11:40 / 15.05.2011В Дагестане пройдет митинг дидойцев

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В столице Дагестана на 17 мая намечен официально разрешенный митинг, где будут озвучены требования по защите интересов дидойского народа, сообщила организатор мероприятия, жительница поселка Шамхал Кировского района Махачкалы Халисат Гамзатова.

"Дидойцы - отдельный этнос. У нас своя культура, язык и история. Кроме того, нас в 1944-1957 годах вслед за выселением ингушей и чеченцев в Казахстан насильственно переселили на территорию Чечни, ликвидировав административный район, а с восстановлением Чечни возвратили обратно. Переселение шло под дулами автоматов, на сборы давался минимум времени, с собой разрешалось взять минимум имущества, дома на глазах переселяемых поджигались. В процессе переселения многие погибли от болезней и лишений", - говорит Гамзатова.

Организаторы надеются, что митинг отчасти поможет решить проблемы дидойского народа. "Нужно обратить внимание власти на наши беды, может быть, и будет какая-то реакция, хотя до сих чиновники делали вид, что в природе вообще нет дидойцев", - заявила Гамзатова.

Напомним, в течение последних двух лет представители дидойского народа неоднократно озвучивали различные инициативы. В частности,  4 января 2011 года в поселке Шамхал прошло собрание с обсуждением поездки ныне покойного земляка Гамзатовой Магомеда Гамзатова в Грузию, где он обратился к парламенту Грузии с просьбой оказать содействие в решении проблем дидойцев - развитии языка, культуры, признания отдельным этносом.

В феврале стало известно, что администрация президента России передала данные о проблеме дидойцев, поднятой Магомедом Гамзатовым, в аппарат представителя президента в СКФО Александра Хлопонина.

Сам житель поселка Шамхал Магомед Гамзатов был найден мертвым на месте работы 4 февраля. Родственники погибшего считают, что его отравили. Гамзатов получил известность за пределами республики после своего обращения к президенту Грузии Михаилу Саакашвили с просьбой посодействовать в решении проблем дидойцев - развития языка, культуры, признания отдельным этносом.

Справка. Дидойцы (самоназвание -"цези") - один из малочисленных народов Дагестана, исторически проживающий в Цунтинском районе на границе с Грузией на одном из перевалов Главного кавказского хребта. Сейчас дидойцы компактно проживают и в равнинном Дагестане, в поселке Шамхал пригорода Махачкалы, поселке Комсомольское Кизилюртовского района и в Кизлярском районе. Часть историков считают дидойцев субэтнической группой в составе аварцев, часть - говорят об их грузинском происхождении. По другой версии, цезы  - подгруппа дидойцев, коренного исчезающего народа, который не относится ни к грузинам, ни к аварцам.

Автор:Ахмед Магомедов
15.05.2011 в 15:31mikail055
приходите дидоцы(цезы)
15.05.2011 в 23:27mikail055
Ассаламу алайкум ва рахlматулагьи ва баракату просим дидойцев что бы очнулис от длительного сна. приходите на митинг 17 мая что бы вы поддержали нас. победа или рай держитес дидойцы мы болеем за вас. да поможет вам АЛЛАГЬ.
16.05.2011 в 12:47amir030473
какая справедливость??? апри чем тут нынешняя преступная власть??? Не они же вас выселили!!! если вас оттуда насильно выселили то возващайтесь туда же обратно!!!кто вас держит??? Глупость какая то!!! Кому то власть нужна вот и толпу собирают, а скорее всего идет компания развала аварского народа и кому то высокую должность обещали и деньги уже проплачены за организацию развала!!! За этим скорее всего стоит УГОЛОВНИК по кличке ГОЛОДНЫЙ!!
16.05.2011 в 15:03publicit
Я хотел бы сказать что комментария под логином mikail055 несет экстремистический характер, а цунтинци против этого против какого-то насилия и СМИ целенаправленно надувают информация против цунтинского района, если ни против цунтинцев то почему тогда нынешняя администрация не решает эту проблему на политическом уровне а не какими-то неразрешенными митингами. И я удивлен комментарий «победа или Рай» о каком победе идет речь цунтинци что воюют с кем-то, и то что творят эти кучка так называемых «цунтинских ваххабитов», эти кучка заблудших людей, и за них у людей формируется плохое представление против цунтинцев, а мы против этого. Сейчас 21 век и проблемы надо решать деловым путем.
16.05.2011 в 19:10kamil...

amir0304 ты [...] что уже от тебе говорит.давай я назоову тебя евреям а завтра американцам а потом кем нибудь другим и ты должен будеш эти языки разве это тибе пондравится. ---------------------------------------------------------------

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности.]

16.05.2011 в 23:48Cezi05

РУБИКОН е[...] Ти откуда эт взял ми ни куда уйдем это наша землю Цунта ---------------------------------------------------------------

[Сообщение удалено модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности и оскорбления.]

17.05.2011 в 09:50publicit
amir0304…. И еще ты возведи Хвалу Аллаху за то что такое не настигло твоих предков а не рассуждать как попало. Сколько людей погибло при переселении Историю не перепишешь.
17.05.2011 в 09:56publicit
amir0304…. и следи за своими словами… не позор себя ты показываешь свое истинное лицо, причем тут Аварци не Аварци здесь речь не идет про нации, здесь речь идет об ИСТОРИИ переселения и изгнания. Мы вместе другими нациями многонациональной республики как одна единая семья, и не надо здесь высказаться фашистские лозунги .
17.05.2011 в 03:14kamil...

Cezi05 ты молодец красавчик настояший цезы а amir0304 [...] он как даниял называеть белое черным а черное белым ---------------------------------------------------------------

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности.]

17.05.2011 в 09:23amir030473

kamil....ВАМ ЖЕ ХОРОШЕЕ ГОВОРЮ !!! НИЧЕГО НЕ ДОБЬЕТЕСЬ ОТВЧАЮ ЗА СВОИ СЛОВА!!! ТЫ И ЭТОТ ЦЕЗИ 05 Я ВИЖУ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ ЧТО ВЫ НЕ АВАРЦЫ, ЕСЛИ НА ТО ПОШЛО КОМУ ВЫ [...] НУЖНЫ??? И БЕЗ ВАС ОБОЙДЕМСЯ!!! ТОГДА ПРЕКРАТИТЕ ПЕТЬ НА АВАРСКОМ ЯЗЫКЕ, ПОЙТЕ НА СВОЕМ ГЬИКЬ МИКЬ!!! СЛУШАЕТЕ КОГО ПОПАЛО И КАК [...] ИДЕТЕ ЗА НИМ, КТО ЖЕ ВАС НАДОУМИЛ НА ЭТО ПОСМЕЩИЩЕ???? ----------------------------------------------------------------

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

17.05.2011 в 09:47publicit
amir0304…. При чем тут позор, это касается чести я удивлен твое позицией сразу ставишь штыки по дороге, и тебе вообще какое дело до Цунтинцев не из твоего кармана деньги будут выплачивать. Здесь речи идет о признании насильственного изгнания народа из своих домов и переселения в другие регионы, и вот этот факт государство не хочет признавать, мол, они по добровольной основе переселились это же не так это абсурд. А если государство признает что оны насильно переселили, то государство обязано выплачивать компенсацию как это делается в соседней Чеченской республике.
17.05.2011 в 14:57amir030473
publicit- допустим что их переслили насильно ну и что ??? разве это было плохо для них? чем бегать там в горах по скалам и леса не лучше ли оказаться и жить на равнине??? Лучше бы молчали бы !!!Да и к тому же если эти компенсации выделят государство, эти деньг в карман положат пару человек остальным палец дадут посасать, кто то хочет за счет этих митингов копейку заработать! И так по моему за пожар они ничего не получили а получили Валет и еще кое кто наверно пару человек!!! им лучше придерживатся аварцами а то совсем потеряются в многонациональной республике и забудут что они вообще есть! Я что то до сих пор не слышал что малочисленные национальноси что то получали таким путем у нас в Дагестане, да и не получат никогда пока эта шайка поддонков у власти!!! Вы верите в эти сказки что простые цунтинцы что то получат???? Не смешите меня пожалуйста!!!
17.05.2011 в 15:57publicit
amir0304… вижу, ты плохо разбираешься в ИСТОРИИИ переселения, если оставили бы, куда переселили то это было бы идеально, но когда чеченцы обратно вернулись свои дома из Казахстана пришлось их освободить и вернутся обратно. Я не понимаю твою позицию тебе вообще какое дело до цунтинцев тебя ущемляли в чем та или что? Во вторых нету разницы между Аварцами или Даргинцами и т.д…. мы все мусульмане и ближе из нас тот кто богобоязненное к Аллаху. Если все нации, которые проживают в Дагестане и в целом в России рассуждали, как ты, то в Дагестане было бы давно гражданская война но Альхамдулиллах этого нет. И проблема насчет малочисленной нации который стоит перед правительством Дагестана его надо решать, а не терять надежду и не ждать кто-то другой вместе тебя будет решать эту проблему.
17.05.2011 в 16:55amir030473
а решать можно только если не отколоться от тех с кем много общего, решать нужно все вместе сообща отодвинув в сторону воров аферистов казнокрадов.Есть же старая поговорка горцев, что веник можно поломать если каждую веточку по отдельности ломать а вместе ее не сломать! А на счет Аварцев и Даргинцев скажу есть очень большая разница очень большая только слепой может это не видеть а глухой не слышать об этом. Просто нужно кругом хорошенько присматриваться кто что делают и как. на счет мусульман скажу в Исламе тоже очень много течений а правильная только одно и придерживаться нужно только этой правильной.
16.05.2011 в 16:57amir030473
kamil.... дидойский народ, андийский народ , прямо как арийцы!!! -заколебали уже, Ну скажет ннынешняя власть извините за СССР ну что из за этого??? Что то измениться??? А ты сам то готов нести отвественность за грехи родственников близких односельчан????
16.05.2011 в 11:50kamil...
мы хоетим спроведливаоссти. Вед действительно мы были изгнаны из своих дамов был геноцид дидийцов. а если на то будет воля АЛЛАhА мы и отдельное государство сможем сделать
16.05.2011 в 15:35kamil...
мы довно возвратилис на родину, но от государства не услышали ИЗВЕНИТЕ ДИДОЙЦЫ если ты говориш что нынешняя госудодарства не виновата то почему она не признает вину террористического государства СССР.а то что ты говориш кому то власть нужна вот и толпу собираю это не правда.
16.05.2011 в 23:40Cezi05
Amir0304 Ле ти чё тут делаеш Тебе какая разница ти языком следы ти кто такой воопше !..ТИ воопше знаеш здесь очём идет речь ?
17.05.2011 в 12:53Cezi05
И ещё как нагло здесь пишите
17.05.2011 в 16:59amir030473
Клянусь всем святым я буду искренне искренне от всего сердца рад если каждый простой Цунтинец получат эти деньги если они их получат! Пожием увидим!
17.05.2011 в 17:29publicit
amir0304… я не хочу спорит, но надеемся на лучшее что когда-нибудь Справедливость восторжествует!
17.05.2011 в 16:44amir030473
это ты по моему плохо разбираешься, никто никуда вернулись, вернулись наверно единицы и то наверно пожилые люди их всегда тянут в родные места в горы. А это что????-Сейчас дидойцы компактно проживают и в равнинном Дагестане, в поселке Шамхал пригорода Махачкалы, поселке Комсомольское Кизилюртовского района и в Кизлярском районе. Да мне никакого дела нет до этих цунтинцев, пусть верх ногами ходят!!! Просто народ никак не хочет понимать что их обманывают некоторые поддонки и хотят за счет вот таких митингов простого народа деньги выбить из казны и себе в карман положит! А деньги эти простые люди никогда в глаза не увидят!!! Пусть ждут и надеются может когда нибудь поумнеют!!!
16.05.2011 в 16:59amir030473
НЕ ПОЗОРЬТЕСЬ ЛУЧШЕ!!!
16.05.2011 в 07:54Рубикон
и чо вы хотите ? отдельного государства в поселке шамхал ?
17.05.2011 в 12:52Cezi05

Ле Amir мы итак не разгавариваем на аварском мы чисто на дидойском [...] нам нужно ваша нации ! Итак 1957 это вы нас кинули почему потому что тогда ви приняли маг!арулъи ---------------------------------------------------------------[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

17.05.2011 в 17:57MIKAIL...
Дидойцы (цезы). Историко-этнографическое исследование. XIX – начало XX века Махачкала 2000 ВВЕДЕНИЕ Историко-этнографическое исследование отдельно взятого народа само по себе уже важная задача, дающая многогранное, комплексное представление об исторических судьбах, путях развития, особенностях хозяйства, материальной и духовной культуры, семейного и общественного быта того или иного этноса. Кроме того, подобное исследование окажет неоценимую помощь в работе по изучению социально-политической структуры народов Дагестана, особенностей его культурно-исторического развития и связей. Письменные сведения о дидойцах разбросаны в различных сочинениях грузинских, армянских, персидских, арабоязычных и русских авторов. Сведения эти касаются и военно-политической истории, и исторической географии, затрагиваются здесь отдельные вопросы общественного быта, материальной культуры, идеологии. Определенное значение для изучения ранней истории дидойцев имеют сведения греческих и римских писателей (1-П вв. н.э.). В сочинениях Плиния (I в.) и Клавдия Птолемея (II в.) наряду с другими народами Кавказа упоминаются и дидойцы (дидуры), которые располагались на границе с Грузией рядом с тушинами1. Ценные сведения о дидойцах и сопредельных народах (с древнейших времен до позднего средневековья) содержатся в грузинских источниках. Отсюда же можно почерпнуть отдельные черты их общественного строя и бытовой культуры2. Для изучения истории и этнографии народа в XVII в. большое значение имеет сочинение царевича Вахушти3. О взаимоотношениях дидойцев с Грузией в период персидских и турецких завоеваний пишет П. Иосселиани4. Ряд вопросов социально-политической истории Дидо, взаимоотношений Грузии с народами Дагестана, их совместной борьбы против завоевателей нашли освещение в работе 1 Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе. Тифлис, 1884 С. 113-167. 2 Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России Описание Осетии, Дзур-дзукии, Дидоэтии, Тушетии, Алании, Джикетии // СМОМПК. Тифлис, 1897. В.12. 3 Вахушти, царевич Грузии. География Грузии. Тифлис, 1904. С. 130-131. 4 Иосселиани П. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей -магометан. Тифлис, 1849. С. 14. С. Баратова «История Грузии», в которой, в частности, содержатся краткие характеристики общественного быта и духовной культуры изучаемого народа1. В «Краткой истории Грузии» царевича Давида описаны события, связанные с историей народов Дагестана. Этнографического материала в работе чрезвычайно мало2. Интересные сведения содержат сирийские и армянские источники, относящиеся к раннему средневековью. Так, в «Армянской географии VII в.» наряду с другими народами Дагестана называются и дидойцы3. Для освещения вопроса общественного развития дагестанских народов, в том числе дидойцев, большое значение имеют сирийские источники. Согласно этим сведениям дидойцы «жили в горах и имели крепости»4. Большой интерес представляют также сведения, содержащиеся в трудах арабоязычных авторов. В сочинении Балазури «Книга завоевания стран» (IX в.) говорится о наличии у дидойцев вождя по имени Дудан5. С ним перекликается и во многом дополняет его автор X в. Ибн-ал-Факих, который, описывая события VI века, связанные с завоеваниями Хосрова Ануширвана, подчеркивает роль и значение политического объединения Дудан. Что особенно важно -здесь же приводятся сведения, помогающие изучить происхождение жителей Дудан и проливающие свет на отдельные стороны этнографии народа6. В сочинениях известного арабского географа и путешественника Али-ал-Масуди (X в.) содержатся очень важные сведения о «царствах» Дагестана, о поселениях, о природных условиях. Несомненный интерес представляют и его сообщения о религиозных верованиях дидойцев, об их особых обычаях бракосочетания, торговых • 1 Баратов С. История Грузии. СПб., 1871. 1-2 тетр. 2 Давид, царь Грузинский. Краткая история Грузии. Тифлис, 1893. •’ Армянская география VII в. / Пер. Патканова К.П. СПб., 1877; см. также: Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Хоренскому М. // Журнал Министерства народного просвещения. 1883, март. В.226. С.28. 4 Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л., 1941.С.165. 5 Балазури. Книга завоевания стран / Пер. Жузе Л. Баку, 1927. С.5-6. Ибн-ал-Факих. Из книги о странах / Пер. Караулова Н.А. // Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК. Тифлис, 1901. В.31.С.15. сделках, а также материал о взаимоотношениях дидойцев с Ширва-ном и с другими владениями Закавказья. Письменные сведения по истории союза сельских обществ Ди-до, относящиеся главным образом к XVШ-XIX вв., содержатся в западно-европейских источниках. Это в основном сведения участников военных походов и научных экспедиций. Важные историко-этнографические сведения о территории, занятиях населения, торговле, религии >и взаимоотношениях с другими обществами содержит, труд И. Гербера1; Особый интерес для исследуемой темы представляет работа акад. Гильденштедта2. В ней имеются сведения о составе союза Ди-до, экономике дидойцев и сопредельных народов, политическом управлении, религии, торговле и обычаях. Следует отметить также сведения, характеризующие социально-экономическое и политическое развитие горцев, их быт и традиционную культуру в первой половине XIX в., которые имеются в трудах Ю. Клапрота3, М.А. Коцебу4, И.И. Норденстама5. Однако надо отметить, что эти сведения очень скупы, отрывочны, авторы их ограничиваются простой констатацией фактов. Ценность их снижается и тем обстоятельством, что сведения эти собирались понаслышке и из других источников, в частности грузинских. По этой причине авторы не всегда смогли разобраться в социально-политическом строе дидойцев, в результате чего приходили к неверным выводам. Так, например, И.И. Норденстам идеализирует общественный строй дидойцев, называя их объединение «федеративной республикой». Ценный материал об экономике дидойцев, о взращиваемых зерновых культурах, хуторской системе хозяйства и др. содержится в работе Ф.И. Рупрехта6. Описывая хозяйство дидойцев, он, как нам 1 Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728г. //ИГЭД. С. 113. 2 Путешествия акад. Гильденштедта И.А. через Россию по Кавказским горам в 1770-73 гг. СПб., 1809. 3 Клапрот Ю. Историческая, географическая и политическая карта Кавказа и провинции, находящиеся между Россией и Персией. Париж—Лейпциг, 1827 // РФ ИИАЭ. Ф.1. ОП.1.Д.17.Л.10. 4 Коцебу М.А. Сведения о джарских владениях. 1926 г. // ИГЭД. 5 Норденстам И.И. Описания Антль-ратля. 1832 г. // ИГЭД. 6 Рупрехт Ф.И. Верхний предел различных культурных растений на Главном Кавказском хребте / Оттиск из записок Императорской Академии наук. 1860. Т.5. кажется, правильно вскрывает причины упадка земледелия в этом крае. Во второй половине XIX в. значительную группу литературных источников о дидоицах составляют описания русских авторов, оставивших нам сведения историко-этнографического характера. Для изучения поставленной проблемы очень важны сведения, собранные Н.И. Вороновым. Особенно ценными являются его сведения о формах земельной собственности, занятиях населения, взаимоотношениях с другими обществами, о структуре джамаата1. Ряд вопросов из социально-политической истории Дидо, взаимоотношении народов Грузии и Западного Дагестана, особенностей быта и семьи, духовной культуры, экономического развития нашел освещение и в сочинении Н. Дубровина2. В 80-х годах XIX века в Дидо побывал Е. Марков. Его работа «Очерки Кавказа»3 скорее носит описательный характер с различными дорожными приключениями. При всем своем неприязненном отношении к горцам, он оставил ценные сведения о занятиях населения Дидо, хуторах, жилище, одежде, о своеобразии ведения хозяйства дидойцев. Немало ценных сведений о цунтинцах содержится в трудах Р. Эркерта4 и Е. Вейден-баума5. В их работах имеются сведения о территории, занимаемой дидойцами, о демографии, об их хозяйственной деятельности, торгово-экономических связях с другими народами Дагестана и Грузии. Однако, отметим, что они не смогли разобраться в социальной организации горцев, говорили о них как о «диких племенах». Много ценных историко-этнографических сведений о дидоицах, в частности о формах земельной собственности, формах хозяйства, отходничестве и т.д., относящихся ко второй половине XIX в., освещены в публикациях начала XIX в.6 Из них наиболее ценными являются Акты Кавказской Археографической Комиссии в 12 то- 1 Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану // ССКГ. Тифлис, 1868. В.1. 2 Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Кн.1. СПб., 1871. С.503-504. 3 Марков Е. Очерки Кавказа. СПб.; М., 1887. 4 Эркерт Р. Кавказ и его народы. Лейпциг, 1887 // РФ ИИАЭ. Ф.1. Оп.1. Д.32. Л.5. 5 Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис, 1888; Его же. Материалы для историко-географического словаря Кавказа // СМОМПК. Тифлис, 1894. В.20. 6 Весь Кавказ / Редакция и издание А.С. Шапсович. Баку, 1914. мах, в которых содержится большой фактический материал, характеризующий социально-экономическую и политическую историю Дидо, сведения об управлении и судопроизводстве и др.1 Одной из интереснейших работ дореволюционных авторов, посвященных описанию быта горцев Дагестана в целом, дидойцев в частности, является труд Е.И. Козубского2. Он дает подробный перечень союзов сельских обществ Дидо, указывает количество домов и населения, рассматривает различные стороны экономической жизни дидойцев и описывает военно-политические события, которые происходили на данной территории. Летом 1910 года А.К. Сержпутовский был командирован этнографическим Отделом Русского Музея в Андийский округ для сбора историко-этнографического материала о дидоицах. Несмотря на некоторые недостатки и неточности, в целом А.К. Сержпутовскому удалось собрать интересный материал о дидоицах: о жилищах, занятиях населения, трудностях ведения хозяйства, о земледельческом календаре, ремесленном производстве, пище, об одежде народа. Интересны его сведения об общественном строе дидойцев, где еще в начале XX века сохранились институты более ранних этапов развития общества. В конце работы автор дает краткий словарь ди-дойского языка3. Историко-этнографическое изучение дидойцев продолжалось и в советское время. В 1926-1927 гг. с целью историко-этнографического исследования дидойцев в Дагестан прибыла К.П. Данилина. В результате поездок она смогла собрать ценный этнографический материал по дидойцам, в частности о жилище, одежде, пище, сельскохозяйственном календаре, свадебных обрядах, об обычаях и т.д.4. Значительный интерес для нашего исследования представляет статья И.В. Мегрелидзе «Дидойцы и название «Дидо»5. В ней автор ‘АКАК. Т. 1-12. Тифлис. 2 Козубский Е.И. Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. В.1. 3 Сержпутовский А.К. Поездка в Нагорный Дагестан. Петроград, 1917. С. 273-300. 4 Данилина К.П. Этнографическое обследование Дидо. Махачкала, 1928 // РФ ИИАЭ. Ф.5. Оп.1. Д.71. 5 Мегрелидзе И.В. Дидойцы и название «Дидо» // Труды Тбилисского госу- 7 правильно определил характер и уровень экономического развития Дидо, остановился на высказываниях различных ученых об этимологии термина «Дидо». В статье «Археологические находки в Ди-до» он в целом правильно определил место и назначение горы Ки-дилишан (Гора кукол) в ритуально-культовой жизни народа. Заслуживает внимания также и работа И.А. Джавахишвили, где он, рассматривая проблемы истории Грузии, попутно останавливается на вопросе об этногенезе чеченских и дагестанских племен, затрагивая в частности и дидойцев1. Серьезным вкладом в изучение народов Андо-цезской группы явилась работа Е. Шиллинга2, в которой автор, в частности, сосредоточил свое внимание на выяснении структуры тухума, межтухумных отношений, тухумной собственности. Особое значение для правильного понимания характера социальных отношений, господствовавших в Дидо и Капуча в XVIII – нач. XIX вв., имеет вывод Е. Шиллинга о том, что «во второй половине XIX века процесс феодализации только-только зарождался и не был еще сколько-нибудь твердо оформлен»3. Большой интерес представляют также выводы В. Минорского относительно политического объединения Дидо в раннем средневековье4. В научно-теоретическом плане и с точки зрения непосредственного решения проблем настоящего исследования чрезвычайно важна коллективная фундаментальная работа группы ведущих историков Дагестана5, а также работы Р.М. Магомедова6, Х.О. Хашае-ва , С.Х. Асиятилова, М.Р. Гасанова8 и др., коллективное исследо- дарственного учительского института им. А.С. Пушкина. Тбилиси, 1941. С. 175-187; См. его же: Археологические находки в Дидо // САЛ951. №15. Джавахишвили И.А. Основные историко-этнографические проблемы Грузии, Кавказа и Ближнего Востока древнейшей эпохи // ВДИ. 1939. №4. С. 47. 2 Шиллинг Е. Народы Андо-цезской группы // РФ ИИАЭ. Ф.5. Оп.1. Д.37. «* Там же. 4 Минорский В. Очерки по истории Кавказа // РФ ИИАЭ. Ф.1. Оп.1. Д.321. Л 13. 5 История Дагестана. М, 1968. Т.1. 6 Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в ХУШ-начале XIX века. Махачкала, 1957. 7 Хашаев Х.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961. Асиятилов С.Х. Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев. Махачкала, 1967; Гасанов М.Р. Исторические связи Дагестана и Грузии. Махачкала, вание дагестанских этнографов по материальной культуре аварцев и др. Значительная научная работа по историческому и этнографическому изучению проделана Д.М. Магомедовым. В ряде статей им освещаются вопросы социальных и земельных отношений, ремесел и промыслов, духовной культуры народа в ХУ1П-Х1Х вв.2. Ряд его научных разработок по дидойцам историко-этнографического и исторического характера хранятся в Рукописном фонде Института ИАЭ ДагНЦ РАН3. В работе использованы документы архивных фондов, находящихся в основном в ЦГИА ГР и ЦГА РД. Большую ценность для характеристики политического строя дидойцев в исследуемый период имеет фонд 229, оп. I, д. 13 – «Проект положения о сельских обществах, их общественном управлении в Дагестанской области». В фонде 416, оп. 3 имеются ценные сведения для разработки социальной истории дидойцев. Большое значение для характеристики экономического положения дидойцев, аграрных отношений, взаимоотношений с другими народами, ремесленного производства, торговли имеют материалы фондов «Начальника канцелярии главноначальствующего по военно-народному управлению Кавказского края» (ф. 229, оп. 2, д.д. 355, 515; ф. 231, д.д. 104, 299, 360,208), «Правителю Грузии от Телавско-го управляющего (рапорты)» (ф. 16, оп. I, д.д. 641, 170), «Капучин-скому лезгинскому обществу или так называемому Дидоевскому» (ф. 16, оп.1, д. 1872). Особое место среди архивных документов занимает «Посемейный список жителей Дидойского наибства Андийского округа 1886 г.» (ф. 21, оп. 5, ед.хр. 114, л.. 1-342, ЦГА РД), где имеются сведения о количестве скота, земли и о формах земельной собственности. 1 Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. 2 Магомедов Д.М. Земельные отношения в Дидо в XVIII – нач. XIX вв. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Махачкала, 1974. В.5.; Его же. Исторические сведения о дидойцах // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. В.2.; Его же. Занятия населения Дидо в XVIII – нач. XIX в. // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. В.З.; Его же. Социально-экономическое развитие союзов сельских общин Западного Дагестана в XVIII – нач. XIX вв. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980 и др. 3 См.: РФ ИИАЭ. Ф.З. Оп.1. Д.157, 192, 218, 233, 247, 276 и др. 9 Немаловажное значение для изучения состава союза Дидо, а также данные о количестве населения, хозяйств и скота имеют также ежегодные отчеты начальника Андийского округа (ф. 2, оп. I, ед.хр. 27). Глава I КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ДИДО Цезы, ц1унт1ал, дидойцы – одна из народностей Дагестана, родственная аварской группе, занимающая территорию юго-западного Дагестана (нынешний Цунтинский район). Цезы – самоназвание ди-дойцев (це| – орел, цезы – жители орлиного края). Аварцы называют их ц1унт1ал, а территорию их – Щунт1а. Происхождение названия связано с языком андийской группы народностей. «Дидо» и производное от него «дидойцы» – слово грузинское. Относительно происхождения этого термина высказывались самые различные предположения1. Так, академик Н.Я. Марр считал, что «дидо – усеченная форма имени Дидир, Дидур. Последняя форма, по мнению ученого, имеет в топонимике Дидо свое спирантное соответствие в названии Китури (селение в обществе Иланхеви): по-дидойски это звучит как «Кито» вместо «Китор», как и слово «Дидо» вместо «Дидир», «Дидур». М.Г. Джанашвиили в термине «Дидо», «Дидур» усматривает грузинское слово сйсН – большой2. А.М. Дирр пишет, что Дидо – это грузинское слово, означающее «великан»3. В связи с этим большой интерес представляет утверждение Г.А. Меликишвили о конфедерации племен Диаухи, среди которых имеется племенное объединение. Согласно этнографическому материалу в прошлом территория Дидо была густонаселенной. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки разрушенных поселений. По рассказам старожилов большое количество дидойцев было увезено и продано в рабство кизылбашами. Численность населения значительно сократилась и в результате частых нападений со стороны грузинских феодалов. На территории Грузии во второй половине XVIII в., согласно документам, проживало 4000 дидойских семейств, взятых в плен в XVII-XVIII вв5. 1 См.: МегрелидзеИ.В. Дидойцы и название Дидо //Труды Тбилисского государственного учительского института. Тбилиси, 1941. Т.У. С. 186. 2 Там же. С. 185. 3 Дирр А.М. Современные названия кавказских племен // СМОМПК. Тифлис, 1909. Вып.40. С. 22. 4 Меликишвили Г.А. Диаухи // ВДИ, 1950. №4. С. 26. 5 Цанарели А. Новые архивные материалы для истории Грузии XVIII столетия 11 Наиболее ранние сведения о количестве хозяйств дидойцев мы находили у Клапрота. Он пишет, что в «республике Дидо и Унзо», живущих у истоков Самура, число семейств составляет – 45001. Правда, Ю. Клапрот ошибочно объединяет Дидо и Унзо: общество Унзо в составе 3-4 аулов в исследуемый период входило в состав Капучинского общества. Относящиеся ко второй половине XIX века источники о народонаселении территории Дидо довольно противоречивы. Так, А.В. Комаров насчитывает в Дидо 1184 дворов с населением 4010 чел.2. В 80-е годы XIX века Эркерт писал, что в Дидо было всего 9000 чел.3. По архивным данным (на наш взгляд наиболее достоверным) в 1896 году здесь насчитывалось более 5000 чел.4. Согласно сведениям, извлеченным из посемейных списков Закавказского края, в Дидо на конец века насчитывался 971 двор5. Союз Дидо с юга граничил с Кахетией, на западе – с Тушетией, на севере и северо-западе – с обществом Ункратль, восточными соседями дидойцев были капучинцы. Территория Дидо окружена горными хребтами: на юге Главный Кавказский, на востоке тянутся Богосский и Мичитлинский хребты, на северо-западе возвышаются отроги Перикительского хребта. Поверхность Дидо сильно расчленена на множество ущелий, главными из которых являются Асах, Иланхеви, Сабакинусхеви. По главным ущельям текут реки, одно-именые с названиями этих ущелий. Все они сливаются в местности Шаури, образуя бурную реку Митлуда или Щунт1адерил г!ор, которая в свою очередь, в урочище Сагада, соединяется с Тушинской Лазанью. Кроме вышеперечисленных рек по всем малым и большим ущельям Дидо текут маленькие речки. Археологические материалы свидетельствуют о древнейшем освоении человеком данного региона. Так, например, в своей работе // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1883. 4.22, январь. С. 129. 1 Клапрот Ю. Историческая, географическая и политическая карта Кавказа и провинций, находящихся между Россией и Персией. Париж, Лейпциг, 1827 // РФ ИИАЭ.Ф.1. Оп.1.Д.10. 2 Комаров А.В. Народонаселение Дагестанской области // ЗКОРГО. Тифлис, 1873.В.8. С. 12-13. 3 Эркерт Р. Кавказ и его народы. Лейпциг, 18,86 // РФ ИИАЭ. Ф.1. Оп.1. Д.5. «ЦГАРД. Ф.2. Оп.1. Д. 10. Л.9. 5 Дагестанская область // Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886. Тифлис, 1886. 12 А.А. Иессен перечисляет вещественные памятники, обнаруженные на территории Дидо1. Коллекция находок в основном включает бронзовые фигурки людей и животных, которые А.П. Круглов считает схожими с инвентарем Казбековского клада и датирует УЧУ вв. до н.э.2. Во время археологических работ на культовой горе Ки-дилишан (Гора кукол) И.В. Мегрелидзе также обнаружил большое количество бронзовых статуэток. «Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подобные изображения, – пишет он, – распространены в горных местностях Кавказа (Сванетия, Казбек, Тушетия, Хевсуретия). Они напоминают некоторые кавказские, урартские и сирийские изображения»3. Д.М. Атаев после анализа памятников Бежтинского могильника (У1-УШ вв.) пришел к следующему выводу. «Культура дидойских районов, представленная инвентарем Бежтинского могильника, несмотря на бурное развитие, сохранила ряд архаических черт и отличается от культуры не только собственно Аварии, но и всего горного Дагестана»4. Как известно, во II тысячелетии до н.э. в районе озера Ван и Месопотамии образовались государства Миттани и Хурри. В конце П тысячелетия до н.э. они распались под ударами Ассирийской военной державы. Согласно утверждению Г.А. Меликишвшш, после этого вплоть до возникновения в середине IX в. до н.э. Урартского царства, самым мощным политическим образованием становится царство Диаухи5. В этой связи интересны сообщения автора о племенном составе страны Диаухи, где вместе с другими племенами упоминается и сНсНш6. Во второй половине первого тысячелетия мы встречаем дидой- 1 Иессен А.А. Работы на Судаке: Отчет о работах // Известия ГАИМК. М.; Л., 1935. В.ПО. С.34-35. 2 Круглов А.П. Культовые места горного Дагестана // КСИИМК. М.; Л., 1946. В.12. С. 38. 3 Мегрелидзе И.В. Археологические находки в Дидо // СА. 1951. №15. С. 287-288. 4 Атаев Д.М. Основные итоги историко-археологического изучения средневековой Аварии // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1965. В.6. С. 192. 5 Меликишвили Г.А. Указ. соч. С. 26. ‘ Там же. С. 39. 13 цев в повествованиях грузинских летописей на северовосточной территории современной Грузии, в Кахетии. Народная легенда повествует, что дидойцы во главе с могущественным вождем по имени Дидо располагались в районе Телав. В результате упорной борьбы (неизвестно с кем) Дидо был убит, а народ переселился на современную территорию Дидо1. Возможно, поэтому упомянутые выше племена и племенные объединения, в том числе ёкН, (НсНш, были постепенно вытеснены с территории Южного .Закавказья, т.е. с юго-восточной части современной Грузии, где локализует их Г.А. Меликишвили2. Видимо не случайно И. Алиев в своей работе «История Мидии» связывает кидеринцев нынешнего Дунганского района с кетарийцами, от которых албанский летописец производит самих албанцев, и на языке которых говорила часть населения Атропатены. Он же считает возможным, что андийцы тоже являются переселенцами с юга3. Такого же мнения придерживается и Г.А. Меликишвили . В конце I тысячелетия до н.э. в начале нашей эры дидойцы упоминаются в трудах античных авторов (Плиний, Плутарх). Они локализуют их на северных границах Грузии, т.е. на той же территории, где они проживают поныне. «С первых веков нашей эры, -пишет Р.М. Магомедов, – дидойцы начинают играть значительную роль в Закавказских событиях и в особенности в событиях Восточной Грузии»5. Грузии необходимо было укрепить свои северные границы, для чего она установила дружеские отношения с горцами Кавказа, в том числе с дидойцами. Грузинские летописи этой эпохи подчеркивают наличие подобных отношений между иберийцами и горцами, в частности и в «Картлис Цховреба» повествуется о древнейших событиях, и в качестве северных соседей называются «леки», «овсы», «дурдзуки» и «дидойцы» . Располагаясь на стыке Дагестана с Закавказьем, дидойцы при- 1 Вахушти Багратиони. География Грузии. Тифлис, 1904. С. 130-131. 2 Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959. 3 Алиев И. История Мидии. Баку, 1960. С. 66. 4 Меликишвили Г.А. Наири-Урарту. Тбилиси, 1954. С. 141-142. 5 Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала, 1968. С. 57. 6 Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России — описание Осетии, Дзурдзукии, Дидоэтии, Тушетии, Алании и Джикетии // СМОМПК. Тифлис, 1897. В.22. С. 1-58. 14 нимали активное участие в политической жизни народов Кавказа. Так, например, цари Грузии Азорк и Армазели (87-103 гг н.э.) пригласили себе на помощь против армянского царя Арташана всех горцев. «С этой целью прибыли в Грузию цари Овсетии – два брата, Базук и Анбазук, с войсками овсетскими, джикетскими и пачанин-ским, также царь леков, который привел с собою дурдзукцев и дидоицев»1. Дидойцы были известны также армянским авторам. Перечисляя горские племена, выставившие свои войска против правителя Армении, они называют и дидоицев, додоев2. Автор VI в. Захарий Ритер, перечисляя народы Кавказа, упоминает и страну Даду. Ценность данного сообщения заключается в том, что впервые очевидец события сообщает не о племени диди, дидури, как предшествующие авторы, а называют страну Даду, локализуя ее примерно там же, где позднее мы встречаем дидоицев. Автор называет дидоицев в числе оседлых народов Дагестана, противопоставляя им 13 других, живущих в кибитках (кочевников)3. Вполне определенно о политической самостоятельности дидоицев говорит арабский путешественник и географ X века Масуди. «Оплотом царства Ширвана служит царство лакзов, – читаем мы, — многочисленного племени, живущего на вершинах этих гор. Среди них есть кяфиры и неподчиненные власти Ширвана по имени дуда-нийцы. Они язычники и независимы.»4. Серьезного внимания заслуживает предположение В.Ф. Минорского. «Вероятно термин ал-Дудания, – пишет он, – включал группу так называемых племен, кроме собственно Дидо. Такие племена, – продолжает исследователь, – всегда стремились расширить свои владения за счет бассейнов Куры и таким образом представляли опасность для Ганджи. Крепость, сдерживавшая натиск Дидо, лежала, должно быть, между Ширваном и территориями, контролируемыми царем Кахетии»5. Там же. С. 16. 2 См.: Гасанов М.Р. Из истории дагестано-грузинских взаимоотношений (с древнейших времен до XIV в.). Автореф. дисс…. канд.ист.наук. Махачкала, 1968. 3 Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л., 1941. С. 165. 4 Али ал-Масуди. Из книги: «Луга золота и родники драгоценных каменй». Гл. XVII // СМОМПК. Тифлис, 1908. В. 38. С. 42. 5 Минорский В.Ф. Очерки по истории Кавказа // РФ ИИАЭ. Ф.1. Оп.1. Д.321. Л. 13. 15 Все это говорит о том, что термин «Даду» объединял различные союзы племен и их территории. Строительство оборонительных сооружений Хосроем Ануширваном для защиты с севера свидетельствует о значительной силе конфедерации племен Дидо. Таким образом, имеющиеся сведения дают нам возможность заключить, что упоминаемые в источниках дидойцы, дидои, дидури представляли собой политический союз, имевший торговые и политические связи с другими народами. Об их торговых сделках сообщает нам тот же Масуди1. Popularity: 5% [?] Дидойцы (цезы)