ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В блогосфере Ингушетии в преддверии принятия республиканского закона о выборах главы региона развернулась акция "Я за право самовыдвижения", участники которой требуют внести в законопроект возможность самовыдвижения кандидатов в главы Ингушетии.
Закон о прямых выборах главы Ингушетии запрещает самовыдвижение и устанавливает максимальный муниципальный фильтр
В Ингушетии закон о выборах главы региона уже принят в первом чтении. Как говорится на официальном сайте республики, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров выступил с инициативой провести общественные слушания представленного законопроекта.
"Граждане, общественные объединения и организации могут ознакомиться с текстом законопроекта и представить свои предложения и замечания в Народное собрание Республики Ингушетия", - говорится в официальном сообщении пресс-служба главы республики.
Законопроект содержит новации, которые ранее не применялись на выборах в Российской Федерации, а именно представление кандидатом на должность главы Ингушетия в свою поддержку подписей 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Республики Ингушетия.
При этом в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть 5 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Ингушетии. Кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов республики.
Также в законопроекте прописана норма, согласно которой не имеет права быть избранным главой Ингушетии гражданин, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов главы региона эту должность второй срок подряд.
Право выдвигать кандидатов на пост главы Ингушетии закон предоставляет избирательным объединениям, которыми являются политические партии, имеющие в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Республики Ингушетия.
Ингушские блогеры выступают за самовыдвижение
В блоге в "Живом Журнале" ингушского писателя-публициста и общественного деятеля Нийсы Галгаева появилась запись с призывом внести ряд поправок в законопроект. Завершается обращение просьбой о перепосте, на которую уже откликнулись несколько десятков человек. Само обращение, как указывают его авторы, отправлено в парламент Ингушетии.
В записи говорится, что подготовленный законопроект, в котором установлены жесткие условия - максимальный муниципальный фильтр в 10% и отсутствие у кандидатов возможности самовыдвижения - "является политической фикцией, не имеющей никакого отношения к демократическим выборам: прямым, равным и всеобщим, предусматривающим участие в избирательном процессе всех групп общества".
В статью №6 закона, считают авторы обращения, необходимо ввести норму, предусматривающую возможность выдвижения кандидата в порядке самовыдвижения, так как введение ее не противоречит федеральному российскому законодательству.
"В пункте 3 статьи 1 Федерального закона РФ от 02.05.2012 №40-ФЗ указано: "Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения", - указывают авторы обращения.
В пункт 1 статьи №26 законопроекта "О выборах главы Республики Ингушетия", считают они, необходимо внести изменения - а именно снизить планку муниципального фильтра с 10% до 5%, что также не противоречит федеральному законодательству.
Цель акции "Я за право самовыдвижения" - "заразить в хорошем смысле этого слова людей благими намерениями и сподвигнуть на реализацию своего гражданского долга
Также инициаторы поправок предлагают дополнить пункт 6 статьи 3 обсуждаемого закона нормой об отсутствии права баллотироваться на должность руководителя субъекта у лица, привлекавшегося к уголовной ответственности в случае, если уголовное преследование в отношении него не было прекращено по реабилитирующим основаниям. "Данная поправка вносится с целью пресечения возможности баллотироваться бывшим "уголовникам", - указывают авторы обращения.
"Мы, неравнодушные граждане ингушской национальности, требуем внести крайне важные поправки в проект закона Республики Ингушетия "О выборах главы Республики Ингушетия" в рамках объявленных главой республики общественных слушаний по данному законопроекту", - говорится в записи, которую распространяют ингушские блогеры.
Цель акции "Я за право самовыдвижения" - "заразить в хорошем смысле этого слова людей благими намерениями и сподвигнуть на реализацию своего гражданского долга", отмечает сам Нийса Галгаев.
"На наш взгляд, законопроект, в нынешнем виде содержащий максимально жёсткие условия, является политической фикцией, не имеющей никакого отношения к демократическим выборам. Создается ощущение, что речь идет о законе "О выборах главы Республики Гондурас", но никак не Ингушетии", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Галгаев.
По его словам, несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин внес в Мосгордуму поправки, разрешающие самовыдвиженцам баллотироваться на пост главы столицы, и предложил снизить с 10 до 6 процентов количество депутатов муниципальных собраний внутригородских муниципальных образований города, подписи которых должны быть собраны при выдвижении кандидатов на должность мэра Москвы.
Мэр должен решать вопросы жизнедеятельности города. Поэтому, на мой взгляд, было бы принципиально правильно дать возможность выдвигаться самовыдвиженцам
Отметим, что, предлагая депутатам Мосгордумы предусмотреть в региональном законе возможность участия в выборах самовыдвиженцам, Сергей Собянин указал на то, что "пост мэра на 99% не политический, а хозяйственный". "Мэр должен решать вопросы жизнедеятельности города. Поэтому, на мой взгляд, было бы принципиально правильно дать возможность выдвигаться самовыдвиженцам", – заявил Собянин, также предложив снизить муниципальные фильтры до минимальной планки в 6%, "чтобы выборы были максимально доступными и демократичными", пишет "Газета.Ru".
"Почему руководитель самого важного и одного из самых сложноуправляемых регионов России может себе такое позволить, а руководство Ингушетии возводит непреодолимые барьеры для потенциальных кандидатов на пост главы республики? Для нашей республики такие поправки не менее важны, чем, к примеру, для той же Москвы", - говорит Галгаев.
Он считает, что Ингушетия уже прошла первые важные шаги в процессе своего становления и развития государственности, и "пора дать возможность ингушскому народу самому выбирать своих лидеров из числа эффективных менеджеров-экономистов".
"Мы надеемся, что субъекты законодательной инициативы, политики и общественные деятели прислушаются к нашей акции, вынесут этот вопрос для обсуждения на общественных слушаниях и других площадках и не допустят нарушения демократических норм и ценностей", - заключил Галгаев.
Муцольгов: никакие фильтры из депутатов местных собраний не могут быть лучше, чем фильтр народа, который выбирает главу
Одним из первых поддержал акцию "Я за право самовыдвижения" член экспертного совета аппарата Уполномоченного по правам человека в России, руководитель ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов. Он считает законопроект о выборах в Ингушетии унизительным.
"Все эти фильтры ограничивают права граждан, но самое главное – это же унизительно, это не выборы, это политические интриги, спекуляция выборами. Отсутствие самовыдвижения само по себе противоречит Конституции. Никакие фильтры из депутатов местных собраний не могут быть лучше, чем фильтр народа, который выбирает главу. Когда народу говорят: "Ты не дозрел для выборов, пять или пятьдесят пять депутатов лучше знают, кому идти на выборы", - это неприемлемо", - заявляет Магомед Муцольгов.
Он считает, что люди во власти не хотят делиться ею, и им не нужны демократические выборы. "В Москве люди вышли на улицы (имеет ввиду акции протеста в Москве после выборов президента и депутатов Госдумы России – прим. "Кавказского узла") не потому, что все хотят стать депутатами или президентом. Они вышли сказать, что они не быдло. Ту же цель преследует и наша акция в ЖЖ. Это попытка сказать, что у нас есть свое мнение, у нас есть гарантированное Конституцией право. В этом ее смысл", - отмечает правозащитник.
По его словам, публичные акции в Ингушетии проводить нельзя. "Если в Москве на Болотной омоновцы стоят в касках и с дубинками, то у нас приезжают на бронированных машинах, вооруженные до зубов автоматами, пулеметами и снайперскими винтовками. А на законный митинг у нас уведомления не принимают. Просто закрывают перед вами двери, вызывают охрану и выгоняют. Что касается общественных слушаний, то на них приглашаются только карманные организации для массовки. Я член координационного совета неправительственных организаций, куда входят 28 общественных организаций. Ни один из нас не был приглашен на эти слушания", - рассказывает Магомед Муцольгов.
Ничего плохого в самовыдвижении, если в законе четко прописаны правила и указан необходимый процент, не видит и член высшего совета ингушского регионального общественного движения "Мехк-Кхел" (Народный парламент) Батыр Богатырев.
"Пусть люди пробуют свои силы, побеждают, разочаровываются. Вреда это не принесет, зато создаст видимость борьбы", - считает Богатырев.
Гагиев: мы еще пока на стадии изучения пригодности нового закона о выборах главы региона
Глава комитета Народного Собрания Ингушетии по конституционному и избирательному законодательству, законности, правопорядку и безопасности Руслан Гагиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что вопрос о самовыдвижении на пост главы Ингушетии обсуждался на общественных слушаниях.
"Мы провели заседание временной рабочей группы с привлечением общественности, обсуждали законопроект до первого чтения, ставились вопросы о самовыдвижении, многие согласились, что лучше бы его не было совсем", - отмечает Гагиев.
если кто-то говорит, что нарушается конституционный принцип быть избранным и избираемым, то в этом конституционном принципе не закреплено, что он должен быть избран обязательно главой
"Я как юрист считаю так, если кто-то говорит, что нарушается конституционный принцип быть избранным и избираемым, то в этом конституционном принципе не закреплено, что он должен быть избран обязательно главой. То есть при избрании главы в соответствии с новым законодательством избиратель участвует только так. Потому что представительные органы муниципальных образований, депутаты – они отдают свои голоса, а они же избраны соответствующим образом избирателем, поэтому избиратель тут все-таки участвует", - считает депутат.
Что касается акции, он не исключает, что высказываемые в ее ходе предложения будут обсуждаться еще раз. "Это право каждого, пусть пишут. Мы придерживаемся изречения: "Мудрый законодатель начинает не с издания закона, а с изучения его пригодности". Мы еще пока на стадии изучения пригодности (нового закона). У нас впереди второе чтение, мы будем еще обсуждать, комитет будет рассматривать различные предложения", - подчеркнул Руслан Гагиев.
Ланда: возможность многовыдвижения - это проявление свободы действия
Законодатели, отказывающиеся от самовыдвижения, облегчают себе жизнь в ущерб развития демократии в своих регионах, считает московский политолог, доктор политических наук Камиль Ланда.
"Не удивлюсь, если главы этих субъектов являются нерядовыми членами партий, выигравшими в декабре 2011 году выборы в Госдуму России. Это касается и российского Кавказа, в частности, Ингушетии", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" политолог.
По его словам, на Кавказе всегда было политическое многоголосье в отличие от других мононациональных субъектов России. "Это вызвано многими факторами такими, как многонациональность, многокультурье, многотейпность (многотухумность), завышенная самооценка и самовыражение своего "Я": "Если другой, то почему не я". И это нормально и даже хорошо. И возможность многовыдвижения — это проявление свободы действия", - считает политолог.
По его мнению, у местных действующих глав есть опасения, что они могут потерять свою власть при самовыдвижении авторитетных лидеров из местного электората.
Ранее "Кавказский узел" писал, что в числе первых регионов, где на основе федерального закона был разработан и принят в первом чтении закон о прямых выборах губернатора, оказалась Волгоградская область. 7 июня депутаты приняли закон в окончательном чтении, запретив участвовать в выборах самовыдвиженцам и установив минимальный муниципальный фильтр в 5%.
31 мая депутаты Народного собрания Дагестана также проголосовали в первом чтении за аналогичные поправки в республиканское законодательство. Особенность их состоит в том, что согласно изменениям уже в 2015 году в Дагестане впервые в истории республики могут пройти прямые всенародные выборы главы республики.
В Кабардино-Балкарии принимаемый региональный закон о выборах главы республики аналогичен тому, что обсуждается в Ингушетии.