ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Южная Осетия тяготеет к интеграции с Грузией, и лет через семь-восемь сложится совершенно другая ситуация в отношениях между республиками, уверен грузинский конфликтолог Паата Закареишвили. Однако директор Института стран СНГ Константин Затулин и осетинский полититолог Алан Парастаев считают, что возвращение Южной Осетии в состав Грузии маловероятно.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 сентября в республике Южная Осетия прошло празднование 22-й годовщины Дня республики. В честь этого в Цхинвале прошел военный парад.
8 августа 2008 года начались боевые действия между Грузией и Южной Осетией. В конфликт вскоре вмешалась Россия. Активные военные действия продлились пять дней, после чего Россия заявила, что окончена операция по принуждению Грузии к миру. Итогом войны стало признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, которое президент Грузии Михаил Саакашвили охарактеризовал как "беззаконие", и Грузия разорвала с Россией дипломатические отношения.
"Отношения между Грузией и Южной Осетией отягощены войной 2008 года"
Нынешние отношения между сторонами отягощены войной 2008 года, считает грузинский конфликтолог Паата Закареишвили. "Война довлеет над нами эмоционально", - сказал он, заметив, что сейчас никаких отношений между Грузией и Южной Осетией нет.
Закареишвили также возлагает вину на отсутствие прогресса на переговорах на президента Грузии Михаила Саакашвили, который, по его словам, "не желает идти ни на какие контакты".
Директор Института стран СНГ Константин Затулин также отметил, что контакты между двумя сторонами отсутствуют, поскольку, по его словам, и "власть, и оппозиция Грузии воспринимают Южную Осетию как территорию, оккупированную Россией, а РФ - как оккупанта".
Однако по мнению осетинского политолога Алана Парастаева, автора блога "Южная Осетия какая она есть, была и могла бы быть" на "Кавказском узле", нужно разделять две ситуации - официальную позицию и реальную жизнь.
Официально Южная Осетия действительно не поддерживает с Грузией никаких контактов, и недавно это было подтверждено специальным заявлением президента Южной Осетии Леонида Тибилова. Однако в последнее время налаживаются экономические контакты, которые, возможно, интенсифицируются в связи с вступлением России в ВТО (16 декабря 2011 года был подписан договор о вступлении России в ВТО. - Прим. "Кавказского узла"), отметил политолог.
"Из Грузии в Южную Осетию пригоняют автомобили для транзита в Россию, а на рынках осетинских городов продается доставляемые из Грузии овощи и фрукты. Кроме того, представители Грузии и Южной Осетии полуофициально встречаются на различных международных семинарах. Причем, туда ездят не столько представители гражданского общества, сколько чиновники - в основном почему-то из силовых ведомств", - рассказал Парастаев.
"Через 5-8 лет в Южной Осетии возобладает тяга к интеграции в Грузию"
Что касается будущего Южной Осетии, то грузинский политолог Закареишвили полагает, что "через 5-8 лет в республике возобладает тяга к интеграции в Грузию". "Этому способствует даже географическое положение Южной Осетии, которая с трех сторон граничит с Грузией. Единственное сообщение с Россией идет через Рокский тоннель, который не может полноценно функционировать зимой", - пояснил конфликтолог.
"Главное, чтобы Грузия не совершила тех ошибок, которые были совершены при Гамсахурдиа и Саакашвили. Если Грузия станет демократическим государством и даст гарантии всем своим народам, в том числе и осетинам, я уверен, что через семь-восемь лет сложится совершенно другая ситуация, и России придется считаться с новыми реалиями", - заявил он.
По словам конфликтолога, возможные переговоры будут "долгой и тяжелой, но результативной процедурой". "Их результаты должны быть взаимовыгодны для грузинской и осетинской сторон", - заключил он.
"Единственная возможность для Грузии вернуть Южную Осетию - военные действия"
Грузинская сторона полагает, что не будь России, Южная Осетия вернулась бы в состав Грузии, однако это не так, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин.
По его словам, "единственной возможностью для Грузии вернуть республику себе являются военные действия". "Если мы спросим, есть ли вариант возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, то увидим, что такой вариант есть - если Азербайджан захватит территорию Карабаха и изгонит или уничтожит его население. Пока же в Карабахе есть армянское население, оно будет бороться за то, чтобы жить отдельно от Азербайджана. То же самое и здесь", - сказал он.
Гораздо более вероятным вариантом будущего республики Константин Затулин считает ее объединение с Северной Осетией и вхождение в состав России. Правда, по его словам, "Россия сейчас не в состоянии принять подобное предложение, поскольку Грузия немедленно провозгласит его аннексией, однако в дальнейшем ситуация может измениться".
Осетинский политолог Алан Парастаев также скептически отнесся к возможности возвращения Южной Осетии в состав Грузии. Но он также счел маловероятным вхождение Южной Осетии в состав России.
"У нас была независимость, мы ее вкусили, и если сейчас менять это, то будет кровь. Вероятно, мы будем существовать как независимое государство, но под патронатом России. Ее влияние может усиливаться или слабеть, но оно останется", - заключил политолог.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 августа Южная Осетия отметила День признания независимости республики. В Цхинвале открылась выставка картин югоосетинских художников, и еще одна - совместная выставка российских и осетинских художников, также в республике прошли праздничные концерты, а вечером - фейерверк.
Уважаемый Пата, как бы этого Вам не хотелось сегодня предпосылок для тяги, как вы выразились Южной Осетии к Грузии нет. Ее не будет тем более через 5-8-15 и так далее лет. Причина для вас не нова и вы ее хорошо знайте. Тем более с 1990 года у нас выросло новое поколение, которое ну никак не затащишь в Грузию. Такие попытки кнута и пряника были в виде проекта Окруашвили-Мерабишвили и Дмитрий Санакоев и это ни к чему не привело. Еще через 5-8 лет подрастет новое поколение, которое так же не представляет свою жизнь в государстве Грузия. Единственный вариант возрождения нормальных соседских и дружеских отношений, это признание Грузией Юго-Осетинской государственности и в рамках нормального равноправного статуса возобновление наших отношений.
Касательно нашего дальнейшего государственного строительства и вариантов его развития в виде присоединения к РФ или строительство независимого государства, это так же зависит от позиции Грузии. Сегодня наша основная проблема это безопасность, которую нам по договору гарантирует Россия, но сроки договоров заканчиваются, а приоритеты во внешней политике меняются, чему свидетелями в 1991 году были жители Южной Осетии, которые молча наблюдали вывод Российских (Советских) войск и начало боевых действий. Признай Грузия Южную Осетию, весь международный стандартный пакет политических экономических гарантий распространился бы и на Южную Осетию. Подумайте над этим, как бы не повторилась ситуация с паспортами, после паспортизации Южной Осетии, Грузия начинает предлагать «нейтральные» паспорта!!!! Так же и будет с признание, после вхождения Южной Осетии в состав РФ, в Грузии начнет выдумывать некие формы межгосударственного общения с Южной Осетией.
Алан, согласен, что Грузия бы могла выдвинуть условия для признания, например не вхождение ни в какие блоки, или другие страны, отсутствие иностранных военных, Ленингорский-Ахалгорский район разделить, ну и ещё что-то приемлемое для осетин в обмен на признание. Это был бы сильный политический ход со стороны Грузии и в пику России. После такого предложения, если бы осетины отказались, то их можно хоть атомными снарядами обстреливать никто в мире за них слова не скажет.
А Затулин не считает, что более вероятным вариантом будущего республики было бы объединение с Северной Осетией вне состава России? Единая Осетия и без помощи России, будет не по зубам Грузии. И все споры прекратятся и в ООН будет новое государство – Алания.