18:44 / 02.07.2012В Кабардино-Балкарии обвиняемый отказался от особого порядка рассмотрения судом его дела

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

После окончания предварительного следствия житель Кабардино-Балкарии Заурбек Юанов, обвиняемый в незаконном хранении пистолета и гранат, заявил ходатайство о рассмотрении его дела в особом порядке, а в зале суда отказался от него. По мнению адвоката Юанова Евы Чаниевой, рассмотрения дела в особом порядке без вызова свидетелей и исследования доказательств может повредить подсудимому, который не осознает всех последствий.

9 июня был вынесен приговор. Чегемский районный суд приговорил Юанова к дум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Заурбек Юанов обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 222 - "незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия", ч.1 ст. 223 - "незаконное изготовление взрывчатых веществ", ч. 1 ст. 318 УК РФ – "применение насилия, опасного для жизни сотрудников правоохранительных органов".

Юанов был задержан 25 марта 2011 года по дороге из Нальчика в селения Шалушка, где он проживает. В ходе преследования сотрудники открыли огонь, ранив Юанова. Пуля застряла в районе позвоночника. Преследуемый, оставив машину, побежал в поле, но был задержан.

В обвинительном заключении говорится, что, заметив преследование, Юанов выбросил из окна машины гранату, вторая граната оказалась у него в кармане, еще одна граната и СВУ оказались в машине. При последующем обыске по месту работы Юанова был также обнаружен и изъят пистолет Макарова с двумя магазинами по 8 патронов. "При этом две гранаты со взрывателями были уничтожены на месте происшествия в связи с высокой степенью опасности взрыва их при перемещении", - говорится в обвинительном заключении.

Юанов: я вынужден был просить об особом порядке рассмотрения дела в суде, так как опасался за свою жизнь

После окончания предварительного следствия Заурбек Юанов ходатайствовал об особом порядке рассмотрения его дела судом. "Я вынужден был просить об особом порядке, поскольку на меня оказывалось давление. Меня избивали", - заявил он в ходе допроса на судебном заседании 25 мая.

В ходе предварительного слушания, Юанов отказался от своего ходатайства и просил рассмотреть его дело в обычном порядке.

По словам адвоката Евы Чаниевой, "давая показания в суде 25 мая 2012 года Юанов заявил, что никаких гранат у него не было. А преследователей поначалу он принял за обычных бандитов, которые хотят отобрать у него машину и ограбить его".

"Юанов в ходе дачи показаний на судебном заседании также рассказал, что, когда он понял, что не удастся оторваться от преследователей, оставил машину и побежал в поле. Его догнали, повалили на землю, одели наручники. Лежа на земле, он услышал взрыв, но еще не знал, что взорвали его машину вместе с гранатой и СВУ, которые, по версии обвинения, были обнаружены в автомобиле", - пояснила адвокат.

Потерпевшие – сотрудники спецподразделений, за исключением одного, давали показания в суде в условиях, исключающих визуальный контакт с ними. Они подтвердили фабулу обвинения, но с некоторыми нестыковками. Так, один из них сказал, что гранат было четыре, хотя в обвинительном заключении указаны было три гранаты, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

В ходе процесса 19 мая в зал суда в качестве свидетеля в наручниках был доставлен некто Мухтар Таков, осужденный по аналогичному обвинению в марте. Его дело также было рассмотрено в рамках особого порядка судопроизводства.

Таков рассказал, что что продал Юанову пистолет, который приобрел у знакомого Мурата Карданова в начале 2010 года (убит в ходе задержания 5 марта 2011 года, - прим. "Кавказского узла").

"Карданов у меня спросил, не нужен ли кому-либо пистолет за 55 тысяч рублей, я предложил пистолет Юанову, он согласился его купить", - заявил он.

В тот же период, по его словам, он передал пистолет Юанову с двумя магазинами по 8 патронов.

В ходе допроса Такова обвинение заявило ходатайство об оглашении его показаний на предварительном следствии, где говорилось о передаче Юанову кроме пистолета еще трех гранат.

Прокурор Савкуева Д. спросила, почему в показаниях свидетеля на предварительном следствии и в суде "разница в три гранаты".

"Следователь мне объяснил, что без разницы – один пистолет, или пистолет и три гранаты, статья одна и та же, когда соглашаешься на особый порядок рассмотрения", - пояснил Таков.

"Речь сейчас не о тебе, а об Юанове, которому ты, судя по показаниям на следствии, сбыл гранаты", - уточнила вопрос прокурор.

Таков подтвердил, что ничего кроме пистолета он Юанову не сбывал.
Юанов в своих показаниях, данных в суде 25 мая, признал, что пистолет ему продал Таков, однако, продажу ему Таковым гранат – отрицал, как и свою причастность к остальной части обвинения.

Суд переквалифицировал действия Юанова с части 2 ст.222 на часть 1 ст 222, исключив предварительный сговор. Уголовное дело по части 1 ст. 223 УК РФ прекращено отдельным постановлением.

По словам адвоката Евы Чаниевой, Юанов не отрицал факт принадлежности ему пистолета и магазинов к нему, указанных в обвинительном заключении, но в связи с тем, что сам указал местонахождение пистолета и добровольно выдал его, считал, что его должны были освободить от уголовной ответственности.

"С приговором я не согласна и имела желание подать кассационную жалобу. Мой подзащитный также не согласен с содержанием приговора, но обжаловать его не желает. При обсуждении данного вопроса Юанов сказал, что устал находиться в условиях СИЗО, а имеющееся у него ранение создает ему определенные проблемы со здоровьем. Он возразил против того, чтобы защита подала кассационную жалобу", - рассказала Чаниева.

Чаниева: не каждый обвиняемый понимает последствия особого порядка рассмотрения дела

Комментируя ситуацию с Юановым, адвокат Ева Чаниева отметила, что не каждый обвиняемый понимает последствия "особого порядка". В частности, обвиняемый не имеет возможности до конца осознавать, что, соглашаясь на особый порядок, он потом не может обжаловать приговор на его несоответствие фактическим обстоятельствам дела.

"Особый порядок предусматривает рассмотрение дела судом без вызова свидетелей, без исследования доказательств. При этом обвиняемому не может быть назначено наказание более двух третьей от максимального срока наказания, предусмотренного за его деяния. Таким способом уже был осужден целый ряд других лиц по аналогичным преступлениям", - отметила адвокат Ева Чаниева.

Адвокат пояснила, что по делу не удалось увидеть в суде представление вещественных доказательств в полном объеме. В частности, пистолет Ярыгина, из которого стреляли в Юанова, и его водительское удостоверение. По ее мнению, "небрежное отношение к хранению вещдоков и распоряжение ими без соответствующего разрешения органов следствия и суда также имеет место в расчете на применение особого порядка рассмотрения дела судом".

"Я считаю, что если бы при ознакомлении с материалами дела по окончании предварительного следствия в протоколе следственного действия имели место не только ссылки на нормы закона, предусматривающие особый порядок, но и содержание этих норм, и обвиняемые могли непосредственно ознакомиться с ними, они бы могли лучше уяснить себе последствия своего выбора более конкретно определить для себя, когда лучше воспользоваться данным правом", - отметила адвокат.

Как сообщал "Кавказский узел", 23 марта в Кабардино-Балкарии по обвинению в участии в незаконном вооруженном формировании суд вынес приговор четырем местным жителям. Дело рассматривалось в особом порядке.

"Кавказский узел" продолжает отслеживать ситуацию в республике и ведет хронику происходящих там терактов, обстрелов и взрывов.

Автор:Людмила Маратова