ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Призыв поддержать законопроект по ужесточению наказания за преступления, совершенные на почве ненависти по расовой, этнической, религиозной принадлежности и сексуальной ориентации, распространила среди депутатов парламента Грузии 15 марта НПО "Многонациональная Грузия". По мнению депутата от оппозиции Джонди Багатурии, изменения в Уголовный кодекс можно вносить после решения вопроса о строительстве мечети в Батуми, чтобы противники этого строительства не попали под действие закона.
Ранее сообщалось, что власти Грузии намерены ужесточить ответственность за преступления, совершенные на почве религиозной, расовой, языковой, национальной или этнической нетерпимости. Жестко предлагается преследовать и публичные высказывания, оскорбляющие достоинство любой этнической или религиозной группы. По словам одного из авторов законопроекта, депутата Кахабера Анджапаридзе, согласно поправкам в Уголовный кодекс Грузии, расовая, языковая, религиозная, национальная или этническая нетерпимость станет отягчающим обстоятельством при совершении преступления.
Степанян: самым распространенным видом ксенофобии в Грузии стало использование языка ненависти в социальных сетях
"Этот закон уже принят в первом чтении, однако, как нам стало ясно, депутаты от оппозиции намерены голосовать против этого закона во втором чтении. Поэтому мы направили текст обращения поименно всем депутатам парламента, чтобы они поддержали инициативу депутатов Звиада Кукавы и Кахабера Анджапаридзе, которые инициировали этот закон", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель НПО "Многонациональная Грузия" Арнольд Степанян.
Он считает, что уровень ксенофобии в Грузии вырос в течение последнего года.
"Действительно, долгое время уровень проявления ксенофобии в Грузии был достаточно низок. Однако в июле прошлого года парламент принял закон о присвоении юридического статуса различным конфессиям, что вызвало массовые протесты в обществе. В прошлом году мы зафиксировали уже три случая преступлений на почве этнической и конфессиональной ненависти", - говорит Арнольд Степанян.
"Первый случай - убийство человека, который говорил на русском языке, второй случай - массовая драка, возникшая из-за того, что несколько человек говорили на языке одного из меньшинств. А третий случай - это вандализм, когда в армянскую церковь ворвались несколько человек и вырвали листы из Священного Писания", - рассказал руководитель "Многонациональной Грузии".
Он отмечает, что парламентское большинство долгое время не хотело принимать поправки к Уголовному кодексу, поскольку депутаты опасались, что это повлияет на свободу слова и на свободу самовыражения граждан.
"Однако после массовых митингов в июле прошлого года депутаты от большинства поменяли свое мнение и решили ускорить принятие поправок", - сообщил Арнольд Степанян.
Поддерживая закон, он также указывает на то, что сегодня возникает вопрос, чтобы власти не использовали этот закон против политических оппонентов. "Иначе мы просто будем наблюдать еще один виток эскалации конфликта на религиозной или межэтнической почве. Если эту ситуацию используют недоброжелатели Грузии, то еще одного этнического конфликта наше государство может не выдержать", - убежден Арнольд Степанян.
Самым распространенным видом ущемления прав меньшинств в Грузии, по мнению Арнольда Степаняна, стало использование языка ненависти в социальных сетях.
"Особенно активизировался язык ненависти после принятия поправок в административный кодекс, который позволил различным религиозным группам регистрироваться в качестве юридических лиц общественного права, а также в феврале этого года после того, как патриархия выразила протест против соглашения о строительстве мечети в Батуми", - рассказывает Арнольд Степанян.
При этом руководитель НПО "Многонациональная Грузия" посетовал на то, что у неправительственных организаций не хватает ресурсов для того, чтобы отслеживать появление в сети ксенофобных высказываний.
Багатурия: изменения в Уголовный кодекс можно вносить после решения вопроса о строительстве мечети в Батуми
Депутат от оппозиционной партии "Картули Даси" Джонди Багатурия подтвердил, что он голосовал против законопроекта, отметив, что законодательная инициатива внесена несвоевременно.
Багатурия считает, что изменения в Уголовный кодекс необходимо принять позже, поскольку в обществе могут принять этот закон в качестве устрашающей меры по отношению к тем, кто выступает против восстановления мечети султана Абдул-Азиза в Батуми.
Отметим, что грузинская и турецкая сторона договорились о строительстве мечети в Батуми и реставрации церквей. Грузия согласилась выделить место для строительства новой мечети. В свою очередь Турция взяла обязательства по реставрации церквей на своей территории. Против строительства в Батуми мечети выступила часть проживающих в Аджарии мусульман. По их мнению, вопрос строительства мечети должна решать паства мусульманского мира, а не два государства. В настоящее время организован сбор подписей против строительства мечети.
"В XXI веке подвергать гонению человека на почве расовой или этнической принадлежности - это позорное действие. И, слава богу, грузинский народ настолько культурен и образован, что подобные случаи не имеют места в нашем обществе за очень редким исключением. Конечно, государство должно уделять внимание и этим исключениям, и закон возможно было бы принять, однако, контекст этого закона весьма сомнителен, поскольку, как известно, грузинские власти сегодня собираются способствовать восстановлению символа турецкой оккупации", - завил корреспонденту "Кавказского узла" Джонди Багатурия.
По его мнению, вначале следует решить вопрос о строительстве мечетей в Батуми и Ахалцихе, а уже потом вносить поправки в УК.
"Тем более, что в обществе есть мнение, будто власти идут на соглашение с Турцией по восстановлению мечетей исходя из собственных корыстных убеждений", - отмечает Багатурия.
Помимо вопроса о мечетях, как считает депутат, еще одним актуальным вопросом остается возможность использования нового положения в Уголовном кодексе для преследования оппозиции.
"Вопрос ужесточения ответственности за преступления на почве ксенофобии, естественно, должен быть проработан, поскольку государство должно стремиться не допускать гонения на религиозной, этнической или политической почве. Но мы как раз наблюдаем картину, когда на политической почве гонения организует сама правящая партия. Это очень актуальный вопрос - сегодня происходит притеснение сторонников оппозиционной партии со стороны Контрольной палаты", - рассказал Джонди Багатурия.
Нануашвили: необходимо создать структуру, следящую за использованием языка ненависти в Интернете
По мнению руководителя НПО "Центр прав человека" Учи Нануашвили, депутатам грузинского парламента следовало принять обсуждаемые поправки в Уголовный кодекс намного раньше.
"Парламент опоздал! Этот закон нужно было принимать раньше, когда об этом говорили и правозащитники, и международные организации. Тогда, может быть, удалось бы избежать всплеска ксенофобии, который произошел в июле прошлого года и в феврале нынешнего", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Уча Нануашвили.
По его мнению, то, что власти могут использовать закон против политических оппонентов, не должно препятствовать его принятию.
"Действительно, такие опасения существуют, однако, на мой взгляд, у власти и без того много рычагов, с помощью которых она расправляется с политическими оппонентами. Так что законопроект однозначно полезен, а насколько власти выполняют существующее законодательство, - вопрос отдельный, но не менее серьезный", - отмечает Уча Нануашвили.
Он считает, что в Грузии следует создать и структуру, которая занималась бы мониторингом правонарушений на почве ксенофобии.
"Если говорить об Интернете, то действительно, на сайте Forum.ge и на Facebook очень часто появляются высказывания весьма радикального характера. Но, если у государства появится воля, то эти оскорбления можно пресечь. Для этого необходимо создать структуру, которая занималась бы расследованием ксенофобных публикаций", - говорит правозащитник.
По его мнению, необязательно, чтобы эта структура была создана при МВД или прокуратуре. "Можно доверить этот мониторинг и офису омбудсмена, но под это необходимо выделит средства, а главное - государству необходимо проявить волю в этом вопросе", - убежден Уча Нануашвили.
"Кавказский узел" ранее сообщал об исследовании уровня толерантности и использовании "языка ненависти" в грузинских печатных СМИ по отношению к этническим, религиозным и сексуальным меньшинствам. Исследование проводилось в течение 2011 года в рамках проекта "Борьба против языка ненависти в Грузии: лакмусовый тест на права человека и социальную толерантность", которую осуществляет южнокавказский офис фонда Генриха Бёлля.
Авторы доклада по итогам исследования констатировали, что на один позитивный материал об этнических меньшинствах приходится три материала, которые носят негативный характер.