19:25 / 21.06.2012Жители Чечни заявили, что силовики под пытками заставили их родных оговорить себя в совершении взрыва

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

О пытках задержанных по подозрению в причастности к взрыву самодельного фугаса 17 апреля в станице Ассиновской Сунженского района Чеченской Республики Юсупа Эктумаева, Махмуда Мадаева, Кемрана Карсамова, заявили их родственники и адвокат. По их словам, задержанные оговорили себя под пытками и намерены отказаться в суде от незаконно выбитых показаний.

Как сообщал "Кавказский узел", подрыв взрывного устройства неустановленного типа произошел на окраине селения Ассиновская на пересечении двух улиц – имени Ахмата Кадырова и 11-й Красной Армии. После взрыва были задержаны трое молодых людей. Как считают в МВД республики, они пытались совершить террористический акт.

4 июня 2012 года в представительство правозащитного центра "Мемориал" в Грозном  обратилась Асет Борчашвили, которая временно живет в станице Ассиновской. По словам женщины, они с сыном вечером 17 апреля пришли в отдел полиции. Начальник Сунженского РОВД Юсуп Имаев начал обвинять Эктумаева в причастности к взрыву. Подтверждением этого, заявил Имаев, стали признания задержанного ранее Махмуда Мадаева.

"Юсуп отрицал свою вину. Он рассказал, что ранней весной ходил в лес с друзьями копать черемшу для продажи и встретил там шестерых незнакомых вооруженных людей. Они поприветствовали Юсупа и его спутников. Через несколько дней Юсупу позвонил неизвестный и обвинил в оскорблении сестры и потребовал встречи. На встрече Юсупа уговаривали вступить в ряды незаконных вооруженных формирований (НВФ). Он отказался, но незнакомцы не оставляли его в покое и попросили купить им мобильный телефон. Он согласился с условием, что больше его беспокоить не будут. Узнав, что его друг Мадаев едет в Грозный, он попросил его купить мобильный телефон. Махмуд, который не знал, зачем Юсупу телефон, выполнил просьбу. По словам Эктумаева, он передал "заказчикам" телефон и больше с ними не виделся", - говорится в сообщении правозащитного центра "Мемориал", поступившем на адрес "Кавказского узла".

По версии следствия, именно этот телефон и был использован при взрыве. Встреча с предполагаемыми членами НВФ и покупка для них телефона стала поводом для обвинения Эктумаева в пособничестве боевикам.

"По словам Асет Борчашвили, начальник РОВД кричал на ее сына, утверждая, что все равно докажет вину Юсупа. Ее попросили выйти из кабинета. После допроса сын выглядел испуганным, на глазах были слезы, волосы были взъерошены. Она спросила, били ли его. Тот кивнул. Затем сотрудники силовых структур поехали в дом к Асет для обыска, который сняли на видеокамеру. Женщины рассказала, что они нашли в огороде какой-то черный пакет. Силовики его показали и заявили, что в нем находится фугас. Уведя женщину в сторону, пакет взорвали. Асет утверждает, что ей дали пустой бланк протокола осмотра дома, но она отказалась его подписывать", - говорится в сообщении "Мемориала".

Женщина сообщила, что она встретилась с сыном через месяц в изоляторе временного содержания в Грозном. Он рассказал, что его пытали и заставили оговорить себя. По его словам, пытали и других фигурантов дела о взрыве - Мадаева и Карсамова. Асет Борчашвили утверждает, что сына обвиняют по статьям: "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия", "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", "Приготовление к преступлению", "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов" УК РФ, отмечают правозащитники.

Родные Мадаева рассказали, что 17 апреля в его дом ворвались вооруженные люди в камуфляжной форме. Ничего не объясняя, силовики забрали Махмуда и его несовершеннолетнего брата и отвезли в ОВД Сунженского района. "Там, по словам Махмуда, их избивали и пытали. Один из сотрудников силовых структур приставлял пистолет к голове младшего брата Мадаева и угрожал, что его застрелят, если братья не сдадут оружие и не признаются в причастности к взрыву. От Махмуда требовали, чтобы он также сознался в том, что имеет отношение к другим терактам, интересовались соучастниками преступления. Не выдержав пыток, он сказал, что подпишет необходимые документы", - говорится в сообщении ПЦ "Мемориал".

По данным правозащитного центра матери Кемрана Карсамова, которого также задержали 17 апреля, ей позволили встретиться с ним только месяц спустя. "Кемран сказал, что не имеет никакого отношения к взрыву, но под пытками оговорил себя и подписал признательные показания. В РОВД он встретил Юсупа Эктумаева, на его теле были заметны следы побоев. Тот посоветовал Кемрану ради спасения делать то, что требуют силовики. По словам его матери, Кемран намерен отказаться от показаний, полученных от него под пытками", - говорится в сообщении правозащитников.

Согласно информации ПЦ "Мемориал", адвокат Мадаева утверждает, что видела на телах всех троих молодых людей следы пыток и избиений. Она настояла на проведении судебно-медицинской экспертизы. Эктумаев отказался от услуг предоставленного следствием адвоката. Кроме того, он и Мадаев отказались от показаний, данных под пытками, и дали новые, в которых подробно описали насильственные методы допроса.

"Мадаев, Эктумаев и Карсамов утверждают, что не причастны к взрыву. Они полагают, что их задержание было связано с телефонным разговором за пару дней до взрыва: Мадаев позвонил Эктумаеву и сообщил, что приехали "мясники" и надо их "сразить". То же самое он сказал по телефону Карсамову. (Дело в том, что молодые люди часто играли в футбол и называли команду соперников "мясниками", поскольку те играли жестко и во время матча бывали травмы). Махмуд и Юсуп пошли играть в футбол, а Кемран отказался, так как у него были по хозяйству. На допросе сотрудники РОВД упоминали об этих разговорах, утверждая, будто под "мясниками" обвиняемые подразумевали сотрудников правоохранительных органов и говорили о предстоящем взрыве", - говорится в сообщении "Мемориала".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей правоохранительных органов по поводу данных обвинений.  На момент публикации информация об этих событиях отсутствовала на сайте МВД Чечни.

Напомним, что в январе 2012 года в Грозном были задержаны двое молодых людей, которые, по данным МВД, предприняли попытку совершить теракт в отношении офицера полиции. Тогда была информация, что при обысках в домах, где проживали задержанные, оперативники также обнаружили оружие и взрывчатку.

"Кавказский узел" продолжает отслеживать развитие ситуации в Чечне и ведет хронику происходящих там терактов, обстрелов и боестолкновений.

Автор:Кавказский Узел
21.06.2012 в 21:09рах1ман

ну ведь белыми нитками всё сшито.при нормальном суде и при нормальной прокуратуре нет шансов даже дело до суда до вести.

22.06.2012 в 13:06Zurab

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дублирование сообщений запрещено Правилами.]

22.06.2012 в 15:56Avalanche

Шай де т1ен дал шун.