12:25 / 07.06.2012В Азербайджане суд отказал главреду "Хурала" в ходатайстве о переквалификации предъявленных ему обвинений

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Бакинском суде по тяжким преступлениям 6 июня главный редактор газеты "Хурал" Аваз Зейналов заявил, что предъявляемые ему обвинения подпадают под статьи о клевете и оскорблении Уголовного кодекса Азербайджана, и просил переквалифицировать их. Однако судья отклонила ходатайство, заявив, что оно может быть рассмотрено на последующих этапах судебного следствия.

"Кавказский узел" сообщал, что Аваз Зейналов был арестован 28 октября 2011 года по подозрению в получение взятки в крупных размерах на основании жалобы депутата Гюляр Ахмедовой. Кроме Ахмедовой, еще три человека обратились в управление по борьбе с коррупцией с заявлениями о даче взяток журналисту. Впоследствии против него были выдвинуты также обвинения в неисполнении судебных решений и уклонении от уплаты налогов. Рассмотрение дела по существу началось 18 мая.

Зейналов просил о переквалификации предъявленных ему обвинений

Выступивший в судебном заседании 6 июня Аваз Зейналов заявил о необоснованности всех доказательств, представленных следствием. По его словам, в его действиях нет состава преступления по статье "получение взятки".

Журналист также отверг обвинения в неисполнении судебного решения и уклонении от уплаты налогов. Так, редакция и он лично не имел финансовых ресурсов, чтобы выплатить денежные компенсации по судебным искам, и в конечном итоге было конфисковано все имущество газеты "Хурал", отметил журналист.

Что касается обвинения в уклонении от уплаты налогов, то, как заявил Зейналов, представители фискального ведомства неправильно начислили налоги - они были начислены, исходя из розничной цены газеты, а не ее реальных доходов с продаж.  

По мнению Зейналова, предметом претензий к нему могут быть лишь действия, подпадающие под статьи 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана, поскольку он писал, что депутат Гюляр Ахмедова шантажирует его, предлагая денежное вознаграждение за отказ от критики властей.

"Поэтому прошу суд направить дело в один из районных судов для проведения расследования по статьям "клевета" и "оскорбление". Хотя я и по этим статьям не считаю себя виновным, и готов отстоять в суде свою правоту", - отметил Зейналов.

Его адвокаты поддержали это требование.

Однако судья Аллахвердиева отклонила ходатайство, заявив, что оно может быть рассмотрено на последующих этапах судебного следствия, если в этом возникнет необходимость.

Прокурор Рамазан Хадыев зачитал обвинительный акт. По его словам, сторона обвинения считает Зейналова виновным по всем предъявленным журналисту статьям и просит суд дать соответствующую правовую оценку его деяниям.

Хадыев также выступил против переквалификации статей обвинения на "клевету" и "оскорбление", о чем просил Зейналов.

Судья назначила следующее заседание на 15.00 14 июня.

Отметим, что в суде 6 июня, как и на предыдущем заседании, журналистам не позволили вести видео- и аудиозапись процесса.

Мухтарлы: по делу Зейналова нарушены процессуальные нормы

Афган Мухтарлы, член Журналистской группы превентивного реагирования, которая проводит собственное расследование по делу Зейналова, считает, что "помимо фальсификации самого обвинения в отношении главного редактора газеты "Хурал" нарушены и процессуальные нормы".

По словам Мухтарлы, срок меры пресечения Зейналова, ареста, истек 20 мая и более не продлевался, а он все еще под стражей.

Юрист-правозащитник, глава Клуба прав человека Расул Джафаров также считает, что  лицо не может дольше содержаться под стражей, чем суд установил ему срок меры пресечения.

Как пояснил Джафаров, данный вопрос регулируется Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) Азербайджана. Кроме того, Европейская конвенция по правам человека рассматривает несанкционированное содержание гражданина под стражей как ограничение личной свободы и предусматривает за это ответственность.

В УПК и УК Азербайджана, отметил Джафаров, предусмотрены меры ответственности за необоснованное ограничение свободы человека. В частности, за такие действия по решению суда к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены следователь, ведущий дело, и надзирающий прокурор, если это было непреднамеренно.

"В случае, если такие действия были совершены с умыслом, то может быть начато уголовное расследование. Однако в Азербайджане нет независимой судебной власти, и за подобные действия никого к ответственности не привлекают", - сказал Джафаров.

В канцелярии Бакинского суда по тяжким преступлениям корреспонденту "Кавказского узла" заявили, что никаких нарушений процессуальных норм в деле Зейналова нет, и, как только дело поступает на рассмотрение суда, вопрос о мере пресечения передается на усмотрение судьи. 

Напомним, что против Зейналова были выдвинуты обвинения по статьям 311.3.3 (получение взятки в крупных размерах) и 311.4 (вымогательство путем угроз) УК Азербайджана. Впоследствии, помимо указанных двух статей, следствие выдвинуло против Зейналова обвинения еще по двум статьям - 306 (неисполнение приговора, решения или иного акта суда) и 213.1 (уклонение от уплаты налогов и обязательных социальных платежей в значительном объеме) УК Азербайджана.

В случае доказательства вины главному редактору "Хурала" грозит тюремное наказание сроком до 12 лет. Зейналов отвергает все пункты обвинения.

В защиту Зейналова выступают правозащитные организации. В частности, "Репортеры без границ" выступили с требованием немедленного освобождения Зейналова, осудив решение Апелляционного суда, оставившего в силе решение суда первой инстанции об аресте журналиста. А базирующийся в США "Комитет защиты журналистов" выразил обеспокоенность преследованием и тюремным заключением Зейналова и призвал власти Азербайджана немедленно освободить его.

Автор:Фаик Меджид