05:20 / 10.03.2012В Тырныаузе почтили память жертв депортации балкарцев

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В  центре города Тырныауз Кабардино-Балкарской Республики 8 марта была открыта мемориальная доска памяти жертв депортации балкарского народа.

Словами молитвы открыл митинг у большого скалистого камня, на котором прикреплена доска, имам Эльбрусского района Салих Курданов.

«Сегодняшнее событие  - открытие мемориальной доски – приурочено к 68-ой годовщине депортации нашего народа, - сказал на этом мероприятии глава администрации Эльбрусского муниципального района Аслан Малкаров. – Это память о тех, кто не выжил в годы изгнания, о тех представителях нашего народа, кто, защищая Родину, погиб на фронтах Великой Отечественной».  

Глава администрации также отметил, что 16,3 тысячи балкарцев, в то время 30% балкарского населения, с первых дней войны принимали участие в борьбе с фашистами.  

Массовая депортация балкарцев произошла 8 марта 1944 года. Она длилась всего два часа. Депортируемых погрузили в заранее подготовленные студебеккеры и доставили к железнодорожной станции Нальчик. К местам поселения в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено не менее 37 713 балкарцев. Из общего числа высланных 52% составляли дети, 30% - женщины, 18% - мужчины.

Докладывая 1 марта 1944 года Сталину об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей Берия подчеркивал, что «для обеспечения подготовки и успешного проведения операции по выселению балкарцев приняты все необходимые меры. Подготовительная работа будет закончена до 10 марта, и с 15 марта будет проведено выселение балкарцев».  

Рано утром 8 марта, дав на сборы 2 часа и обозначив вес груза, который можно взять на каждого члена семьи (20 кг), балкарцев, а это были в основном старики, женщины и дети, стали выгонять из своих домов и грузить на машины. 

11 марта 1944 года Берия доложил Сталину, что балкарцев выселено 37 103 человека. Из общего числа высланных балкарцев 52% составляли дети, 30% – женщины и 18% – старики и инвалиды.

Несмотря на то, что многие села находились в труднодоступных районах, на выселение  балкарцев ушло три дня, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» доктор педагогических наук Руслан Бозиев. «Жителей двух сел в Верхней Балкарии, куда трудно было добраться даже на гужевом транспорте – сожгли в конюшне: такой опыт у служителей Берия был на примере выселения вайнахов», - говорит Бозиев.

«Все тяготы ссыльной жизни легли, в основном на женские плечи. Почти все мужское население  нашего народа с первых дней начала Великой Отечественной было призвано в Красную Армию, - продолжил Руслан Бозиев. – Моей маме Марьям было в то время 11 лет. Ее старший брат погиб на фронте в первый год войны. Две старшие сестры моей мамы тоже получили похоронки на своих мужей. Родители в ссылке умерли сразу. Чтобы как-то выжить, женщины вырыли землянку. На полях работали десяти-одиннадцатилетние дети. У моей мамы до сих пор все пальцы в шрамах - убирать хлопок, не поранив руки об острые края коробочек с непривычки, было трудно».

Спецпереселенцев арестовывали за то, что с поля принесли колоски пшеницы, за горсть муки. Родственницу Руслана Бозиева, мать двоих малолетних сыновей Зайнап Бозиеву, арестовали за то, что она подобрала на железнодорожных путях уголь, чтобы топить печь. Осудили на семь лет – по году за каждый килограмм угля. За то время, пока она была в заключении, умер один из ее сыновей.

"За годы депортации исчезли некоторые фамилии», - говорит Руслан Бозиев. По его словам, за 9 месяцев 1944 года родилось всего 56 человек, а умерло 1592. С апреля 1944 года по сентябрь 1946 года в Киргизии и Казахстане умерло 4849 балкарцев, а это каждый восьмой переселенец.

Жительница города Тырныауза, заслуженная учительница РСФСР Раиса Хаджиева хорошо помнит годы, проведенные в ссылке.

"Первое наше жилище в Казахстане – землянка у подножия Залийского Алатау. Весной талая вода стекала с гор, пробивала стенку нашей землянки и  вытекала с противоположной стороны. Мама с моим братом Омаром – ему было семь лет – работали на стройке. Через несколько лет нам разрешили переехать в село Чемолган. Я уже к тому времени подросла, мне было восемь лет, и я могла уже вместе с мамой работать на свекловичном поле», - рассказывает жительница города Тырныауза, заслуженная учительница РСФСР Раиса Хаджиева.

Но поскольку тяжелой тяпкой на прополке девочке и таким же ее подругам орудовать было трудно, то они  выполняли роль живых дамб. «Когда нужно было поливать свеклу, то не было никаких щитов, чтобы перегородить арык и направить воду на нужный участок. И тогда мы, девчонки, ложились поперек арыка, перекрывая его своими телами. Лежали так по нескольку часов, пока не было полито все поле», - вспоминает Раиса Хаджиева.

В московском НИИ кардиологии им. акад. Мясникова отделении лечился известный балкарский поэт Кайсын Кулиев, рассказал кардиохирург Идрис Алмазов. «Это был удивительный человек, общительный, веселый. Боевой офицер в сражениях за Севастополь был тяжело ранен. За освобождение Крыма его наградили орденом Отечественной войны II степени. Кайсын говорил, что награду вручал сам командующий 51-ой армией», - говорит Алмазов.

Однако, по словам врача, едва Кулиев стал ходить, как ему предложили поменять госпитальную палату на офицерское общежитие. «Мол, там быстрее пойдет выздоровление. Но оказалось, что это «общежитие» ни что иное, как охраняемое учреждение за колючей проволокой, где долечивались бойцы и офицеры – представители депортированных народов, которых после окончательного выздоровления отправляли в места ссылок», - рассказал кардиохирург. 

«68 лет прошло с тех пор, как были изгнаны балкарцы со своих домов. Вернувшись, многим пришлось выкупать свои же дома у тех, кто занял их в 1944 году. Конечно, была и боль, и обида. Но нельзя идти вперед с повернутой назад головой, - считает Руслан Бозиев. – Но и забывать о том, что пришлось пережить нашему народу в тяжелые годы ссылки тоже нельзя. Только нужно помнить, что зло порождает зло, а у добра – долгий свет».

Напомним, что 8 марта в Москве активисты комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) и фонда "Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид" провели акцию памяти жертв депортации балкарского народа 1944 года.

В Тбилиси 8 марта в здании Сухумского государственного университета неправительственная организация «Свободный Кавказ» и преподаватели вуза провели конференцию в память о депортации балкарского народа.

По данным международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек, из Калмыкии - 101 000 человек, из Карачаево-Черкесии в 1943 году - 70 000, из Кабардино-Балкарии - 37 000 человек. Число жертв депортации среди турок-месхетинцев и других народностей Закавказья составило 100 000.

 

Автор:Татьяна Гантимурова
10.03.2012 в 10:20BOGNER
модер, может Аслан МалкаРов?
10.03.2012 в 10:29moderator

Исправлено. Благодарим за внимательность.