23:53 / 12.05.2012Репатриация черкесов - не главная задача черкесских организаций Турции, отмечают эксперты

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Турции черкесские общественные организации не ставят основной задачей своей деятельности вопрос возвращения черкесов на историческую родину, заявляют эксперты. По их словам, основная цель этих организаций - укрепление позиций и самосохранение черкесов в Турции.

Эти проблемы, а также вопрос преобразования кавказских обществ Турции в черкесские обсуждались на встрече руководителей и представителей черкесских организаций в Стамбуле 6 мая. В качестве гостей в мероприятии принимали участие и черкесские общественные деятели из России - руководитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт и представитель движения "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов, главный редактор газеты "Шапсугия" Анзор Нибо.

Нибо: в Турции идет процесс переименования кавказских обществ в черкесские

Одной из главных тем прошедшей 6 мая в Стамбуле встречи руководителей и представителей черкесских организаций Турции стал вопрос переименования кавказских обществ в черкесские, сообщил участник мероприятия, представитель движения "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов, главный редактор газеты "Шапсугия" Анзор Нибо.

"Как правило, в Турции под черкесами понимаются все выходцы с Северного Кавказа – не только адыги, но и осетины, абхазы, дагестанцы, чеченцы. Во второй половине 20 века представители этих народов объединились в кавказские общества. В последние годы наметился процесс переименования кавказских обществ в черкесские", - пояснил Анзор Нибо.

Он добавил, что этот процесс затронул не только черкесов Турции. "У абхазов тоже наметился процесс создания абхазских организаций. В прежние годы черкесы Турции занимались решением проблем и других кавказских народов. Сейчас они будут заниматься только общественными и культурными проблемами своего народа", - добавил представитель движения "Адыгэ Хасэ" причерноморских адыгов-шапсугов.

По его мнению, процесс преобразования кавказских обществ в черкесские в Турции вызван также тем, что черкесы имеют свои взгляды на решение тех или иных проблем. "И они будут ими заниматься. Черкесские общества намечают ряд важных проектов – обмен молодежными группами, фольклорными коллективами, организация обучения родному языку и другие", - сказал Анзор Нибо.

Он также отметил, что наряду с данным вопросом на прошедшей в Стамбуле встрече представителей кавказских и черкесских организаций Турции обсуждались проблемы взаимодействия с другими черкесскими диаспорами, исторической родиной, мероприятия в День памяти жертв Кавказской войны 21 мая, тема Олимпиады в Сочи.

Сохт: в Турции определенные политические силы противодействуют преобразованию кавказских организаций в черкесские

В Турции процесс преобразования кавказских организаций в черкесские получил кардинальный толчок в 2011 году, говорит другой участник прошедшей в Стамбуле встречи, руководитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт.

Он напомнил, что в период военного переворота в Турции многие общественные организации были запрещены. "По мере развития демократического процесса в Турции стало возможным создавать благотворительные кавказские общества. В следующий исторический период эти кавказские общества начали структурироваться по этническому принципу. Этот процесс продолжается и в настоящее время", – добавил Сохт.

В Турции, по его словам, существуют дагестанские, чеченские, абхазские, грузинские организации. "В то же время в Турции очень много черкесских общественных организаций. Только в Стамбуле их порядка 20, но превалирует кавказская аббревиатура. Тем не менее этнический состав этих организациях - черкесский (адыгский)", - сказал Сохт, добавив, что процесс преобразования кавказских организаций Турции в черкесские относится исключительно к внутреннему самоопределению этих организаций, поэтому, по его мнению, должен развиваться без давления извне.

"Этот процесс сложный, но динамика однозначная. Применительно к ситуации в Турции стоит также обратить внимание на политический фактор. В отличие от нашей страны политические предпочтения в турецком обществе более ярко выражены, этнический национализм выражен в меньшей степени. В силу этого фактора структурирование черкесских организаций порой осложняется различиями политических позиций ее членов. Надо отметить, что структурирование черкесских организаций по этническому принципу встречает противодействие в обществе и у определенных политических сил в стране", - пояснил руководитель движения "Адыге Хасэ" Краснодарского края.

Он также добавил, что существует проблема различной интерпретации этнонима черкесы. "На Кавказе, да и во всем мире, этноним черкесы - это иноназвание адыгов. Однако в Турции есть определенные политические силы, которые пытаются размыть этот этноним, причисляя к нему все народы Северного Кавказа. Это также является косвенной попыткой противодействия структурированию черкесских организаций по этническому принципу. Этот нонсенс порой закрепляется даже в уставах некоторых черкесских объединений", - пояснил Аскер Сохт.

"Основная задача черкесских организаций Турции - самосохранение черкесов в этой стране"

Говоря о направлениях деятельности черкесских организаций Турции, Аскер Сохт отметил, что они в первую очередь озабочены местом и ролью черкесов в этой стране, сохранением своей культуры, языка.

"Идея репатриации черкесов на историческую родину как краеугольный камень в деятельности черкесских организаций Турции не обозначается. Имеет место риторика в этой области, но основная их задача – укрепление позиций в стране и самосохранение черкесов в Турции. Наиболее яркий показатель – 90% руководителей черкесских организаций Турции даже в условиях безвизового режима никогда не были на исторической родине. Большинство российских черкесских организаций также не поддерживает и не развивает горизонтальных связей с черкесскими организациями диаспоры. Таким образом, как Кавказ для черкесов Турции, так и диаспора для черкесов Кавказа остаются во многом мифологизированными пространствами", – считает черкесский общественный деятель.

По словам Сохта, современный формат российско-турецких отношений, безусловно,  носит позитивный характер. "Но как в Турции, так и в России связи черкесских организаций двух стран вызывают скорей обеспокоенность, чем удовлетворение. Возможно, часть вины за это лежит на нас. За более чем 20-летний период черкесы так и не смогли выстроить эффективный и прагматичный формат сотрудничества. Политическая риторика превалирует. Реальных проектов минимум", - заключил руководитель движения "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края.

Кушхабиев: в Турции происходит логическое завершение процесса преобразования кавказских организаций в черкесские

На сегодняшний день в Турции проживает около 3,5 миллионов черкесов, отметил эксперт по черкесской зарубежной диаспоре, доктор исторических наук Анзор Кушхабиев.

"Во время выселения народов Кавказа в Османскую империю в 1860-е годы свыше 90% выселенных оказались адыги. Поэтому автоматически представителей всех северокавказских народов в Османской империи начали называть черкесами. В наши дни в Турции проживает примерно 3,5 миллиона черкесов. Абхазов и абазин примерно 350 тысяч. Остальных северокавказских народов меньше - представителей дагестанской диаспоры примерно 80-90 тысяч. Разные цифры приводятся относительно чеченской диаспоры – их более 30 тысяч, карачаевцев – приблизительно 20 тысяч, осетин примерно 15 тысяч", - сказал Анзор Кушхабиев, уточнив, что данную информацию предоставили общественные организации северокавказских диаспор в Турции.

"Известна и статистическая информация о народах Северного Кавказа, выселенных в Османскую империю во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого века, с учетом которой приведенным цифрам можно доверять", – добавил ученый.

Он напомнил, что "черкес – это экзоэтноним, то есть, внешнее название адыгов, но не всех северокавказцев, как это сейчас пытаются преподносить за рубежом, а также и некоторые северокавказские авторы в России".

"В определенные эпохи, в средние века и в новое время, вплоть до массового выселения адыгов в Османскую империю (1858-1865 гг.), адыгский народ доминировал на Северном Кавказе. В этой связи некоторые европейские путешественники ошибочно причисляли к черкесам и соседние северокавказские народы. Но путешественники, которые были лучше знакомы с народами Северного Кавказа, четко различали их и указывали в своих работах, кто адыг, кто чеченец, кто осетин и др. Российские авторы 19 века – офицеры, политические деятели, как правило, уже не допускали таких ошибок", - констатировал эксперт.

"Черкесская диаспора Турции проявляла стремление к интеграции всех северокавказских диаспор"

Комментируя предложение о преобразовании кавказских и северокавказских общественных организаций в черкесские, Анзор Кушхабиев отмечает, что оно не является неожиданным.

"Это объективное завершение длительного процесса. После окончания Второй мировой войны в Турции получили развитие процессы либерализации социально-политического строя. Этническим меньшинствам было предоставлено право на культурно-просветительскую деятельность. В начале 1950-х годов в городах Турции стали создаваться северокавказские культурные общества. Одной из первых и самых массовых была организация "Кавказское культурное общество", основанная в Стамбуле в 1952 году", - рассказал он.

В деятельности северокавказских общественных организаций Турции, по словам Кушхабиева, принимали участие представители всех северокавказских диаспор.

"Но вскоре наметилась тенденция к сепаратизму в среде меньших в численном отношении диаспор. В 1967 году из "Кавказского культурного общества" вышли представители абхазской диаспоры, позднее – представители чеченской, осетинской и дагестанской диаспор. Стали создаваться отдельные чеченские, карачаевские, дагестанские и другие общества. Этот процесс активизировался в 1990-е годы и был обусловлен стремлением каждой из диаспор сохранить свою этническую культуру. Влияние на этот процесс оказали и установившиеся связи указанных диаспор с республиками Северного Кавказа", - считает Анзор Кушхабиев.

По его мнению, представители доминирующей черкесской (адыгской) диаспоры в Турции не создавали этнически обособленных организаций, а напротив, проявляли стремление к интеграции всех северокавказских диаспор.

"До сих пор существуют кавказские организации, в которых в основном остались адыги (черкесы), однако в них сохраняют свое представительство и другие народы Северного Кавказа. В связи с тем, что существуют этнически обособленные организации других северокавказских диаспор, то логически все шло к тому, что возникнут черкесские организации. Они начали создаваться с 2007 года", – констатировал доктор исторических наук.

К настоящему времени, по его словам, из кавказских и северокавказских в черкесские переименовались следующие организации: Анкарское черкесское общество, Бурское черкесское общество, Токатское черкесское общество, Балыкесирское адыгское-черкесское культурное общество, Яловское черкесское общество культуры и взаимопомощи и другие.

"В Стамбуле также "Кавказское культурное общество" планирует переименоваться в черкесское. Можно говорить, что сегодня происходит логическое завершение этого процесса", - полагает Анзор Кушхабиев.

"Черкесские организации Турции выполняют, прежде всего, коммуникативно-интеграционные функции"

В Турции черкесские общественные организации выполняют, прежде всего, коммуникативно-интеграционные функции, говорит Анзор Кушхабиев.

"В этих организациях черкесы получают возможность общения друг с другом. Это имеет важное значение в условиях современных больших городов среди доминирующего турецкого населения", – уверен ученый.

"Вторая функция, которую выполняют эти организации, – это культурно-образовательная. Большинство черкесских общественных организаций проводят работу по обучению детей родному языку, обычаям, традициям, народным танцам. При многих организациях есть кружки и курсы, где организовано обучение детей", - пояснил Кушхабиев.

Также, по его словам, черкесские общественные организации выполняют функции информационных центров, издавая журналы, брошюры, восполняя потребность в информации о событиях на Кавказе и о самих зарубежных северокавказских диаспорах.

"В той или иной степени все представители зарубежных черкесских диаспор проявляют интерес к событиям на исторической родине. Получить такую информацию они могут в общественных организациях. Некоторые общественные организации создали свои сайты", – сказал собеседник, добавив, что черкесские общественные организации в Турции также выполняют функции координирующих центров, проводя агитационно-массовые мероприятия – митинги, демонстрации, собрания.

"В последнее время в Турции создаются черкесские организации, выдвигающие политические требования"

Одной из важных функций, выполняемых черкесскими общественными организациями Турции, является функция официального статуса, сказал Анзор Кушхабиев, пояснив, что черкесские общественные организации обладают правом обращения к органам государственной власти, правом сотрудничества с республиками Северного Кавказа в сфере культуры и образования и других.

"В последнее десятилетие в Турции появились общественные организации, деятельность которых направлена на решение политических проблем. В основном речь идет о черкесской диаспоре. Это не земляческие и не культурные центры. Это организации, которые выступают за дальнейшие демократические преобразования", - сказал Кушхабиев, отметив, что в их составе много молодежи, студентов, молодых специалистов.

"Например, к таким объединениям относятся организации: "Инициатива за права черкесов", "Демократическая черкесская платформа", "Черкесская инициатива за демократию". Есть также общекавказская организация "Кавказский форум". Этнический состав этой организации смешанный – черкесы, абхазы, чеченцы, карачаевцы", - проинформировал Кушхабиев.

Эти организации, по его словам, выступают с политическими требованиями на государственном и международном уровнях, требуют предоставления равных прав в сфере культуры и образования. "Например, они требуют, чтобы северокавказским диаспорам предоставили право изучать родные языки не на уровне общественных организаций, а на уровне школ и университетов", – заключил Анзор Кушхабиев.

"Кавказский узел" писал о ситуации с черкесами в Сирии. 25 декабря 2011 года 115 представителей черкесского народа, проживающие в Сирии, направили обращение к президенту России Дмитрию Медведеву, а также властям и общественности Адыгеи с призывом о помощи. 28 декабря 2011 года еще 57 сирийских черкесов обратились к руководству РФ и Адыгеи с просьбой оказать содействие в переселении в Россию. 3 января в адрес правительств России, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии было направлено новое обращение от 76 черкесов Сирии.

16 марта в Сирию вылетела делегация Совета Федерации, чтобы на месте изучить ситуацию вокруг возможного переселения черкесов, желающих вернуться на историческую родину. Участники парламентской делегации провели ряд встреч с сотрудниками посольств, МИД Сирии, общинами своих соотечественников, в том числе с черкесской диаспорой в Дамаске.

По итогам визита член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Альберт Кажаров заявил, что в Россию хотят вернуться более 200 семей черкесов из Сирии.

Двадцать семь человек 5 мая приехали в Абхазию из Сирии. Также группа черкесов Сирии в количестве 17 человек прибыла из аэропорта Дамаска в аэропорт Минеральных Вод. 4 мая 14 человек отправились в Кабардино-Балкарию, трое – в Адыгею. В марте в Кабардино-Балкарию из Сирии прибыли 17 черкесов. В апреле в республику приехали две группы из 50 и девяти репатриантов. Кроме этого, в Кабардино-Балкарию прибыли репатрианты из Сирии в частном порядке.

Автор:Ася Капаева
13.05.2012 в 11:41Alik07

Никто не мешал возвращаться потихоньку, но, как в статье отмечено, даже руководители черкесских организаций (90%) на родине никогда не были просто с визитами. Не нужны мы им, не хотят на общее благо с нами трудится под одной родной крышей, большая часть наверняка Турцию родиной считают уже. А так, представьте- 4 - 4,5 млн. адыгов в КБР, КЧР, Адыгее. Крупнейший кавказский этнос! Такое "пришествие" братьев на Кавказ не сталось бы не замеченным в России и мировом сообществе, вот тогда бы РФ пришлось признать, что это не туристы приезжают, а потомки изгнанных ими. Глядишь и бабусь подкинули бы и доморощенные нацики успокоились бы)). 

13.05.2012 в 14:06рах1ман

Я только рад что они хотят себя отделитъ от остальных.

ВЕЗДЕ должен быть порядок и в этом вопросе тоже.

13.05.2012 в 21:08Обана

Никаких намеков, только анализ ситуации! Тонкий, правда, пока)))...

13.05.2012 в 21:59Обана

Lemon, переживаю потому, что я кавказец, карачаевец родившийся на чужбине, который [...] рад, что вовремя вернулся из рассейских "командировок" и по мере сил служу своему народу здесь на Кавказе.

р.s.  ты лимон с солью али с сахаром? Я с солью)))

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Убедительная просьба, воздержитесь от грубых высказываний.]

16.05.2012 в 01:48Обана

Скорее коллаж)))

13.05.2012 в 01:04Alik07

Вот с политическими требованиями братьям нужно быть по аккуратней! Демократия в Турции распространяется только на турков, если вообще там есть  демократия, жестокий народ...

13.05.2012 в 09:14Добрый

очень хорошо, а то российские политики радостно лаяли что в Турции решили национальный вопросов назвав всех черкесов турками, мол вот бы и нам так сделать всех назвать русскими, русскую культуру главной, а все остальные так.. пыль.

13.05.2012 в 09:16Добрый

а вот репатриация должна быть главной задачей.. хватит  загостились на чужбине пора домой возвращаться..

13.05.2012 в 11:56Добрый

возвращаться им никто не давал.. чтобы стать гражданином россии надо столько мытарств пройти.. а потом надо кормить семьи, никакой программы по адаптации соотечественников нет, в республиках безработица.. даже нормальных языковых курсов нет.. это не просто сорваться с места и приехать надо думать как дальше жить.. это не только их проблема это наша проблема.. но мы должны ее решать а не обижаться на кого-то и еще у нас нет доморощенных нациков это выдумка блаженных исламистов.. если человек любит свой народ  он не нацик а просто патриот, а патриотом лучше быть чем космполитом их у нас развелось немеренно не помнящих родства

13.05.2012 в 13:26Lemon

[...] они ,женского рода, эти турки.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Пропаганда национальной неприязни запрещена Правилами.]

13.05.2012 в 20:56Обана

"граждане" (С) скорее всего досадная ошибка))) скорее - Граждане РФ, хоть и "вечно жалующиеся")))

13.05.2012 в 20:53Обана

Статья интересненькая, слов нет. Но, маленькое уточнение - карачаевцы, доложу я вам свободно общаются со своими соплеменниками по всему миру и в каких либо посредниках, а тем более координаторах не нуждаются. Беспрепятственное и полномасштабное сношение по всему миру и по всем отраслям! Дела ведут, женятся, на фестивали-смотры ездят)))).

(адресую свой упрёк "экспертам" из статьи, не вам).

13.05.2012 в 21:18Lemon

Карачаевцам  наверное больше так нравиться ,черкесам по другому , ты то что переживаешь?

13.05.2012 в 21:01Lemon

Смотрю , тебе "один вопрос "покоя не даёт ?Намёки тонкие кидаешь ?Давай , давай ...

13.05.2012 в 20:33Обана

Смотрю "Великолепный Век" боковым зрением и соглашаюсь с вами - крайне жестокий османский народ. Баб бьют ногами, в море топят, травят всех подряд!!! Кхм, правда, предателей топят-травят)))....

13.05.2012 в 20:38Обана

Собаки обеих родов скорее всего те из "наших", кто забыл о том, кто пригрел их предков в лютую годину! (в бизнесе да, они - собаки и палец им в рот не клади, ни-ни)

13.05.2012 в 13:07Alik07

А сирийские братья как возвращаются, по особым режимам, или им семьи кормить не надо??? Помогаем же им и другим поможем! Это наша родина! И никакими сложностями в получении гражданства и т.д. не остановишь патриотов, желающих вернуться. Просто желания у братьев нет, настоящее поколение там родились, устроились, живут... и ничего плохого в этом нет. Хотелось бы, чтобы они при помощи множества вышеобозначенных черкесских организаций, побольше внимания уделили общению с Родиной. К примеру: каждому адыгу хоть раз посетить историческую Родину (организовать что-нибудь по образу турагенства с соответсвующей национальной программой и поездками в КБР, КЧР, Адыгею), изучить родной язык, обычаи, культуру. Создать адыгский КАЧЕСТВЕННЫЙ интернет сайт,соцсеть, к примеру, под потронажем властных структур, на котором помимо всей информации о нашем народе, можно было обратиться с желанием вернуться на Родину, разобрать в отдельности конкретные примеры, от того где жить, вплоть до решения проблем трудоустройства, другие соц вопросы адаптации. В общем немного "подталкивать" братьев к Родине. С их опытом и связями  глядишь и обоюдовыгодные экономические проекты появятся и жить станет лучше! )) 

Доморощенные нацики имеллись в виду "граждане" вечно жалующиеся, что то отняли, там ущимили, а это наша земля и там наша, русские понаехали... при этом не владея родным языком, не знающие обычаи и культуру, ничего путного в жизни не добившиеся. Такие и среди одноКУчан есть, читал наверное их бредопись.

14.05.2012 в 00:07Добрый

Lemon  а они всегда переживают когда что-то про черкесов пишут, для них это как не сыпь мне соль на рану, хотя ран то вроде никаких за долгое время жизни бок о бок не нанесли. Парадокс? или все таки феномен?

14.05.2012 в 01:39Alik07

Обана! Сколько карачаевцев, а сколько адыгов??? При всем уважении, но чем меньше людей тем и легче общаться, и координироваться, и сношаться (С) и приобщать к Родине людей несколько поколений живущих на чужбине.

14.05.2012 в 16:32bbc

повторение комментария с добавлениями!!!!!!!!!!Если просмотреть все ветки "Кавказского узла", то можно заметить одну замечательную особенность-тусовки происходят  чаще не на дагестанской, чеченской, осетинской , ингушской,азербайджанской,армянской ветках, а именно на кабардино-балкарской.Разве это не показатель.(!?) И тусовки эти многонациональные.Значит и во времена докавказской (русско-кавказской войны) имели место такие тусовки. И это одна из причин уничтожения Черкесии! Возможно главнаяВ Черкесии спокойно тусовали все(!) кто имел более менне адекватное мышление.А если люди спокойно тусуются, то они и спокойно могут и договарится(!) .(Что спокойно и происходит в данный момент на "Кавказском узле " на кабардино-балкарской ветке.Пардон, небольшое отклонение от мысли).То о чем спокойно договаривались в Черкесии Запад (видимо) не устраивало. И потому Запад решил ее уничтожить.( О,Всевышний, я   сейчас очень надеюсь на твою силу и не минуты в ней не сомневаюсь и думаю это в твоих силах, чтобы эта учесть не настигла и "Кавказский узел" кабардино-балкарской ветки.)Запад привел к власти в русскую Россию нерусскую царицу , тем самым прекратив извечную войну Запада и Востока .Войну двух идеологий(!).Завуалировавшись под геополитические интересы России он(Запад) продолжил свою борьбу в южном направлении -Кавказ,Турция,Крым.Затем , когда Западу перестали нужны нерусские цари , Запад убирает их в одночасье (казнь Николая2 большевиками). Но (!) это Россия такаааая  непредсказуемая.Еврейскую контору Троцкого ,Каменева и Зиновьева потихоченку из управления начинает выбивать полугрузин-полуосетин Джугашвили(кто были его наставники история тихо умолчала)., тем самым лишив Запад управления Россией.И на арену опять во всей своей красе вышли две идеологические красавицы- западная и восточная.Каждая из них блистала собой .Но (суть) у них была разная. (Пока Сталин был у власти , ксатити, все 15 республик спокойно тусили между собой.)Восточная красавица сейчас болеет гриппом .Ее как бы нечайно заразила Западная красавица.Что касается депортации карачаевцев, балкарцев, чеченцев, и части кабардинцев, то здесь можно сказать следующее. Кто то их подставил, кто то проводил работу среди  них, кто то хотел поднять Кавказ проитив России.Кто то очень хотел  задеть Сталина и уронить его авторитет в глазах всего Советского Союза.(И этот кто то был из его окружения).Плюс ко всему война на два фронта. Мог ли позволить это Сталин? Он поступил с ними , как старший брат. Наказал , а не уничтожил. А ведь мог. У него не было времени , в условиях войны, разбираться кто прав , кто виноват. И он принимает калосально мудрое решение- на время ведения войны выселяет сомневающихся.Тем самым сохранив все эти этносы.Но некоторые представители этих народностей(возможно(!) очень хорошо проплачиваемые) никак не хотят понять, что Сталин поступил с ними именно, как старший брат.Ведь он понимал, что младший брат может ошибаться.И когда кто то из кабардинцев задевает балкарцев в этом вопросе, то это не вполне этично с его стороны. Но много ли таковых и авторитетных.Умение дружить  это то качество  которое ценили     чеченцы и дагестанцы в  жителях Черкесии.  Именно поэтому они выступили на стороне Черкессии возглавляемые иммамом Чечни и Дагестана Шамилем очень авторитетной личностью в то время на Кавказе.Война  1763-1864гг  России, возглавляемой  промасонненой-прозападной  верхушкой, на Кавказе начиналась как Черкеская компания , а закончилась , как Кавказско-русская война, тем самым став настоящей всеобщей Кавказской войной.Кавказ тогда проиграл войну физически, но выиграл ее морально! Это была война двух идеологий ! У одной принцип-разделяй и властвуй (Западная идеология) , у другой -соединяй и склеивай(Восточная идеология) .Жители Кавказа доказали тогда миру, что они умеют дружить.(Крепкий орешек 1).Северный Кавказ несмотря на свою неоднородность не раз доказывал свою крепость , так например, кабардицы , дагестанцы, абхазы воевали на стороне чеченцев во время чеченской войн, а чеченцы, кабардинцы и дагестанцы на стороне абхаз и они не успокоились, пока Абхазию не перетянули к себе в Россию.(Крепкий орешек2).Карачаевские авторитеты же отнеслись с пониманием к черкесскому вопросу 2014 года, несмотря на то, что бытует мнение о неприязни черкесов и карачаев.(Крепкий орешек3)И если, не дай бог, у карачаевцев и балкарцев появится внешний враг , то к этой проблеме не отнесутся равнодушно  народы северного кавказа , хотя бы в силу родства одних с другими и дружбы других с третьими(. А то что они любят повыпендриваться, так это ни о чем не говорит. Да отпилит себе зубы Канадализа Райс и вся эта западная шестерка.)Те кто называют Кавказский Узел проблемой и считают кавказ пороховой бочкой России  они лгут, ибо Кавказский Узел это Узел Дружбы. Это узел очень крепкой дружбы.И это узел проблем только для врагов кавказа, которые хотели бы его распутать , но не могут этого сделать.(Да сотрутся их мозги  в решении этой ИХ проблемы и  обламаются  пальцы Ватикана  распутывая этот узел.) И хотя ОНИ хотят запудрить мозги людям понаписав кучу лживой литературы и используя лживое СМИ разве не видно из настоящего Кавказа какое было прошлое .Меняются времена, но не люди. Разве не жительнице равнинного Кавказа Сатаней "дух гор "  подарил маленького Сосруко. Кто же был этот тайнственны "дух гор"? И не доверила ли Сатаней воспитание своего сына  умелому учителю кузнецу  Тлепшу. Кто же был этот кузнец? Вся проблема в том, что Северный Кавказ это микс культур.Видимо  жители старой Черкесии могли соединять все эти составляющие. Им нравилось склеивать и соединять. У них не возникало желания унизить, принизить и тем более уничтожить чью либо культуру.Именно поэтому весь северный кавказ любил погостить в старой Черкесии .Им было там комфортно. У меня вопрос к турецким черкесам , которые так яро хотят демократии: а не атрафировалась ли у них  умение  дружить, ведь порой очень хороший друг может сделать больше, чем родной брат.И не всякий брат может стать другом.Мы живущие в России сыты демократией по самое нехочу. Ничего нам не принесла это демократия(дерьмократия) кроме разобщенности, разочарования и потерь.Демократия принесла в Россию фашизм, следующая ступень демократии это ФАШИЗМ. Если демократия ваш идеал, либо вы не совсем понимаете смысл этого слова, либо  ВАМИ руководят опасные и глупые авторитеты.Найдется ли человек в Адыгэ Хасэ, который спасет турецких черкесов от  заблужденя.Было бы хорошо , если бы турецкие черкесы выделились бы своим умение дружить, своим умением быть дипломатами, если так сильно хотят выделится. А не позорили бы память умерших черкесов.

14.05.2012 в 18:14Обана

uruh07, учил бы Вас хоть Михайло Васильевич, а не какие то там "Казбеки Матвеевичи",  тем не менее, попрошу Вас впредь - обосновывайте Ваши претензии к оппонентам с всегда присущим образованным адыга тактом и учтивостью!

Со своей стороны обещаю быть объективным и, так и быть, приоткрыть Вам некоторые факты своей биографии. Если, конечно, перестанете пукать в подвале и выйдите к нам на верх))) 

p.s. страничку Вашу прочитал, направление Ваших мыслей одобряю)))

14.05.2012 в 17:18Обана

Алик-АСТАМУР, если ваше главное достижение колличественное превосходство над нами - дело плохо! Посмотри кругом людей как муравьёв))))

14.05.2012 в 17:31Обана

"сношаться" - вполне приличный термин)))) можешь смело употреблять его)))

14.05.2012 в 17:39Обана

Этот человек либо хорошо учился в средней школе, либо из рук вон плохо в КБГУ)))

14.05.2012 в 17:25Обана

Приведи хотя бы слово, где я упоминаю адыга! Статья испещренна упоминаниями всех наших народов. Я никогда, пока дышу, не пройду мимо несправедливости или предвзятости в отношении карачаевцев или балкарцев. Но, хотите верьте, хотите нет - за адыгов пасть порву)))) если конечно, на них наезжает кто-то третий))) 

14.05.2012 в 17:03bbc

Пусть обратят внимание турецкие черкесы на то как встретили в этом году  9 мая в России День Победы.День Победы над Фашизмом.Пусть обратят внимание авторитеты Адыгэ Хасэ на то какое внимание именно этому празднику уделяет Путин. Да Путин не такой авторитет на родине , как за рубежом. За рубежом у него огромнейший авторитет.Он умеет быть авторитетом у своих врагов.А это серьезный показатель.(!)

А умеют ли быть зарубежные черкесы таким же авторитетом у своих врагов?

И знают ли они кто(!) их настоящий враг.

15.05.2012 в 21:15bbc

кбгу делает все чтобы людям внушить ложные ценности.это во-первых. а полученные знания в школе , чтобы на корню загубить. это кбгу давно надо было бы разогнать. и это кбгу носило еще звание "дружбы народов". ха ха ха.

15.05.2012 в 21:08bbc

в КБГУ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРАЙНЕ НЕВОЗМОЖНО ПРИ ВСЕМ ЖЕЛАНИИ.ТАМ МОЖНО ТОЛЬКО ЗАГУБИТЬ ПОЛУЧЕННОЕ В ШКОЛЕ.

БЕГИТЕ ИЗ КБГУ.

15.05.2012 в 22:45bbc

это фотография больше похожа на карикатуру

17.05.2012 в 13:03Uork09

вот вот, откуда такая финансовая помошь? не из за бугра ли?.