ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Тверском районном суде Москвы 5 октября состоится очередное судебное заседание по уголовному делу о массовых беспорядках на Манежной площади в декабре прошлого года.
Как сообщал "Кавказский узел", предыдущее заседание в рамках рассмотрения этого дела состоялось 29 сентября. Подсудимых привели после того, как прокурор, 13 потерпевших, адвокаты защиты, представители прессы и многочисленные члены «Другой России» заняли места в зале заседания. Войдя в «клетку» подсудимые поздоровались со своими знакомыми в зале суда.
Слушание дела началось с ходатайства подсудимого Руслана Хубаева, который снова просил суд в соответствии с частью 2 статьи 49 УПК допустить к участию в процессе Евгению Зайцеву, в качестве его защитницы. В удовлетворении данного ходатайства было отказано «с учетом личности лица». Зайцева является гражданской женой Хубаева, но не имеет юридического образования.
Затем, в ходе продолжения представления доказательств вины подсудимых стороной государственного обвинения суду были представлены показания свидетеля Альберта Камбикова, который является бойцом ОМОНа. Он пояснил, что из подсудимых ему знаком «человек с бакенбардами» (Игорь Березюк — прим. «Кавказского узла»). Камбиков рассказал, что видел, как Березюк «нанёс удар по голове его напарнику Илье Наумову и продолжал его бить ногами, повалил на землю, пока сотрудники его не оттеснили».
По словам свидетеля, толпа вела себя агрессивно, звучали выкрики: «Москва для русских!», «Позор ментам!», «Бей ментов!», а также нецензурная брань. Он сообщил, что во время происшествия возле центрального выставочного зала «Манеж» была ёлка, которую люди из толпы разобрали и кидали в сотрудников полиции, также кидали глыбы льда и другие предметы.
Подсудимый Березюк попросил свидетеля уточнить о том, что «шлем слетел с головы Наумова именно из-за его удара», на что Камбиков дал положительный ответ. Адвокаты стороны защиты тоже задали свидетелю уточняющие вопросы, касающиеся участия их подзащитных в действиях на Манежной площади, на все вопросы свидетель ответил, что не может узнать среди подсудимых людей из толпы.
В ходе допроса Камбикова, адвокаты подсудимых попросили суд обратить внимание на то, что присутствовавший в зале суда «человек в серой куртке» делает подсказки свидетелю, как отвечать на вопросы.
Ближе к окончанию допроса свидетеля, адвокат Березюка Дмитрий Аграновский попросил суд признать показания свидетеля недопустимыми, в связи с подсказками свидетелю со стороны присутствовавшего в зале заседания заместителя командира отряда Александра Иванова («человека в серой куртке» — прим. «Кавказского узла»). Уходя из зала суда, свидетель забрал у Иванова своё удостоверение, чем вызвал громкий смех подсудимых и фразы про «ксиву». Дмитрий Аграновский подчеркнул, что «документ, который Иванов вернул свидетелю имеет надпись «удостоверение» и герб Российской Федерации». Несмотря на просьбы адвокатов защиты удалить Иванова из зала заседания, суд отклонил их и счёл слова защитников подсудимых необоснованными, и также не признал показания свидетеля не допустимыми.
Вторым потерпевшим свидетельские показания суду дал боец ОМОНа Александр Вдовенко. Он рассказал кратко о том, что в тот день «толпа в масках и шарфах кричала: «Россия для русских!», «Москва для москвичей!»». По его словам, ему было причинено телесное повреждение, а именно «ушиб пальца».
Третьим свидетелем стороны обвинения высказался потерпевший ОМОНовец Александр Бедуков. Он не узнал ни одного из подсудимых, а только на фото во время предварительного следствия видел «человека в очках» (Руслан Хубаев — прим. «Кавказского узла»). Во время событий на Манежке, Бедуков находился ближе к Александровскому саду и видел, как «толпа двинулась в сторону Моховой улицы, начали разбирать ёлку и кидать «дымовухи» и ёлочные игрушки».
Во время дачи показаний потерпевшим, адвокат Хубаева Евгений Архипов снова обратил внимание суда, что «человек в серой куртке инструктирует свидетеля о даче показаний, а ранее этот человек называл себя куратором среди сотрудников ОМОНа». Суд принял решение не удалять Александра Иванова из зала суда, но ему было сделано замечание.
Четвёртым потерпевшим был допрошен боец отряда особого назначения Максим Филиппков, его допрос был самым коротким по времени, он только сообщил, что видел на Манежной Хубаева, Березюка и Унчука, однако уточнить их конкретные действия затруднился.
Следующим свидетелем обвинения суд заслушал показания младшего сержанта ОМОНа Бориса Ковтунова, который сразу заявил, что не помнит, видел ли он кого-то из подсудимых. События 11 декабря 2010 года, Ковтунов охарактеризовал, как «озверевшая пьяная толпа ликовала». Фраза вызвала громкий смех в зале суда. Ковтунов пояснил, что считает себя потерпевшим, потому что является сотрудником полиции и ему был нанесён моральный вред, оскорбления и нецензурные слова.
Командир оперативного взвода ОМОНа Владимир Черкасов давал свидетельские показания шестым и заявил, что «подсудимых на Манежке не видел и от них лично не пострадал». К тому же он сообщил, что подсудимых видит первый раз и не знает их, а во время беспорядков находился возле ЦВЗ «Манеж», откуда слышал лозунги и выкрики в адрес полицейских.
Седьмой потерпевший — командир отделения первой роты ОМОНа Михаил Самородов тоже сказал, что «никого из подсудимых не видел и от них не пострадал». Также он сообщил, что во время событий «всё было задымлено, а лица людей в толпе были закрыты медицинскими масками и шарфами». По его мнению, «толпа выполняла чьи-то указания, потому что были попытки «прорвать» оцепление, бросали арматуру, металлические ограждения и барьеры в сторону сотрудников полиции». Он подчеркнул, что претензий к подсудимым не имеет.
Затем свой рассказ суду озвучил боец-полицейский ООН ЦСН (Отряд особого назначения Центра специального назначения — прим. «Кавказского узла») Сергей Ковальченко. По его словам, никого из подсудимых на Манежной он не видел, а пострадал только морально от оскорблений и выкриков: «ОМОН, бей нерусских!», «Россия для русских!», и других.
Девятым потерпевшим для дачи показаний суду был приглашён боец ООН ЦСН Михаил Стародубов, который из подсудимых узнал Козевина, которого видел на Манежной площади, однако конкретные его действия описать не смог.
Далее был допрошен ОМОНовец Сергей Трушенков. Он пострадал морально от толпы и никого из подсудимых не видел во время беспорядков.
Одиннадцатым потерпевшим в суде были зафиксированы показания бойца ОМОНа Андрея Шустова. Он пояснил, что «насилия лично к нему не применялось, а только к напарникам», а моральный вред ему причинили фразы: «Мусора — позор России!», «ОМОН долой!».
После него в суде был допрошен боец ООН ЦСН Андрей Чирков. По его словам, во время предварительного следствия он видел на фото «человека в очках и человека с бакендардами» (подсудимые Хубаев и Березюк — прим. «Кавказского узла»). Чирков признаёт себя потерпевшим по этому делу, поскольку его оскорбили выкрики: «Бей ОМОН!», «Менты — козлы!», «ОМОН — позор России!» и незензурная брань в адрес сотрудников полиции, однако кто именно из подсудимых выкрикивал фразы свидетель ответить не смог.
Последним в данном заседании показания давал младший сержант ООН ЦСН Виталий Щукорев. Он рассказал, что видел, как его напарник Ларьский пытался задержать подсудимого Хубаева, но он «не видел, как Хубаев применял к насилие к Ларьскому». По мнению Щукорева, во время беспорядков «лидеров в толпе не было, а были подстрекатели».
Никто из потерпевших не пожелал в дальнейшем участвовать в судебных заседаниях и в прениях сторон на данном процессе.
Следующее заседание суда по этому делу суд назначил на 5 октября.
По окончании заседания, адвокат стороны защиты Дмитрий Аграновский рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что в целом он считает показания свидетелей достоверными и подтверждающими позицию стороны защиты о том, что в беспорядках участвовало несколько тысяч человек, но на скамье подсудимых оказались лишь некоторые.
Как сообщал "Кавказский узел", на заседании суда 22 сентября были допрошены потерпевшие - четверо сотрудников отряда милиции особого назначения.
11 декабря 2010 года более пяти тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили беспорядки на Манежной площади после шествия в память о болельщике "Спартака" Егоре Свиридове, убитом в драке в ночь на 6 декабря прошлого года. По информации властей Москвы, в результате беспорядков пострадали 32 человека.
Напомним, что 20 июня прокуратура Москвы утвердила обвинительное заключение по делу об убийстве Свиридова в отношении уроженца города Нальчика Аслана Черкесова и направила материалы в Мосгорсуд для рассмотрения по существу. По ходатайству стороны защиты рассмотрение дела проходит с участием коллегии присяжных.