ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Единственным расхождением в принятых в Грузии законах, касающихся избирательного процесса, с рекомендациями Венецианской комиссии, по словам президента Михаила Саакашвили, стала рекомендация о равенстве избирательных округов. Представители оппозиции заявляют, что Грузия не учла большое количество рекомендаций Венецианской комиссии по фундаментальным вопросам.
Напомним, эксперты Венецианской комиссии 26 - 28 октября 2011 года рассматривали в Грузии поправки в Избирательный кодекс, встретившись с представителями и сторонниками правящей партии "Единое национальное движение" и оппозицией. Комиссия дала положительное предварительное заключение. 16 декабря она одобрила поправки в Избирательный кодекс Грузии, которые легли в основу формирования новой избирательной системы для проведения следующих парламентских и президентских выборов.
Саакашвили: Грузия не учла лишь одну рекомендацию Венецианской комиссии
Вопрос о конституционной комиссии президент Грузии Михаил Саакашвили поднял во время встречи с председателем Центральной избирательной комиссии Грузии Зурабом Хараташвили 4 января.
Напомним, на этой встрече председатель ЦИК Грузии сообщил, что парламентские выборы в Грузии пройдут в октябре этого года.
"Это хорошо, что мы договорились об Избирательном кодексе. Мне очень понравилось, что Венецианская комиссия дала высокую оценку изменениям в избирательном законодательстве", - заявил Саакашвили.
Единственное, с чем не может быть согласия, по его словам, так это с рекомендацией, чтобы у малых округов, таких как Казбеги или Лентехи, не было своих депутатов в парламенте. "Это для нас, для наших традиций, на которых основан закон, неприемлемо. По всему остальному, включая финансирование партий, мы получили высокий рейтинг, который основывается на высоком профессиональном уровне", - подчеркнул Михаил Саакашвили.
Хмаладзе: Грузия не учла рекомендации Венецианской комиссии по фундаментальным вопросам
Представители оппозиции категорически опровергают слова президента о том, что только в одном вопросе не было достигнуто согласие между Венецианской комиссией и парламентским большинством. Ни по одному фундаментальному вопросу Грузия не учла ни одной рекомендации Венецианской комиссии, считает глава комиссии по конституционному устройству Республиканской партии Грузии Вахтанг Хмаладзе.
По его словам, в окончательном тексте своего отчета Венецианская комиссия отметила четыре основных недостатка, которые не были исправлены в проекте Избирательного кодекса. Это нарушение права на участие в выборах, включая слишком долгое время в цензе оседлости для кандидатов; подрывающий принцип равенства избирателей способ нарезки округов; отсутствие механизма, гарантирующего право женщин на участие в выборах; недостатки в правилах финансирования партий и недостатки в процедуре подачи жалоб и заявлений во время выборов.
Относительно использования административного ресурса Вахтанг Хмаладзе отметил, что Венецианская комиссия уже несколько лет подряд выдает рекомендации внести изменения, чтобы исключить политическую агитацию со стороны государственных чиновников
"В рекомендациях этого года четко указана одна категория должностных лиц, которую следует ограничить в праве участвовать в избирательной кампании на стороне той или иной партии, в частности речь идет о губернаторах. Но вместо ограничения губернаторы получили право участвовать в избирательной кампании", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Вахтанг Хмаладзе.
По поводу ограничения избирательных прав Хмаладзе указал, что вопреки рекомендациям комиссии, были лишены права участвовать в предвыборной агитации благотворительные и религиозные организации, а также иностранцы, долгое время проживающие в Грузии.
"Комиссия охарактеризовала такие ограничения как нарушение прав человека", - говорит Вахтанг Хмаладзе.
"Парламентское большинство ограничилось лишь небольшими техническими поправками, которые не могут иметь принципиального значения", - констатирует Хмаладзе.
При этом, по его словам, все поправки, которые планировалось внести, были приняты на парламентской сессии 28 декабря 2011 года, так что утвержденный кодекс в принципе не соответствует требованиям Венецианской комиссии.
Координатор проектов "Ассоциации молодых юристов Грузии" Лела Талиури отмечает, что процесс подачи жалоб и реагирования на них остался в Избирательном кодексе таким же трудным и запутанным, каким и был.
"Фактически, система выборов в Грузии не изменилась", - заявила Талиури на радио "Тависуплеба".
Принятый в Грузии Избирательный кодекс отнюдь не способствует развитию демократии, считает один из лидеров Республиканской партии Грузии Тинатин Хидашели.
"Мы не можем сказать, что это законодательство справедливо или демократично. Наоборот, после 28 декабря 2011 года, когда был принят Избирательный кодекс в третьем чтении, ситуация еще более усугубилась. Но проблема в том, какое решение примут граждане Грузии во время выборов в октябре", - добавила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Тинатин Хидашели.
Отметим, что Хидашели является участником той части оппозиции, которая отказалась от участия в работе над кодексом на условиях партии власти.
Кацитадзе: Избирательный кодекс не идеален, но положительные изменения в системе выборов все же имеют место
Однако часть оппозиционных партий все же приняла предложения правящей партии по реформированию избирательного законодательства. Соруководитель одной из таких партий - "Новые правые" - Мамука Кацитадзе считает, что положительные изменения в системе выборов все же имели место.
"Сформирована комиссия по уточнению списков, которая на одну треть сформирована из представителей правительства, на одну треть - из представителей оппозиции, и еще на одну - из представителей неправительственного сектора. Будет создана межведомственная группа по осуществлению мониторинга над использованием административного ресурса - как распределения финансов, так и участия правительственных чиновников и органов местного самоуправления", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Мамука Кацитадзе.
Он также отмечает, что все национальные телеканалы будут подлежать мониторингу международных организаций, хотя до этого такой мониторинг проводился только на телеканалах "Общественного вещателя".
"В финансировании политических партий есть позитивные шаги. Есть позитивные шаги и в процедурных вопросах: вопросы хранения печати, запрет размещения избирательных пунктов в зданиях органов власти. Выросли полномочия политических субъектов. Все эти предложения были внесены в текст договора в июне прошлого года. Это не значит, что мы довольны договором, да и Венецианская комиссия отметила, что многие важные вопросы не урегулированы, однако, это движение вперед есть и конкретные результаты. За последние 22-23 года я не могу припомнить, чтобы правительство одобрило такой большой пакет позитивных изменений", - рассказывает Кацитадзе.
Саакашвили считает, что новое избирательное законодательство позволит провести прозрачные выборы, республиканцы сомневаются в этом
В целом в заключительной части своего доклада Венецианская комиссия отмечает, что проект поправок направлен на то, чтобы "провести демократические выборы, и содержит многие положительные черты". "Тем не менее, остаются вызывающие обеспокоенность положения, связанные с тем, что текст законопроекта содержит двусмысленности или лишен в некоторых местах ясности", - говорится в докладе.
Однако, по словам президента Михаила Саакашвили, новое избирательное законодательство позволит провести прозрачные выборы.
"Внедрением прозрачного и равноправного избирательного процесса будет достигнута одна из главных целей нашей эпохи", - заявил Михаил Саакашвили на встрече с Зурабом Хараташвили. Кроме того президент поинтересовался, не испытывает ли Центральная избирательная комиссия каких-либо трудностей в работе. Хараташвили ответил, что у комиссии есть все возможности, хватает и времени, и человеческих ресурсов, чтобы провести такие выборы, какие "заслуживает общество" Грузии, передает агентство "Civil.ge".
Сама встреча была раскритикована представителями оппозиции. По мнению Вахтанга Хмаладзе, встреча президента с председателем ЦИК несла опасный посыл в адрес избирателей.
"В такой обстановке, которая существует в Грузии, встреча президента с председателем ЦИК может расцениваться как попытка давления на комиссию со стороны власти. Тем более, что часть встречи проходила за закрытыми дверями, и никто не может сказать, о чем говорили руководитель государства с главой комиссии", - отмечает Хмаладзе.
"Саакашвили сидел как босс Центральной избирательной комиссии. Хотя, формально, комиссия является независимым агентством, и президент не должен обращаться с ее руководителем как со своим подчиненным министром", - заявила в интервью грузинским СМИ Тинатин Хидашели.
Мамука Кацитадзе, в свою очередь, не видит никакой проблемы во встрече Саакашвили с Хараташвили. "В нормальном государстве, до которого нам далеко, такие встречи - нормальное явление. Тем более, что Хараташвили ничего и не просил, а только сказал, что у комиссии есть все средства, чтобы достойно провести выборы", - констатировал Кацитадзе.
Как сообщал "Кавказский узел", 28 декабря парламент Грузии большинством голосов принял новый "Избирательных кодекс" Грузии и поправки в закон "О политических объединениях граждан". Представители неправительственного сектора заявили, что в закон были внесены неконституционные изменения и призвали президента Грузии Михаила Саакашвили наложить на поправки вето.
Накануне парламентских выборов в грузинское избирательное законодательство были внесены и другие изменения. В частности, в соответствии с поправками партии, преодолевшие на выборах избирательный барьер и включившие в партийные списки из десяти кандидатов двух женщин, получат дополнительное финансирование из государственного бюджета.
В то же время, новая служба Контрольной палаты Грузии, созданная для мониторинга финансирования политических партий, уделит особое внимание партиям, получающим государственное финансирование. В оппозиционных партиях утверждают, что им скрывать нечего, и согласны предоставлять данные в установленные сроки.