ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Издательский дом "Медина" начал работу над энциклопедическим словарем "Ислам на Северо-Западном Кавказе". Планируется, что книга будет издана в конце этого года тиражом пять тысяч экземпляров.
Том "Ислам на Северо-Западном Кавказе" готовится в рамках выпуска серии энциклопедических словарей "Ислам в Российской Федерации", передает корреспондент "Кавказского узла".
Макаров: в словаре наряду с религиозной тематикой будут отражены и социальные явления
Как рассказал член редколлегии и один из составителей издания Ахмад Макаров, в рамках этого проекта ИД "Медина" уже издано несколько томов данной серии – это "Ислам на Нижегородчине", "Ислам в Москве", "Ислам в Санкт-Петербурге", "Ислам в центрально-европейской части России", "Ислам на Урале".
"Уже подготовлен том "Ислам в Поволжье", и недавно начата работа над составлением тома "Ислам на Северо-Западном Кавказе". В этот том войдут Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область", - пояснил Макаров.
По его словам, каждый том серии словарей "Ислам в Российской Федерации" составляется в алфавитном порядке, приводятся алфавитный указатель, региональный и тематический указатели статей. "В словаре будет даваться объяснение тем или иным терминам, процессам, а также значительное место будет уделено персоналиям. Временные рамки начинаются с момента распространения ислама в регионе и заканчиваются современным периодом", - уточнил собеседник.
Ахмад Макаров обратил внимание на то, что наряду с сугубо религиозной тематикой в данном томе будут отражены и социальные явления. "Ислам не ограничивается мечетями и духовными управлениями мусульман. То есть, мы стараемся показать все аспекты жизни мусульман, - пояснил представитель издательского дома "Медина". - Естественно, мы не можем не затрагивать и проблему радикализма. Также наряду с информаций об официальных религиозных структурах в книге будет упоминаться и о процессах создания альтернативных им объединений, открытиях "неофициальных" мечетей, деятельности "неофициальных" религиозных деятелей и так далее".
По словам Макарова, к работе над словарем уже привлечены такие известные кавказоведы как Наима Нефляшева, Ахмет Ярлыкапов, Анастасия Ганич и другие. "Пока сложно говорить о том, какой объем будет у данного тома. Все зависит от степени изученности региона. Например, том "Ислам в Поволжье" состоит из почти 500 статей. Самый большой ранее изданный том из данной серии – это "Ислам на Урале" - он состоит из 475 страниц", – сказал Ахмад Макаров.
Сотрудник издательского дома "Медина" также сообщил, что в будущем планируется издание нескольких томов, посвященных исламу в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Осетии.
Нефляшева: большое значение будет иметь появление словарных статей с новыми именами
Серия словарей "Ислам в Российской Федерации" - не первое словарное исламоведческое издание в стране, говорит старший научный сотрудник Центра цивилизационных и религиозных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева. "В 1991 году был издан "Ислам. Энциклопедический словарь", авторами которого стали лучшие арабисты и исламоведы нашей страны. Известна также серия "Ислам на территории бывшей Российской империи", главным редактором которой является санкт-петербургский арабист Станислав Прозоров", - пояснила она.
В то же время Нефляшева отмечает, что словарь "Ислам на Северо-Западном Кавказе" будет первым изданием, специально ориентированным на этот регион. "Это издание необходимо, так как за последние 20 лет введены в научный оборот новые архивные источники, дающие принципиально новый взгляд на историю ислама в регионе. Кроме этого, в исламоведении сложились новые методологические подходы, позволяющие анализировать ислам как систему, его влияние на все сферы общества", - считает она.
По мнению Наимы Нефляшевой, новизна данного издания заключается в привлечении ученых из регионов, региональных институтов и академических структур.
"Я думаю, что большое значение будет иметь появление словарных статей с новыми именами мусульманских ученых, шариатских судей, меценатов, строивших в регионе мечети и медресе в начале ХХ века, мусульманских духовных лиц, разделивших со своими соплеменниками время гражданской и отечественной войн", - подытожила Нефляшева.
Ярлыкапов: ислам на Северо-Западном Кавказе изучен крайне слабо
Ислам на Северо-Западном Кавказе изучен крайне слабо и недостаточно, говорит старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Ахмет Ярлыкапов.
"Это произошло и в силу слабости академического исламоведения в научных школах этой части региона, и в силу долгое время господствовавшего в науке подхода, который гласил, что ислам здесь был якобы неразвитым и чисто номинальным. В постсоветское время этот дисбаланс, пусть очень медленно, но исправляется. Однако работ по исламу в регионе все еще очень мало", - утверждает ученый.
Говоря о работах энциклопедического плана, Ахмет Ярлыкапов выделяет словарь "Ислам на территории бывшей Российской империи" под редакцией Станислава Прозорова. "Там достойно представлен Северный Кавказ, но в силу слабости академического исламоведения в республиках Северо-Западного и Центрального Кавказа эти регионы, конечно, уступают в плане представленности Северо-Восточному Кавказу", - считает ученый.
В связи с этим Ярлыкапов отмечает крайнюю необходимость издания энциклопедического словаря "Ислам на Северо-Западном Кавказе". "Однако мне кажется, что более логичным было бы издание словаря "Ислам на Северном Кавказе» без разделения этого историко-культурного региона на подрегионы. Сейчас был бы интересен взгляд на Северный Кавказ как на единый регион с особенностями ислама у разных народов, увидеть его единство в многообразии", - говорит он.
Тем не менее, по словам кавказоведа, "логика издателей понятна". "Северо-Западный Кавказ, действительно, отличается немного от Дагестана, Чечни и Ингушетии. Есть различие в мазхабах, путях проникновения ислама. На Северо-Западном Кавказе роль суфизма меньше, чем в Дагестане, Чечне и Ингушетии", - отмечает историк.
Ахмет Ярлыкапов считает, что словарь "Ислам на Северо-Западном Кавказе" должен отражать особенности бытования ислама на территории региона. "В этом плане пробелов очень много - не изучены ни институты, ни система исламского образования, ни движения... Было бы хорошо отразить и личности, сыгравшие роль в развитии ислама в регионе", – заключил ученый.
Ранее "Кавказский узел" также сообщал, что весной этого года в Адыгейском государственном университете (АГУ) было закончено создание "Сводного словаря личных имен народов Северного Кавказа", работа над которым велась 12 лет. Словарь написан на русском языке. В составе авторского коллектива словаря - более 20 человек из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставрополья и других регионов.
Ахмад Макаров... мда...
Нельзя не согласиться с Ахметом Ярлыкаповым, что ислам на Северо-Западном Кавказе изучен слабо. За исключением темы наибов Шамиля в Черкесии, нескольких статей об интеллигенции, которая училась в Каире и Стамбуле в 19 -начале 20 века, да статей самого Ярлыкапова этот регион настоящая "terra incognita" в плане истории ислама в конце 19 и в течение всего 20 века. Мы мало знаем об образовательной деятельности эфенди (служителей культа) в период 20-х гг., о полемиках по поводу создания письменности на кириллице, в которых участвовало духовенство, о съездах духовеснтва, когда они пытались примирить шариат и советскую власть, о Шариатских советах, которые создавались при некоторых Облисполкомах, об искоренении закята. Еще меньше мы знаем о сожженых и закопанных библиотеках исламской литературы или книгах, изъятых в 1920-1930-е гг. у образованных имамов. Надеюсь, словарь - в рамках своего формата - восполнит этот пробел. Я как-то прочла, что один из образованных эфенди, Нух Меретуков, даже написал историю черкесов на арабском языке в 1913 году. Кто знает об этом, кроме десятка узких специалистов? Никто...