ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Посетители «Северо-Кавказской биеннале-2011», проходящей Дагестане с 22 апреля этого года, расходятся во мнении по поводу качества представленных на мероприятии работ.
Как сообщал "Кавказский узел", выставка современного искусства "Северо-Кавказская биеннале" проходит с 22 апреля в дагестанском Каспийске. На выставке представлены современные формы и тенденции в искусстве - живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство, фотография, фото- и видеоинсталляции, перформанс.
...Я стреляю из пистолета Макарова, табельного оружия милиции, в выглаженную волнами поверхность песка. Затем начинаю откапывать пулю, нахожу ее, и работа завершается...
«Я делаю перформанс для видео, или видеоарт. Это современное направление, признанное во всем мире, сформировалось в 60-х годах в Нью-Йорке». Перформанс – действия художника, выполняемые в реальном времени, которые каким-то образом фиксируются. Похоже на представление музыкального или театрального характера, но имеет совсем другие предпосылки и смыслы», - рассказала о своем творчестве художник из Дагестана Таус Махачева.
Она рассказала корреспонденту «Кавказского узла» о сущности работы «Пуля», которая была приобретена в коллекцию Московского музея современного искусства. Это работа, по словам Махачевой, создает ассоциации с нынешней печальной действительностью Дагестана, наталкивает на размышления, как часто люди создают проблемы, пытаясь решить вопросы с помощью оружия.
«Снималась она на пляже под Махачкалой. Я стреляю из пистолета Макарова, табельного оружия милиции, в выглаженную волнами поверхность песка. Затем начинаю откапывать пулю, нахожу ее, и работа завершается», - поясняет художница.
«Проще говоря, смысл работы - в такой форме изобразить первопричину насилия. Тебя кто-то в детстве травмировал, и ты тратишь время на встречи с психоаналитиком, чтоб откопать эту травму и двигаться дальше. Но при этом может остаться большая рана, наподобие этой дыры в песке. Конечно, важна и география работы, а именно Дагестан, где оружие стало повседневной реальностью», - добавила она.
Таус Махачева окончила Университет искусств и дизайна (Лондон, Великобритания) и Институт проблем современного искусства (Москва, Россия); имеет диплом бакалавра Голдсмитс колледжа (Лондон, Великобритания) по программе «Современное искусство». С 2004 года регулярно устраивает перформансы и публичные акции, выступающие базовыми компонентами ее художественной практики.
Махачева является участником множества российских и интернациональных культурных проектов, в том числе: “Интимный капитал” (2010, II Московская международная биеннале молодого искусства “Стой! Кто идет?”); “Алюминиум” (2010, IV Бакинская международная биеннале современного искусства); “Duration: London” (2009, Candid Arts Trust); “Really?” (2009, II Московская международная биеннале современного искусства); “Моя любовь, мои друзья” (2009, Москва, Московский музей современного искусства), "Северо-Кавказское бьеннале-2011". Таус Махачева — внучка народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.
Другая участница биеннале - арт-директор Центра современного искусства Чеченской Республики Айшат Адуева - сообщила, что «культурная жизнь Чеченской Республики стала развиваться в еще одном направлении -14 апреля в Грозном начал работу Центр современного искусства».
По словам Адуевой выбор первого выставочного проекта «МОВЛАД» известного в мире современного искусства художника Апанди Магомедова был не случаен.
«Картины Апанди - это алгоритм, это ритм, это бессознательное восприятие священного для каждого из нас таинства Мавлида (празднование дня рождения пророка Мухаммеда. - Прим. "Кавказского узла"), это новый взгляд на неизменные традиции, что является одной из главных концепций современного искусства», - прокомментировала она.
По словам Айшат Адуевой, «идея открытия галереи абсолютно синхронна динамике развития чеченского общества, и способствует интеграции в мировую культуру, с сохранением самобытности национального этноса».
По словам одного из посетителей выставки Ислама Абакарова, уровень многих работ соответствует статусу выставки, однако есть и такие, которые не выдерживают критики. "В этих работах нет ни смысла, ни содержания, ни мастерства. Например, деревянная скульптура лошади. Для того чтоб его смастерить, не нужно быть художником. Любой ученик плотника может сделать тоже самое. Вот безделушка вроде шара из пластиковых стаканов. Такое может придумать любой школьник», - считает он.
«На меня большое впечатления произвели фотоинстоляции дагестанского художника Ютта Роте. У нее очень необычный подход к снимкам, что делает это направление очень необычным, - говорит посетительница выставки журналист Лейла Гамзатова.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее, в июле 2010 года в селении Хайхи Кулинского района Дагестана прошел первый фестиваль художников и мастеров прикладного искусства "Дагестанская биеннале-2010", в котором приняли участие более ста мастеров искусств со всей страны. "Дагестанская биеннале" была учреждена в 2008 году с целью открытия новых имен, поддержки творчества мастеров культуры, сохранения и развития самобытных национальных традиций народов Северного Кавказа и Юга России.