ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Совету Европы необходимо выработать конкретные критерии для определения понятия политический заключенный в Азербайджане, дабы исключить всякие спекуляции на эту тему и ускорить решение вопроса об освобождении "узников совести", заявил глава НПО "За права человека" Эйнулла Фатуллаев, комментируя итоги заседания комитета ПАСЕ по правам человека и правовым вопросам в Страсбурге.
Напомним, 26 января прошло заседание комитета в рамках зимней сессии ПАСЕ, на котором обсуждался вопрос политических заключенных в Азербайджане.
Власти Азербайджана отказали Штрассеру в выдаче визы
Отвечая на вопрос главы комитета ПАСЕ, кого Фатуллаев считает политзаключенными в Азербайджане, правозащитник сказал, что, прежде всего, тех, кто в списке "узников совести", признанных Amnesty Internarnational (осужденные в связи с акциями протеста весной 2011 года. - Прим. "Кавказского узла"). Среди них Фатуллаев назвал Джаббара Савалана, который был помилован в конце 2011 года, экс-министра экономического развития Фархада Алиева и его брата, бизнесмена Рафига Алиева, а также экс-министра здравоохранения Али Инсанова.
"Этих людей следует считать политзаключенными, поскольку нарушение их прав признано Европейским судом по правам человека. Страсбургский суд признал, что аресты братьев Алиевых в 2005 году были политически мотивированными и скоро ожидается решение этого суда по существу обвинений и законности приговора в отношении них. В отношении Али Инсанова Страсбургский суд уже завершил коммуникацию с правительством Азербайджана и в ближайшее время объявит свое решение. С учетом прецедентов Страсбургского суда можно полагать, что решение будет в пользу Инсанова", - заявил Фатуллаев.
Журналист также отметил бывшего сотрудника ОПОН (отряд полиции особого назначения) Эльчина Амирасланова и двух его сослуживцев, ранее признанных политзаключенными экспертами Совета Европы.
Фатуллаев также считает политически мотивированными аресты активистов Исламской партии и так называемых "узников хиджаба" (лица, задержанные за участие в акции протеста против запрета на ношение хиджаба в школах. - Прим. "Кавказского узла"). Однако согласно практике международных правозащитных организаций, политзаключенными могут быть признаны лица, в отношении которых уже вступил в законную силу приговор. В отношении этих лиц приговоры не вступили и их дела рассматриваются в апелляционной инстанции, пояснил Фатуллаев.
Между тем, добавил Фатуллаев, вопрос о визите докладчика ПАСЕ по политзаключенным Кристофа Штрассера в Азербайджан остается открытым и обсуждения по нему будут продолжены 12 марта на заседании комитета ассамблеи по правовым вопросам и правам человека в Париже.
На заседании комитета ПАСЕ 26 января Штрассер рассказал об отказе властей Азербайджана в выдаче ему визы, из-за чего он не может выполнить свою миссию. По словам Фатуллаева, который участвовал в этом заседании, Штрассер заявил, что направил правительству Азербайджана список предполагаемых 70 политзаключенных и хотел бы в рамках своего мандата изучить этот вопрос на месте, однако официальный Баку препятствует его визиту.
Деятельность докладчика, несмотря на то, что Штрассер еще не приехал в Азербайджан, имеет положительное значение, считает журналист.
По словам Фатуллаева, Штрассер заявил ему, что если его вновь не пустят в Азербайджан, он все равно подготовит доклад на основе информации местных правозащитников.
Фатуллаев также отметил, что в заседании комитета участвовали члены Международной партнерской группы по Азербайджану из числа ведущих журналистских и правозащитных организаций.
Сададдинов: в Азербайджане не менее 30 политзаключенных
Другой участник заседания комитета ПАСЕ, глава "Фонда развития демократии и защиты прав человека" Мурад Сададдинов подверг критике деятельность Штрассера. "Наша организация 10 лет сотрудничает с Советом Европы. Мы работали с предыдущими докладчиками по политзаключенным Жоржем Клерфайтом, Малькольмом Брюсом. Нам удалось наладить хорошую рабочую атмосферу между докладчиками и властями. В результате, власти хотя и не признавали наличия политзаключенных, но многих лиц освобождали по "гуманитарным соображениям", - сказал Сададдинов.
По данным Сададдинова, на сегодняшний день в Азербайджане не менее 30 политзаключенных.
Штрассер же, по словам Сададдинова, с самого начала отказывался от сотрудничества: "Более двух лет мы писали ему письма, на которые он не отвечал".
Что же касается отказа властей выдать визу Штрассеру, Сададдинов пояснил, что в момент его назначения проблема с политзаключенными остро стояла не только в Азербайджане, но и в Армении и Грузии, однако докладчик был назначен только по Азербайджану. На его взгляд, СЕ сам не должен был давать повода властям Азербайджана обвинять СЕ в предвзятости и тормозить работу докладчика.
Сададдинов указал также на то, что в октябре 2011 года комитет ПАСЕ изменил мандат Штрассера, и он более не является докладчиком по Азербайджану. Согласно Сададдинову в обязанности Штрассера входит подготовка двух докладов - по критериям понятия политзаключенный и общей ситуации с политзаключенными в разных странах Европы.
Между тем, официальный Баку относительно отказа Штрассеру в выдаче визы считает, что он прежде должен подготовить доклад о критериях понятия "политзаключенный" и заниматься изучением вопроса о наличии политзаключенных не только в Азербайджане, но и других странах СЕ.
Давление на Азербайджан под видом политических заключенных недопустимо
Комментируя итоги заседания 26 января, глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов, заявил, что мысль о недопустимости давления на Азербайджан "под видом политических заключенных" поддержали большинство членов комитета по правам человека и правовым вопросам. "Недопустимо оказывать давление на Азербайджан под видом политических заключенных, поскольку это может нанести ущерб отношениям между Азербайджаном и СЕ", - заключил он.
Напомним, 25 января Международная партнерская группа НПО по Азербайджану (IPGA) направила обращение в ПАСЕ, в котором выразила серьезную озабоченность политически мотивированными арестами граждан в Азербайджане и нарушением права на свободу выражений.
По данным главы Института мира и демократии Азербайджана Лейлы Юнус, численность политзаключенных в Азербайджане в настоящее время составляет 63 человек. Между тем коалиция НПО - Мониторинговая группа правозащитных организаций Азербайджана заявляет о 24 политзаключенных. Власти же отрицают наличие политзаключенных в стране.
Ранее правозащитники выражали свое беспокойство арестами блогера Бахтияра Гаджиева, правозащитника Видади Искендерова и еще 15 активистов, осужденных за участие в антиправительственных митингах в марте и апреле 2011 года, а также лидера молодежной организации "Ени Фикир" ("Новое поколение") Руслана Баширли, осужденного в 2005 году по обвинению в подготовке беспорядков. Коалиция также выражает тревогу за судьбу арестованного в октябре 2011 года главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова.
Другие международные организации также констатировали в стране рост числа политзаключенных и ухудшение ситуации с правами человека. Директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон отметил, что власти Азербайджана подвергались резкой критике Евросоюза, США и других международных и региональных учреждений, в связи с арестом молодежных активистов и нарушения свободы выражения мнений, ассоциаций и собраний.