12:00 / 05.08.2011Циклаури: "делом фоторепортеров" власти Грузии могли пытаться воздействовать на потенциальных шпионов и уже завербованных людей

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Среди журналистов Грузии нет единого мнения о том, насколько виновны или невиновны фотокорреспонденты, приговоренные к условному заключению за шпионаж. Так, редактор газеты "Алиа" Дито Ткарадзе, указывает на то, что следствием не представлены подтверждающие виновность материалы. А у редактора телеканала "Регион-ТВ" Георгия Циклаури вызывает удивление действия властей, которые обычно не предают огласке подобные дела.

Напомним, фоторепортеры Георгий Абдаладзе, Зураб Курцикидзе и Ираклий Геденидзе были арестованы утром 7 июля, всем им было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу России. 22 июля Тбилисский городской суд признал их виновными, но вынес решение о назначении условного наказания.

Власть была вынуждена с помощью психологического давления в короткий срок получить признательные показания от фоторепортёров

Как говорит редактор газеты "Алиа" Дито Ткарадзе, неверие в виновность осужденных журналистов обусловлено тем, что не было открытости при ведении следствия и суда.

"Лично я, как большая часть общества, не верю, что эти люди шпионы. Следствие не смогло предоставить материалы, которые подтвердили их виновность. Поэтому власть была вынуждена с помощью психологического давления в короткий срок получить признательные показания от фоторепортёров, оформить процессуальную сделку с ними и впоследствии освободить их. Доказательства, которые опубликовало следствие, вызывают смех и относятся больше к жанру фантастики или напоминают дешевый детектив", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Дито Ткарадзе.

Редактор газеты "Резонанси" Лаша Тугуши не верит решению суда о виновности фотокорреспондентов, поскольку осталось очень много вопросов, которые задавались в самом начале процесса и и остались сейчас.

"Сам процесс проходил в закрытом режиме, а у адвокатов, которые защищали фотокорреспондентов, было обязательство не разглашать тайну - они не имели права с начала до конца говорить об этом деле. Мы требовали, чтобы была полная открытость, и нам даже обещали ее: мы встречались с министром внутренних дел, который пообещал проведение открытого процесса, и прокуратура говорила, что суд будет открытым. Но до суда фактически дело не дошло", - констатировал Лаша Тугуши.

Адвокат Эка Беселия вообще отвергает предположение о виновности репортеров. "Я не считаю, что обвинение было правдоподобным, не считаю, что эти обвинения были доказаны, не считаю, что сторона обвинения смогла предъявить достаточные доказательства совершения преступления. И руководство Грузии в этом деле проиграло! Поэтому оно и приняло такое беспрецедентное решение – освободить арестованных из зала суда при вынесении обвинительного вердикта", - говорит Беселия.

На вопрос о том, что могло стать реальной причиной для ареста фоторепортеров, редактор Лаша Тугуши затруднился ответить: "Мне сложно говорить об этом - я не хочу гадать, чем они не угодили, почему это случилось и что за этим стоит. Мы можем говорить только о конкретном деле, и у нас были очень рациональные сомнения. Сложно гадать, в чем дело, но мы очень много говорим об этом и пишем, эта тема не сходит со страниц газет. И медиа, неподконтрольные властям, делают материалы об этом".

Одной из причин ареста фоторепортеров многие посчитали их работу во время разгона митинга 26 мая. На снимке Ираклия Геденидзе запечатлен человек, задержанный полицией: он лежал в центре площади с наручниками на запястьях. На следующий день на крыше одного из ларьков воле парламента был найден труп человека, умершего от удара тока. Некоторые оппозиционеры заявили, что это тот же человек, которого сфотографировал Геденидзе. Однако полиция обратила внимание общественности на то, что задержанный человек на фотографии и труп на крыше были одеты в разную одежду. Тем не менее, представители оппозиции продолжали утверждать, что Геденидзе арестовали именно в отместку за этот кадр.

Редактор телеканала "Регион-ТВ" Георгий Циклаури считает эту версию несостоятельной: "Это лишь одна из версий, которую распространила оппозиция в попытке найти объяснение происходящего. Но для тех, кто знаком с нашей работой, понятно, что эта версия несостоятельна абсолютно: во-первых, 26 мая разгон митинга снимала целая куча фотографов, телеоператоров и так далее, и эти трое фотографов отнюдь не были эксклюзивными поставщиками информации".

"Во-вторых, мы, журналисты, всегда сталкиваемся на более ли менее важных мероприятиях, и я могу сказать, что и Геденидзе, и Абдаладзе всегда фотографировали и освещали все более или менее важные события в Тбилиси и по всей Грузии – я их видел и на акциях протеста, и на митингах. Так что для них это нормальный режим, нормальная работа, благодаря которой они и стали тем, кем они стали. Поэтому я считаю абсурдным, что их так решили наказать. Эта версия – всего лишь попытка объяснить тот факт, что люди, приближенные к первым лицам, полностью лояльные, в отношении которых никто ничего подобного не мог ожидать, были задержаны именно на этом основании", - считает Георгий Циклаури.

Накануне ареста фоторепортеров достигло пика противостояние между сторонниками и противниками принятия нового закона о регистрации религиозных конфессий в Грузии

Адвокат Георгия Абдаладзе Эка Беселия несколько скептически относится к этой версии. По ее мнению, причина задержания была несколько иной. Она обращает внимание на то, что накануне ареста фоторепортеров достигло пика противостояние между сторонниками и противниками принятия нового закона о регистрации религиозных конфессий в Грузии.

"Почему их арестовали именно в этот период?  Я могу сказать свое субъективное мнение: в это же время была очень напряженная ситуация между Саакашвили и Илией II из-за принятия того самого закона о других конфессиях. И это была очень напряженная ситуация – руководство Грузии видело, что протест противников закона становится опасным. Поэтому они очень быстро, в течение ночи, приняли решение арестовать тех людей, чей арест станет резонансным и отвлечет общественность от проблемы с законом о религиозных меньшинствах. Эта технология и стратегия, к которой часто прибегает Саакашвили, и мы часто видели подобные действия", - утверждает Эка Беселия.

Георгий Циклаури считает, что фотожурналисты были обвинены в шпионаже именно потому, что другие объяснения их ареста трудно было представить.

"Хочу отметить, что все версии, которые прозвучали по этому делу, слишком мелкие. Ни одна из них не объясняет, зачем властям понадобилось бы идти на такие серьезные имиджевые и политические потери, арестовывая четырех фоторепортеров: мы все знаем, какой громкий скандал разразился, и, безусловно, это дело завершилось определенными имиджевыми потерями. Потому что всегда, когда арестовывают журналистов – это скандал, вне зависимости от того, насколько обоснованны или необоснованны обвинения", - констатирует Циклаури.

"Поэтому ни одна из версий, которые прозвучали, не оправдывает таких серьезных потерь. Из  всего этого я делаю вывод, что эти ребята действительно были замешаны в чем-то. Я не знаю, в чем именно, я не могу утверждать, что их вина полностью соответствует официально выдвинутым обвинениям, но я уверен, что они были замешаны в чем-то серьезном", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Георгий Циклаури.

Тем не менее, отмечает он, у него самого также остаются вопросы к правоохранительным органам.

Дела, которые касаются шпионажа, очень редко предаются огласке

"Почему эта история была предана огласке, и почему власти осознанно не стали уходить от скандала? Для тех, кто этим интересуется, известно, что дела, которые касаются шпионажа, очень редко предаются огласке. Обычная практика спецслужб заключается не в том, чтобы громко арестовать шпиона, а потом его демонстративно осудить, посадить в тюрьму. Обычная практика – перевербовать его и заставить работать двойным агентом. Очень редко, в исключительных случаях, эти истории предаются огласке и выходят на поверхность. Как правило, широкой публике об этом ничего неизвестно. И вот этот вопрос для меня до сих пор непонятен: почему это прошло в том виде, в каком мы все это наблюдали", - отмечает Циклаури.

Он соглашается, что ответ на этот вопрос найти довольно трудно. "Единственное объяснение – это официальное заявление МВД о том, что спецслужбы Грузии таким образом осуществляют превенцию: широко рекламируют эти дела, чтобы потенциальные агенты, завербованные люди, задумались бы и предпочли сдаться, чтобы снять с себя ответственность и заслужить прощение. Ну, понятно, этот аргумент логичен, он приемлем, поскольку в Грузии действительно существует широкая агентурная сеть еще со времен Советского Союза. При этом нет информации, которая позволяла бы судить о том, насколько это официальное объяснение было искренним", - говорит Георгий Циклаури.

Ни арестованным фотокорреспондентам, ни их адвокатам никто так и не показал документы, легшие в основание доказательства их вины

Те, кто не верит в виновность фоторепортеров, говорят, что их недоверие еще более усилилось именно из-за того, что власть не дала объяснений и доказательств того, что журналисты действительно занимались сбором шпионских сведений. Адвокат Эка Беселия рассказывает, что ни ей, ни арестованным фотокорреспондентам никто так и не показал документы, легшие в основание доказательств вины.

"Говорили, что в деле был план правительственного здания. Но это никакой не тайный план – каждый человек, который заинтересуется, может достать этот план. Ничего особенного там не было. Были схемы передвижения президента, но Геденидзе работал именно на президента, и должен был знать, где, когда и как его фотографировать. Было там досье о тех, кто работает в ООН с грузинской стороны. Но это обвинение тоже несерьезно, поскольку корреспондент, который присутствует на официальных встречах на высшем уровне и после этого пишет какие-то заметки, должен это иметь. Вменять это ему в вину – глупо и несерьезно", - считает Эка Беселия.

По мнению журналистов, все точки над "i" мог бы расставить открытый процесс, однако процессуальное соглашение, подписанное между прокуратурой и арестованными, лишило общественность возможности судить о том, насколько были весомы аргументы обвинения. Сами корреспонденты по условию соглашения не имеют права давать интервью и делать какие-либо комментарии о следственных мероприятиях.

Суд присудил довольно легкое наказание при жесткой политике наказаний

По мнению председателя "Ассоциации молодых юристов Грузии" Тамары Чугошвили, суд присудил довольно легкое наказание для фоторепортеров при жесткой политике наказаний в стране. "Статистика показывает, что в Грузии ведется жесткая политика наказаний за преступления и на этом фоне выглядит редким присужденное только условное наказание без выплаты штрафов", - подчеркнула в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Чугошвили.

При этом она также обратила внимание на то, что расследование и судебный процесс были засекреченными, адвокаты дали подписку о неразглашении, что повлекло нарушение законодательства.

"Гриф "секретно" можно было наложить на небольшую часть дела. Интерес общественности к этому делу не удовлетворен. Высокопоставленные сотрудники Министерства внутренних дел и адвокаты обнародовали только небольшую часть информации по этому делу", - отметила Чугошвили.

В свою очередь руководитель "Центра исследования полит и пиартехнологий", юрист Каха Кахишвили указывает, что такой приговор суда, который был вынесен фотожурналистам, возможен при заключении процессуального соглашения.

"Если журналисты предоставили прокуратуре и следствию информацию о более серьезных фактах, благодаря которой государство смогло бы избежать их, то приговор об условном наказании вполне вероятен. Но все равно такие наказания редки", - повторил Кахишвили.

При этом он обратил внимание на то, что на этом этапе правоохранительные органы не проводят никаких следственно-оперативных мероприятий на основании полученной информации, и новые задержания не произвели.

Как сообщал "Кавказский узел", первоначально задержанные фоторепортеры, по словам их адвокатов, отрицали предъявленные им обвинения. Но 9 июля МВД Грузии распространило видеозапись признательных показаний Ираклия Геденидзе, 15 июля вину признал фотожурналист «Агентства пресс-фото Европы» Зураб Курцикидзе. Ранее заявлявший о своей невиновности Георгий Абдаладзе 16 июля также дал следствию признательные показания.

После вынесения приговора Лаша Тугуши, эксперт по конституционным вопросам Вахтанг Хмаладзе и адвокат Александр Барамидзе подали в Конституционный суд Грузии иск о признании неконституционной 314-й статьи Уголовного кодекса страны. 1 августа Народный защитник Грузии Георгий Тугуши внес в парламент инициативу об изменениях этой же статьи.

Автор:Беслан Кмузов, Инна Кукуджанова