим журналистом стоят его коллеги, телеканал или коллектив редакции, и коллеги помогают провести расследование. Но когда это заказное убийство, расследование идет гораздо хуже. Когда  дело доходит до судебного преследования за убийство журналиста, связанное с его работой, то и прокуратура, и Следственный комитет проявляют неспособность или нежелание привлечь к ответственности и осудить виновных", - констатирует эксперт МФЖ.

"Список нераскрытых убийств журналистов показывает, как обстоят дела в обществе. Если создается атмосфера безнаказанности, никто не отвечает за преступления, нападения на журналистов продолжаются", - отметил Джон Кроуфут.

Он привел цифры по современной России: "На каждого убитого журналиста приходится 10 человек, на которых было совершено нападение, но без смертельных исходов. Запугивание журналистов, угрозы в их адрес – такое происходит практически во всех уголках России. Наблюдатели ежегодно фиксируют от 10 и более заказных нападений различной тяжести".

По словам докладчика, те журналисты, которые занимаются расследованиями, подвергаются угрозам, но, как правило, в правоохранительные органы не обращаются. "Когда же нарушено молчание, и эта форма запугивания обнародована, риск насилия часто снижается. Если бы угрозы журналистам правоохранительными органами воспринимались всерьез и должным образом прослеживались, то число убитых журналистов в России могло бы быть в два раза меньше", - уверен Кроуфут.

Он полагает, что созданная его организацией база данных должна стать реальным инструментом и защитой работников СМИ в РФ и консолидированной работой всех заинтересованных сил общества. "Это своего рода школа народного контроля. В каждом населенном пункте есть СМИ и почти все журналисты сталкиваются с неприятностями. Но если все эти случаи угроз будут проконтролированы, и по каждому случаю будут какие-то обращения в правоохранительные органы, меньше станут угрожать, преследовать, меньше станут убивать. Это простая работа, которая не требует затрат, нужно просто информировать друг друга", - подчеркнул Кроуфут.

Нужно предавать гласности первые угрозы, тем самым предупреждая дальнейшие шаги потенциальных преступников, организаторов и заказчиков убийства

Секретарь Союза журналистов России Надежда Ажгихина, считает представленную базу данных Кроуфутом "началом пути". "Убийство журналистов – это уже конечная точка. Нужно предавать гласности первые угрозы, тем самым предупреждая дальнейшие шаги потенциальных преступников, организаторов и заказчиков убийства. Нужно озвучивать  все случаи нападения и угрозы. Нужно, чтобы правоохранительные органы, если журналист обратился к ним и сказал, что ему угрожают, принимали соответствующие меры", - отметила Ажгихина.   

"Необходимо знать, что первая защита нас же самих – это информация. Если тебе угрожают, то нужно информировать об этом правоохранительные органы, коллег, Фонд защиты гласности", - заявила секретарь Союза журналистов.

Ценность базы данных, которая будет опубликована в Интернете, в том, что благодаря ей "можно будет проследить не только как развивалась линия атак на журналистов, но и как на это реагировал коллектив редакции, общественные организации, правоохранительные органы", говорит Ажгихина.

Напомним, в декабре прошлого года в Москве прошла международная конференция "Обеспечение безопасного будущего журналистики в Восточной Европе", в ходе которой Джон Кроуфут также говорил об обновленной базе данных, в которой собраны и систематизированы факты гибели и нападений на российских журналистов. Тогда Кроуфут подчеркнул что, согласно базе данных, большая часть погибших в России журналистов либо работали и жили на Кавказе, либо освещали этот регион и проблемы, связанные с северокавказскими республиками.

Стоит также напомнить, что в феврале этого года Европарламент на заседании в Страсбурге принял жесткую резолюцию о ситуации с соблюдением прав человека в России. В резолюции, помимо прочего, говорится о нарушении прав человека на Северном Кавказе. В документе перечисляются убийства российских журналистов и правозащитников, в том числе Натальи Эстемировой, Заремы Садулаевой, Алика Джабраилова, Макшарипа Аушева, Станислава Маркелова, Анастасии Бабуровой и Анны Политковской. Европарламент вновь призвал власти России найти и привлечь к суду убийц российских журналистов и правозащитников.

Автор:Татьяна Гантимурова