19:36 / 26.03.2012Азан

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Азан (от арабского азина "извещать", "объявлять"; синоним  нида’ – "призыв") – призыв на молитву.

По преданию, азан был введен Пророком Мухаммадом в 622-623 гг. и первоначально представлял из себя произнесение фразы "молитва - вместе". Выбор устной формы призыва на молитву имел для первых мусульман особое значение. Он должен был принципиально отличаться от призывов, которые существовали в обрядовой практике христиан, иудеев и магов (маджус) в доисламской Аравии. Известно, что такой же способ призыва на молитву использовали современники и соперники Мухамммада Мусайлима и Саджах, названные в мусульманском предании "лжепророками".

В сборниках хадисов Аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и ат-Тирмизи сообщается, что первые мусульмане собирались в Медине для молитвы в мечети неодновременно, тогда как Мухаммад хотел, чтобы мусульмане молились единой  группой. Некоторые сподвижники Пророка предложили разжигать большой костер, чтобы сообщать людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук палок во время удара ими друг о друга, третьи решили, что нужно звонить в колокол, чтобы вовремя собирать верующих на молитву. Сподвижник пророка Умар же сказал: "Почему вам не назначить кого-нибудь, кто будет возвещать призыв на намаз?" Тогда Мухаммад обратился  к своему вольноотпущеннику Билалу: "Билал, встань и призови на намаз".

В хадисах ат-Тирмизи "ас-Сахих" говорится, что однажды один из соратников Пророка Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Абд Раббих пришел к нему и рассказал о своем сне. Во сне к нему явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и мусульманин  попросил его продать колокол.  Мужчина  спросил: "А что ты будешь делать с ним?" Абдуллах сказал: "С его помощью мы будем призывать людей на намаз". Мужчина сказал: "Не подсказать ли тебе нечто лучшее?". После чего мужчина произнес весь текст азана.

Азан был прочтен перед Мухаммадом, и он, услышав о сне и об азане, сказал: "Это правдивый сон". В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов  (сподвижник Мухаммада, принявший ислам при жизни пророка) увидели тот же сон. В этом же сборнике хадисов говорится, что Умар ибн ал-Хаттаб, будущий второй "праведный" халиф, который  должен был купить бревно для крепления колокола, на следующий день вернулся к Пророку Мухаммаду с пустыми руками и сообщил, что во сне услышал таинственные слова: "Не делай колокола, а призывай на молитву азаном".

В этот момент послышался голос Билала, вольноотпущенника Мухаммада, призывающего к молитве словами: "Аллах велик! Аллах велик!" После этого Умар воскликнул: "Билал голосит так, как я слышал ночью". На это Пророк заметил: "Откровение упредило тебя" (ему самому было явлено соответствующее откровение). Формула Билала и стала началом азана.

Суннитский азан сложился постепенно, в течение нескольких веков. Он состоит из семи формул, которые возвещает муэдзин. В небольших мечетях азан может произноситься с минарета имамом мечети  или непосредственно от мечети, если в ней нет минарета. При этом призывающий на молитву должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Первоначально первые мусульмане обращались лицом к Иерусалиму, но после разрыва с иудеями они стали обращаться к Мекке.

Формулы азана таковы:

  1. "Аллах велик!" (такбир);
  2. "Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!" (шахада);
  3. "Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!" (шахада);
  4. "Идите на молитву!";
  5. "Ищите спасения!" (перед утренней молитвой дважды произносятся еще слова "Молитва лучше сна!" – тазвиб);
  6. "Аллах велик!" (такбир);
  7. "Нет бога кроме Аллаха!" (шахада).

Каждая из этих формул произносится 2-4 раза, и между сторонниками различных мазхабов (школ шариатского права в исламе) по этому поводу существуют разногласия. Шииты добавляют между 5-ой и 6-ой формулами слова: "Спешите к совершению праведных деяний!". Также у шиитов после слов «я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!!» произносится: «свидетельствую, что Али приближенный Аллаха». Однако эти шиитские формулировки отвергаются суннитскими улемами (исламские ученые), которые считают их поздними нововведениями. Еще одной особенностью шиитского варианта азана является двухкратное произнесение слов «Нет бога кроме Аллаха!» в конце азана.

Азан исполняется нараспев. Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять, произнося вместо 4-ой и 5-ой формул слова "Сила и могущество только у Аллаха!", а перед утренней молитвой заменяя тазвиб формулой "Ты сказал то, что истинно и справедливо!".

Азан шепчут ребенку в правое ухо через некоторое время после рождения. Так же поступают и с человеком, которым, как считают, овладели злые духи. После азана, непосредственно перед началом молитвы, следует второй призыв (икама), состоящий из тех же формул. В течение ночи для тех, кто хочет проявить особое рвение в вере, дважды звучит призыв на молитву. Первый называется уйа, второй – абад.

Источники:

  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 2009 г.
  2. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках (курс лекций). Л., 1966 г.
  3. Уотт У.М. Мухаммад в Медине. М.-СПб.: "Диля", 2007 г.
  4. Торваль И. Мусульманская цивилизация. Энциклопедический словарь. Издательство "Лори", 2001 г.
Автор:Кавказский Узел