ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Развитие Северного Кавказа должно проходить комплексно и с привлечением научного потенциала региона, считают участники международной конференции по проблемам развития Северного Кавказа.
Напомним, 25 апреля во Владикавказе открылась международная конференция "Стратегия России на Кавказе в XXI веке", на которой ее участники обсуждают основные направления кавказской политики Российской Федерации, а также методы противостояния угрозам и вызовам национальной безопасности, генерируемым, по их мнению, в регионе Большого Кавказа.
Кусов: в создании программы развития СКФО недостаточно задействован научный потенциал региона
В программе развития СКФО наметились пути развития, но пока это только намерения, заявил в ходе своего выступления на конференции первый проректор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Владикавказского института управления Таймураз Кусов.
"Для того чтобы в целом ожидать успеха, я думаю, надо четко исходить из того, чего нам не хватает в нашем развитии. Мы должны координировать и увязывать планы стратегического развития, среднесрочные и долгосрочные планы. Если этого не будет, то успеха, в том числе и у этой стратегии, также как и у других наших планов, не будет", - заявил Кусов.
По его словам, предстоит многое сделать, в том числе и привлечь научный потенциал, прежде всего, находящийся на Северном Кавказе. "Я думаю, что он (научный потенциал) задействован недостаточно", - считает профессор.
Он отметил, что сегодня, когда говорится о Северном Кавказе в плане его развития, то, прежде всего, регион рассматривается как рекреационная зона, и речь ведется о создании туристического кластера.
"Да, это очень важно, но мы должны понимать, что это все-таки проекты, которые требуют огромных вложений, проекты, которые заработают не за год, не за два, а будут реализованы в течение длительного времени. А ситуация требует принятия неотложных мер. Мне кажется, что наряду с этим нужно также уделить внимание развитию малого и среднего бизнеса на Северном Кавказе, если мы действительно хотим продвинуться вперед", - отметил профессор.
Он привел статистику, согласно которой, доля микропредприятий на Северном Кавказе составляет 2,13%, а оборот - 2,29%. "А учитывая, что уровень безработицы на Северном Кавказе высокий, думаю, что, стимулируя развитие малого бизнеса, мы продвинемся быстрее. Здесь важное значение имеет развитие банковского сектора", - сказал Кусов.
Он считает, что развитие Северного Кавказа должно быть комплексным, с учетом всех потенциальных ресурсов, всего многообразия культурного наследия.
"Следует также учитывать, что Северный Кавказ - это важная приграничная зона", - сказал Таймураз Кусов.
Черноус: без русских не удержать российскую идентичность на Кавказе
Какие бы аспекты стратегии развития округа ни рассматривались, важнейшим направлением должно являться формирование в регионе российской идентичности, считает директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного федерального университета из Ростова-на-Дону Владимир Черноус, который выступил с докладом на тему: "Укрепление российской идентичности на Северном Кавказе - фактор безопасности в Черноморско-Каспийском регионе".
"Без этого понимания нашей общности мы не сможем решить ни внешние, ни внутренние проблемы. Как всегда, нас события декабря 2010 года (убийство болельщика "Спартака" Егора Свиридова в Москве и последовавшие за этим массовые выступления националистического характера – прим. "Кавказского узла"), предвыборные события застали врасплох. В феврале прошлого года прошел Госсовет, посвященный национальной политике, и мы столкнулись с тем, что, как и в начале 90-х годов, мы не можем себе ответить на целый ряд принципиальных вопросов – что мы понимаем под нацией, под этносом и так далее. Поэтому обещанное нам дарование новой концепции национальной политики так и не состоялось", - сказал Черноус.
Он отметил, что ранее шел процесс формирования кавказской идентичности как одного из вариантов общероссийской идентичности.
"Теперь проблема сложнее. С созданием Северо-Кавказского федерального округа возникло противоречие, которое используют грузинские бойцы идеологического фронта. Они пытаются формировать общекавказскую идентичность в противовес российской. Мы в этом процессе в информационной рекламе действуем реактивно, запаздываем и упускаем многие моменты", - заявил Черноус, назвав среди технологий, используемых Грузией, в частности, введение порядка о безвизовых поездках в эту страну для российских граждан.
Профессор также заметил, что без русских не удержать российскую идентичность на Кавказе. "Эта борьба идентичностей может быть очень сложной", - отметил он.
Таболов: есть попытки развернуть экономические и социально-политические конфликты в религиозную плоскость
Темы, обозначенные на конференции, очень важны, и связаны они со стратегическими рисками для страны и для всего кавказского региона, сказал зампред правительства республики Сергей Таболов, который приветствовал гостей 25 апреля от имени главы республики Таймураза Мамсурова.
По его мнению, обоснованно выделяются две основных дискуссионных линии: "угроза политической радикализации конфессиональных различий и проблем, то есть попытки развернуть экономические и социально-политические конфликты в религиозную плоскость" и "присутствие фобий и дискриминационной практики в межэтнических отношениях". По мнению Таболова, необходимо решить, "какие практические шаги должны быть сделаны и какие альтернативные сценарии могут быть развернуты для решения этих вопросов".
Руководитель Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид Решетников заявил, что во Владикавказе "сосредоточены серьезные научные, интеллектуальные экспертные силы, которые бы они хотели использовать в работе. По его словам, "Северный Кавказ - это объект целого ряда проектов США и союзников, проект Ливии и ряда исламских государств".
Решетников отметил, что "разные силы" пытаются вернуть Россию в "состояние начала 1990-х годов". "Сейчас удары направляются по духовной составляющей, они понимают, что наша слабость в отсутствии национальной идеи, в отсутствии духа, отсутствии политической воли. Надо не допустить развития ударов по религиозному направлению: по православию и традиционному исламу", - заявил Решетников.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что социологи и политологи в рамках конференции провели дискуссионную секцию: "Терроризм и исламизм на Кавказе: долгосрочные тенденции и методы противодействия", в ходе которой заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования Института повышения квалификации Южного федерального университета и Института социально-политических исследований РАН Игорь Добаев заявил, что Россия должна ориентироваться на ненасильственные методы борьбы с терроризмом.
Организатором конференции является Российский институт стратегических исследований (РИСИ), мероприятие проходит при поддержке Владикавказского института управления и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. В конференции принимают участие 40 человек: ученые РИСИ, научные сотрудники и исследователи столичных научных центров, а также представители религиозных сообществ и общественности Северной и Южной Осетии.
Трудно не согласиться с мнением Кусова, Черноуса, Добаева. Действительно, ученые Северного Кавказа не участвуют ни в обсуждении государственных проектов, связанных с регионом, ни в текущей экспертной работе; мы никогда не увидим их на федеральных каналах при обсуждении проблем Кавказа. Зато десяток столичных говорящих голов готовы с одинаковым энтузиазмом обсуждать и ситуацию в Украине, и кризис в Сирии, и проблемы Кавказа. Самое удручающее, что для них нет сомнений,а готовность давать рецепты по любому поводу была бы смешной, если бы ее последствия не оказались столь удручающими. Совершенно прав и Черноус- уход русских с Кавказа приводит к проблемам, прежде всего порождает этнический дисбаланс, ведет к гуманитарным и культурным проблемам, т.к русские всегда были своего рода буфером, сдерживающим внутрикавказские противоречия.
Что касается "грузинских бойцов идеологического фронта" - еще в 2010 году парламент Грузии принял концепцию "Вовлечение через сотрудничество" и все последующие мероприятия очень точно, системно и последовательно ложатся в русло задач и целей этого документа. Действия Грузии в отношении Северного были предсказуемы, и вопрос в том, почему не удается сформулировать свой российский проект в регионе, почему реакция на грузинскую активность столь вялая и непрофессиональная?
Что касается самой конференции - она оставляет ощущение междусобойчика, хотя и разросшегося до 40 человек. Почему в ней не принимают участие ученые из ведущих академических центров Адыгеи, КБР, КЧР, Дагестана, Ингушетии, Чечни, Краснодара? Где ученые из Института этнологии РАН, МГИМО? Как вообще можно обсуждать такие глобальные проблемы в таком узком кругу? Что дает конференции статус международной? Участие Южной Осетии ? А сколько человек от ЮО приняли участие? Вопросов много...