ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Новое обвинение, предъявленное в суде белорусскому правозащитнику, руководителю правозащитного центра "Весна", вице-президенту Международной федерации за права человека (FIDH) Алесю Беляцкому влстями Белоруссии, имеет целью хоть как-то оправдать свои действия перед белорусской общественностью и мировым сообществом, считает Генеральный секретарь FIDH и глава правления "Института гражданского общества" Армении Артак Киракосян. О поддержке Беляцкому заявляют правозащитники из различных стран мира.
Судебный процесс над Алесем Беляцким, обвиненным в сокрытии доходов, вызвал широкий общественный резонанс в разных странах.
Ранее "Кавказский узел" представлял видеоинтервью с Алесем Беляцким в ходе проводимого в Ереване форума FIDH в 2010 году. Он тогда высказал свою точку зрения на участие правозащитников в гражданских акциях вообще и в частности в митинге, проводимом в Ереване в период работы форума с требованием об освобождении политзаключенных, подчеркнув необходимость соблюдать больший нейтралитет. Он заявил, что не приемлет использование таких мероприятий, как Форум FIDH, в политических интригах власти и оппозиции, но поддержал призыв освободить политзаключенных.
Беляцкому предъявлено "новое" старое обвинение
16 ноября Алесю Беляцкому предъявлено новое обвинение, которое практически не отличается от первоначального. В новом тексте изменены только некоторые формулировки. Статья Уголовного кодекса, по которой обвиняют правозащитника, осталась прежней.
По данным правоохранительных органов Беларуси, в период с 2007 по 2010 годы на банковские счета Беляцкого, открытые в Литве, где официально зарегистрирован центр "Весна", а также в Польше, незаконно поступило более 567 тысяч евро.
Руководителя "Весны" по-прежнему обвиняют в сокрытии доходов в особо крупном размере и неуплате налогов. Прежней осталась и сумма нанесенного правозащитником, по версии обвинения, ущерба государству (352,3 миллиона белорусских рублей или более 32 тысяч евро в эквиваленте).
Согласно новой версии, Беляцкий получал часть доходов из денег, поступавших на его зарубежные банковские счета, в связи с выполнением им договорных обязательств перед донорами. В прежнем тексте обвинения все средства, находящиеся на счетах правозащитника в банках Литвы и Польши, считались доходом Беляцкого.
Кроме того, по утверждению прокурора, обвиняемый умышленно не предоставил налоговому ведомству сведения о доходах за 2007 год и не отражал в декларации суммы, которые поступали на его зарубежные счета. Тем самым, заявил обвинитель, Беляцкий нанес ущерб государству в особо крупном размере, передает DW-WORLD.DE/Russian.
Шесть томов этого уголовного дела были направлены в прокуратуру для дальнейшей передачи в суд 4 октября, 20 октября стали известны дата и место проведения судебного процесса, а первое судебное заседание состоялось 2 ноября.
16 ноября в обвинительном заключении появилась лишь одна формулировка — "по предварительной договоренности во исполнение ранее взятых обязательств". Алесь Беляцкий по-прежнему обвиняется по части 2 статьи 243 УК Белоруссии (сокрытие доходов в особо крупном размере). Но если ранее обвинение считало все средства, находящиеся на счетах Беляцкого в литовском и польском банках, его доходом, то теперь обвинение утверждает, что правозащитник получал лишь часть доходов из денег, поступавших на его зарубежные банковские счета в связи с выполнением им договорных обязательств перед иностранными организациями-донорами.
С учетом поведения прокурора были сделаны предположения, что он вменит Беляцкому ст. 193-1 УК РБ (деятельность от имени незарегистрированных организаций). Правозащитник на процессе и не отрицал своей причастности к такой деятельности, пишут "Белорусские новости".
Власти Беларуси обвинения в преследовании правозащитника по политическим мотивам отвергают.
Киракосян: власти Белоруссии должны признать свои ошибки и безоговорочно оправдать Алеся Беляцкого
Оправдаться перед белорусской общественностью и мировым сообществом властям Белоруссии не удастся, единственным нормальным решением было бы признать свои ошибки и безоговорочно оправдать Алеся Беляцкого, но на это белорусские власти не способны, считает Генеральный секретарь FIDH и глава правления "Института гражданского общества" Армении Артак Киракосян.
"Мне кажется, что власти сами стали заложниками той ситуации, которую создали, и теперь не могут понять, как из неё лучше выйти. То, что процесс политический – для всех ясно и, я думаю, теперь власти специально затягивают процесс, чтобы сориентироваться, ожидая, может быть, какого-то изменения мнения международного сообщества или внутри Беларуси. По-моему, все это оттягивание является чисто попыткой выиграть время", - заявил Артак Киракосян, комментируя новость о новом обвинении Беляцкого.
По его словам, международная поддержка Алеся растет, и организация, которую он представляет – Международная Федерация за права человека - делает существенные шаги в этом ключе и будет последовательно проводить эту линию.
"Ведь для нас это не только вопрос нашего коллеги, нашего друга Алеся Беляцкого. Хочу подчеркнуть, что это суд не только над ним, это суд – над всем независимым гражданским сектором Беларуси", - убежден Киракосян.
Правозащитники из Армении посылают открытки о суде над Алесем Беляцком
Еще в октябре армянские правозащитные организации присоединились к требованию их коллег об освобождении Алеся Беляцкого. 19 организаций, действующих в Армении, подготовили открытки "Свободу Алесю Беляцкому" с целью проинформировать о деле белорусского правозащитника как можно более широкий круг людей.
Открытка будет также отправлена самому Алесю Беляцкому как знак поддержки, говорится в сообщении на сайте Правозащитного центра "Весна".
По словам Артака Киракосяна, дело Беляцкого является реальной проблемой для европейских политических структур, международного сообщества и для всех правозащитников, в том числе и в Армении.
"Во время саммита Восточного партнерства, который прошел недавно, ни одно из постсоветских государств не присоединились к обвинительным призывам Европейского Союза в отношении властей Беларуси. Хотя политическая элита в некотором роде смущена и уже приступила к своеобразному торгу с властями Беларуси. Первоначально заявлялось о выделении 2 миллиардов евро в случае проведения реформ в Беларуси. Позднее упоминалась цифра в 9 миллиардов", - заявил Киракосян.
Он отмечает, что "объединение всех демократических сил является жизненно важным, чтобы не позволить победить цинизму и бесперспективной стратегии в отношении нашего региона". "Случай Алеся является лакмусовой бумажкой", - уверен Артак Киракосян.
Отметим, что швейцарский офис правозащитной организации "Международная амнистия" в партнерстве с правозащитной организацией "Либереко", базирующейся в Германии, также выпустил открытку, адресованную Александру Лукашенко, с призывом "немедленно и безусловно" освободить Алеся Беляцкого.
Чтобы получить экземпляр открытки, необходимо написать об этом Ларсу Бунгеру (Lars Bunger) на электронный адрес larsbuenger@gmail.com, указав количество необходимых копий и свой почтовый адрес с индексом.
"Присланные открытки затем можно подписать и отправить Лукашенко", - сообщила представитель "Международной амнистии" Айша Юнг, слова которой приводит агентство "БелаПАН".
В связи с началом процесса над белорусским правозащитником его зарубежные коллеги также призывают направлять послания со словами поддержки Алесю Беляцкому в СИЗО № 1 в Минске.
Кулаева: на посту вице-президента FIDH Беляцкий стал первым представителем организаций стран бывшего Советского Союза.
Алесь Беляцкий известен не только как создатель белорусского правозащитного центра "Весна" – его хорошо знают как правозащитника во многих странах мира. Беляцкий дважды избирался на пост вице-президента Международной федерации за права человека (FIDH), штаб-квартира которой находится в Париже.
Руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии Международного секретариата FIDH Саша Кулаева рассказывает, что "Весна" вошла в Международную Федерацию за права человека в 2004 году, на Международном Конгрессе в Кито, в Эквадоре.
Организация Беляцкого, по словам Саши Кулаевой, стала организатором крупнейшего Международного Форума правозащитных активистов, который прошел под Минском в конце января 2004 года, за два месяца до Конгресса FIDH в Эквадоре. Его целью было обсудить ухудшение положения дел с правами человека и усиление тенденции по уничтожению гражданского общества в Беларуси. Участвовали в форуме около 200 человек от большинства белорусских правозащитных организаций, а также представители посольств и международных организаций.
В 2007 году Беляцкий был избран вице-президентом FIDH, став первым представителем организации от стран бывшего Советского Союза.
"Это отражает и само развитие нашей организации, и прогресс региона - основанная на принципе членства, Федерация не имела представителей за "железным занавесом", и в последовавшие за его падением годы ландшафт гражданского общества сильно менялся. Но не случайно, что именно Алесь, с его стремлением к обмену опытом, солидарностью и поддержкой, так активно включился в жизнь Федерации и заслужил там всеобщую поддержку и уважение. Он стал вице-президентом через три года вступления "Весны" в Федерацию, это очень редкий случай", - отмечает Саша Кулаева.
По ее словам, в своей деятельности Алесь Беляцкий много внимания уделял странам бывшего СССР.
"Алесь участвовал в отчете по мониторингу, работал над стратегическим развитием региональной сети FIDH, выступал с инициативами исследовательских миссий и сам принимал в них участие. Мы ездили с ним в Грузию сразу после войны с Россией в 2008 году, встречались с семьями политзаключенных, проводили встречи по международному правосудию, ездили в лагерь перемещенных в результате конфликта лиц. В Армении Алесь также работал над темой политзаключенных после разгона демонстрации в 2008 году, закончившейся смертью 10 человек", - рассказывает Кулаева.
По ее словам, Беляцкий ездил вместе с Владимиром Лабковичем, юристом "Весны", наблюдателями на суд по делу в отношении председателя правления российского Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, обвиненного в клевете на главу Чечни Рамзана Кадырова, а также бывал в Казахстане, Кыргызстане и других странах. Кулаева отмечает, что Беляцкий был в Тунисе сразу после революции, а в Египте побывал еще до того, как в стране сменилась власть.
"Поэтому меня не удивляют письма, которые идут Алесю со всего света… Что посеешь, то и пожнешь, это справедливо как в плохом, так и в хорошем. Алесь всегда был там, где была нужна солидарность", - рассказывает Кулаева.
Законодательство Белоруссии менее демократично по сравнению с законодательством Армении, считает Киракосян
В Армении одна из самых актуальных проблем – верховенство закона и верховенство права, поскольку есть очень много законов, которые не действуют, исходя из разных причин, считает Артак Киракосян.
Отвечая на вопрос о том, возможен ли подобный суд над проавозащитником в Армении, он указывает, что в Беларуси ситуация отличается тем, что здесь законодательная база сама по себе абсолютно недемократична. "Есть очень много норм (и в этом уголовном процессе мы все это видели), которые вообще не соответствуют моему пониманию современного демократического государства", - говорит Киракосян.
В Армении же, по его словам, проблема в сфере правозащиты заключается в том, что законы не совершенны, есть определенная политическая культура советских времен, несовершенство различных ветвей власти, а также слишком большие полномочия президента.
"И уж если речь идет о сравнении, в Армении, например, для того, чтобы получать гранты, их не надо нигде регистрировать. Ты просто получаешь средства на свой счет и отчитываешься как юридическое лицо в налоговой инспекции, что эти деньги потрачены в соответствии с налоговым законодательством страны. Никто тебя не будет спрашивать, тратятся ли они в интересах Республики Армения или в интересах каких-то других стран. И это создает совершенно другую ситуацию изначально", - отмечает Артак Киракосян.
По его словам, для него также было "сюрпризом", что просто следователь или прокуратура могут продлевать содержание под стражей. "У нас для этого обязательно должен быть суд. И чтобы такое решение принималось без участия сторон – тоже. У нас серьёзная проблема в том, что рассмотрение иногда происходит на закрытом заседании, и прения идут не так нормально. А у вас сторона просто уведомляется, что срок содержания под стражей продлен. Или как может КГБ иметь законодательную инициативу?! Мне это тоже очень удивительно", - рассказывает Киракосян.
Он считает, что в Беларуси законодательство само по себе репрессивное, в чем состоит очень резкое отличие от ситуации в Армении и во многих других постсоветских странах.
"В Беларуси верховенство права и верховенство закона идут как бы в разных направлениях. Верховенство закона у нас практически означает верховенство права. В Беларуси верховенство закона это реально де-факто может означать, что права человека ущемляются уже при законотворческом процессе", - отметил Киракосян.
По его мнению, закрытие "Весны" влечет за собой отсутствие возможности получать нормально финансирование. "Законодательство даже позволяет на суде говорить сотруднику департамента по гуманитарной помощи управления делами президента, что правозащитная деятельность – это когда митинги, манифестации, забастовки, и это запрещено. То есть так получается, к сожалению, что в Беларуси идут по пути, когда внутреннее законодательство более или менее исполняется, но при этом права отдельных людей, права целых групп ущемляются самым жестоким образом", - заявил правозащитник из Армении, отметив в качестве примера, что сторонников Беляцкого не пустили в суд, когда они пришли туда в майках с надписью "Свободу Алесю Беляцкому!"
Орлов: следствие даже не пыталось выяснить, есть ли претензии к Беляцкому у тех, кто выделял на его имя деньги
Олег Орлов, председатель Совета Правозащитного центра "Мемориал" из России, который присутствовал на суде в Минске в качестве наблюдателя от Обсерватории по защите прав правозащитников (совместная программа FIDH и Всемирной организации против пыток – OMCT), считает, что этот процесс демонстрирует невозможность работы правозащитников в Беларуси.
Орлов указывает на утверждение обвинения о том, что перечислявшиеся на счет Беляцкого средства – его личный доход. Сам же подсудимый на протяжении всего своего допроса доказывал, что эти деньги приходили не ему и просил посмотреть, для кого они предназначены: в документах отмечено - "Весне", "Для "Весны", "на проведение семинара", "на издательскую деятельность", "для передачи жертвам политических репрессий" и т.д.
"Беляцкий упирал на то, что передавал поступающие деньги адресатам, что он был распорядителем, а не владельцем этих денег. Такая же позиция у него и его защитника была в ходе следствия. Но прокуратура упорно игнорировала эти аргументы", - отмечает российский правозащитник.
По его словам, буквально через несколько дней после ареста Беляцкого его адвокат направил ходатайство следователю о необходимости выяснения, кто является спонсорами, и направления им запросов - на какие цели поступали деньги, как они были израсходованы, есть ли у спонсоров претензии к Беляцкому.
"Удивительно, но следствие отказалось направлять такие запросы. Единственное, что важно для обвинения – что деньги поступали на личный счет Беляцкого. Кто и зачем присылал ему деньги, как они были потрачены, следователей не интересовало. Такая позиция в очередной раз подтверждает, что это дело политическое и власти заинтересованы в обвинительном приговоре", - подчеркивает Орлов, слова которого приводятся на трехъязычном сайте "Свободу Алесю Беляцкому!"
Этот сайт был открыт FIDH для централизации акций солидарности с Беляцким, организуемых правозащитниками всего мира.
Как сообщал "Кавказский узел", арест Беляцкого осудили активисты гражданского общества Азербайджана. Ранее председатель Хельсинской ассоциации Армении Микаель Даниелян назвал арест Беляцкого "политической игрой".