ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством судьи Рамеллы Аллахвердиевой сегодня продолжились судебные слушания по уголовному делу в отношении главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова. Судья отклонила все ходатайства защиты, в том числе о ведении аудиозаписи заседания и об освобождении Зейналова из-под стражи.
"Кавказский узел" сообщал, что Аваз Зейналов был арестован 28 октября 2011 года по подозрению в получение взятки в крупных размерах на основаниижалобы депутата Гюляр Ахмедовой. Кроме Ахмедовой, еще три человека обратились в управление по борьбе с коррупцией с заявлениями о даче взяток журналисту. Впоследствии против него были выдвинуты также обвинения в неисполнении судебных решений и уклонении от уплаты налогов. Рассмотрение дела по существу началось 18 мая.
В суде журналистам не позволили вести видео- и аудиозапись процесса
Сегодня в зал суда смогло пройти ограниченное число журналистов из-за нехватки мест. Причем у всех входящих зал судебные контролеры изымали записывающие и снимающие средства – диктофоны, фото- и видеокамеры и даже мобильные телефоны.
Это было расценено директором Института права медиа (ИПМ) Рашидом Гаджилы, который является одним из адвокатов Зейналова, как нарушение закона. Поскольку, по его словам, только судья может принимать решения о запрете съемок и записи. "И то оно должно быть обоснованным. Но в данном случае, уже до начала процесса у журналистов и других наблюдателей процесса стали отнимать аппаратуру, и контролеры превысили полномочия", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" юрист.
Он с сожалением констатировал, что на самом процессе судья отклонила все ходатайства защиты.
В частности, Гаджилы выступил с ходатайством о ведении аудиозаписи заседания, что, на его взгляд, важно не только для защиты, но и для самого суда и стороны обвинения. Однако судья Аллахвердиева отклонил ходатайство заявив, что "достаточно ведения протокола заседания".
Далее защита выдвинула ходатайство об освобождении Зейналова из-под стражи на поруки. При этом было представлено обращение 17 видных представителей СМИ и гражданского общества, гарантирующих, что Зейналов не будет скрываться от следствия.
Но судья отклонила и это ходатайство.
После этого адвокат просил суд хотя бы освободить Зейналова из железной клетки на время процесса, чтобы он мог консультироваться со своим защитником. Судья отклонила это и ряд других ходатайств.
"Подобное "единодушие" судьи, отклоняющей все ходатайства без всякого обоснования своих решений, является еще одним свидетельством заказного характера этого уголовного дела", - сказал Гаджилы.
Судебные слушания продолжались менее полутора часов, следующее заседание было назначено на 15.00 6 июня.
При этом судья Аллахвердиева мотивировала быстрое завершение заседания нехваткой залов судебных заседаний ввиду большого количества судебных дел.
Интигам Алиев: судебное следствие по делу Зейналова - политизированный спектакль
Наблюдавший за процессом глава Общества правового просвещения Интигам Алиев назвал судебное следствие в отношении Зейналова "политизированным спектаклем". На его взгляд, власть хочет навязать свою волю гражданскому обществу.
"Суд не обращает внимания на веские заявления защиты. Так, очевидно, что жалобы от имени трех других истцов, помимо депутата Гюляр Ахмедовой, набраны одним шрифтом и распечатаны на одном и том же компьютере. Прочие доказательства вины редактора также сфабрикованы в угоду политической власти", - сказал Интигам Алиев.
Многие представители медийной общественности Азербайджана также считают, что уголовное дело в отношении Зейналова сфабриковано по политическим мотивам в связи с его критическими публикациями в адрес высокопоставленных чиновников.
По мнению директора информационного агентства Turan Мехмана Алиева, "статья об уклонении от уплаты налогов" была выдвинута в связи с тем, что обвинение в получении взятки полностью развалилось".
"Журналистская группа превентивного реагирования провела собственное расследование по этому делу. Ее выводы свидетельствуют о том, что все обвинения против Зейналова сфабрикованы с целью, любой ценой, лишить его свободы, воспрепятствовать его возвращению в журналистику, запугать других критикующих власть журналистов", - сказал Мехман Алиев.
Чтобы скрыть нарушения, допущенные следствием, и несостоятельность обвинений, судебный процесс проводится без съемок слушаний, сказал глава Turan.
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов также считает, что Зейналова преследуют по политическим мотивам, и следствие проводится с многочисленными процессуальными нарушениями с момента его задержания.
"Задержание Зейналова было осуществлено в нарушение закона, и он фактически был похищен лицами в штатском, когда ехал на интервью. Это не особо опасный преступник, его могли пригласить в полицию и там предъявить обвинения", - сказал Гусейнов.
Кроме того, Зейналова фактически незаконно содержат сейчас под стражей, поскольку даже продленный срок меры пресечения ареста журналисту истек месяц назад, отметил Гусейнов.
Гюндюз: современные технологии позволяют отправлять сообщения с мобильного телефона без ведома его владельца
Отметим, что на предыдущем судебном заседании Зейналов и его защита выдвинули несколько ходатайств. Одним из них стала просьба об исключении из списка доказательств СМС-сообщений, отправленных с телефона обвиняемого на мобильный депутата Ахмедовой. Аваз Зейналов заявил, что эти СМС-сообщения сфальсифицированы.
Адвокат Садыгов ходатайствовал о проведении судом специального расследования по поводу постороннего вмешательства в телефонную корреспонденцию Зейналова. Судья отклонила это ходатайство.
Директор Центра информационных систем и технологий "Мультимедиа", президент интернет-форума Осман Гюндюз, комментируя по просьбе корреспондента "Кавказского узла" слова Зейналова и его адвоката о том, что СМС-сообщения с телефона журналиста были сфальсифицированы, воздержался определенно и точно сказать что-либо в виду отсутствии у него подробной информации по данному уголовному делу.
Однако, по его словам, "современные информационные технологии и возможности Интернета позволяют отправлять СМС-сообщения с чужого мобильного телефона без ведома его владельца". Гюндюз рассказал, что в Интернете много подобных платных и бесплатных программ. Поэтому, считает эксперт, только операторы мобильной связи могут установить, действительно ли сообщения отправлялись с сотового телефона, или же они были отосланы из Интернета.
О позиции обвинения в этом вопросе известно лишь, что представитель прокуратуры возражал против ходатайства адвоката о расследовании по поводу отправки сообщений с телефона Зейналова.
Против Зейналова были выдвинуты обвинения по статьям 311.3.3 (получение взятки в крупных размерах) и 311.4 (вымогательство путем угроз) УК Азербайджана. Впоследствии, помимо указанных двух статей, следствие выдвинуло против Зейналова обвинения еще по двум статьям - 306 (неисполнение приговора, решения или иного акта суда) и 213.1 (уклонение от уплаты налогов и обязательных социальных платежей в значительном объеме) УК Азербайджана.
В случае доказательства вины главному редактору "Хурала" грозит тюремное наказание сроком до 12 лет. Зейналов отвергает все пункты обвинения.
Напомним, что в защиту Зейналова выступают правозащитные организации. В частности, "Репортеры без границ" выступили с требованием немедленного освобождения Зейналова, осудив решение Апелляционного суда, оставившего в силе решение суда первой инстанции об аресте журналиста. А базирующийся в США "Комитет защиты журналистов" выразил обеспокоенность преследованием и тюремным заключением Зейналова и призвал власти Азербайджана немедленно освободить его.