22:09 / 15.10.2012Васадзе: на портфели министров в Грузии претендуют протеже Иванишвили и чиновники Шеварднадзе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Претендентами на министерские портфели в Грузии являются ставленники лидера "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили, представители "Свободных демократов" и "Республиканской партии", а также чиновники правительства экс-президента Эдуарда Шеварднадзе, считает политолог и публицист, обозреватель телеканала "ПИК" Гела Васадзе.

Как сообщал "Кавказский узел", после победы "Грузинской мечты" на выборах в грузинский парламент президент Михаил Саакашвили предложил коалиции сформировать правительство. 8 октября лидер коалиции Бидзина Иванишвили озвучил новый состав правительства, в котором он планирует занять пост премьер-министра.

Передача полномочий новому составу правительства произойдет только после утверждения нового кабмина парламентом, отметил спикер предыдущего созыва парламента страны Давид Бакрадзе.

"Вся карьера Гарибашвили связана с Иванишвили"

Состав нового кабинета министров по закону должен быть оглашен до 17 октября, заявил сегодня кандидат на должность спикера парламента Давид Усупашвили.

Как считает политолог Гела Васадзе, в правительстве Бидзины Иванишвили отчетливо просматриваются три группировки: ставленники самого Иванишвили, представители "Свободных демократов" и республиканцев, а также чиновники времен президентства Эдуарда Шеварднадзе.

К числу креатур Бидзины Иванишвили, по мнению политолога, однозначно относятся кандидаты на посты министра иностранных дел Мая Панджикидзе, министра МВД Ираклий Гарибашвили, по региональному развитию Каха Каладзе, культуры Гурам Одишария и по делам спорта Леван Кипиани.

Кандидат на пост министра МВД Ираклий Гарибашвили, без сомнения, является протеже Иванишвили, считает политолог Гела Николеишвили.

"Этот человек, который уже долгое время работал у Бидзины Иванишвили в "Карту Групп", вся его карьера связана именно с Иванишвили", - заявил он.

Как считает Гела Васадзе, на Ираклия Гарибашвили "возложена миссия по очистке МВД от людей, приведенных прежним министром – Бачо Ахалая и его братом Дата". На такую роль, по мнению Васадзе, действительно, следовало назначить человека, преданного Иванишвили.

Вместе с тем, по мнению Васадзе, Гарибашвили, который не имеет опыта работы в правоохранительных органах, трудно будет удержать под контролем ситуацию с преступностью.

"Очень сложно сохранять нулевую толерантность к преступности после того, как на критике этой политики ты приходишь к власти. Это очень сложно. То есть, приходится выбирать – или нулевая толерантность к преступности или выполнение обещаний", - считает Гела Васадзе.

У Ираклия Гарибашвили есть все возможности, чтобы стать успешным министром, поскольку полиция работает достаточно эффективно, привел свою точку зрения Гела Николеишвили.

"Вано Мерабишвили (экс-глава МВД. - Прим. "Кавказского узла"), в принципе, тоже не был никак связан с полицией до своего прихода в МВД. Он был менеджером, руководителем проектов, государственным чиновником. Но после своего прихода в МВД он создал отлаженный механизм. Так что я не вижу причин для опасений", - отметил Николеишвили.

"Назначение Панджикидзе является логичным решением"

Наибольшее количество вопросов вызывает назначения бывшего футболиста Кахи Каладзе на должность министра регионального развития. "Каха Каладзе – это личная креатура Иванишвили, мы можем догадываться, что у них доверительные отношения. Но, возможно, это плата за то, что во время выборов он набрал огромное количество голосов", - считает Гела Васадзе.

Наиболее логичным решением Иванишвили выглядит назначение министром иностранных дел Маи Панджикидзе, считают грузинские эксперты. 

"Мая Панджикидзе – с одной стороны, это подтверждение западного курса. С другой стороны, она была приближенной Бидзины Иванишвили - была и секретарем его партии "Грузинская мечта", и пресс-спикером коалиции. Самое главное здесь то, что Мая Панджикидзе – сестра жены Ираклия Аласания, будущего министра обороны. Это обстоятельство у нашего общества вызывает определенные вопросы. Впрочем, общество привыкло на такие вещи пожимать плечами, если нет ответа", - отметил Гела Васадзе.

К команде Иванишвили политолог также относит кандидата на пост министра юстиции Тею Цулукиани. "Не знаю, насколько она реально представляет партию "Свободные демократы", в которой состояла уже долгое время, но в качестве министра – она, конечно, креатура Иванишвили", - заявляет Васадзе.

Назначение Теи Цулукиани вполне оправдано, поскольку она является профессионалом высокого класса, считает политолог Ника Читадзе.

"Помимо юридического образования в Грузии, она защитила степень магистра во Франции, в Национальной школе публичной администрации. У нее за плечами пять лет работы в Европейском суде по правам человека. Но посмотрим, как она сможет себя проявить на посту министра в качестве менеджера", - сказал Ника Читадзе.

"Назначение Аласании подтверждает внешнеполитический курс Грузии"

Кандидаты на пост министра обороны Ираклий Аласания и министра по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили относятся ко второй группе чиновников, представляющих партию "Свободные демократы" и республиканцев, считают грузинские эксперты.

 "У Ираклия Аласании – юридическое образование. Но, кроме того, он прошел обучение в Академии ФБР, а до этого служил в спецвойсках Грузии. В 2002 году он возглавлял спецоперацию МВД в Панкисском ущелье, после которой из Грузии ушли формирования чеченских боевиков. Это, конечно, придаст ему авторитет в глазах военнослужащих, которые испытывают больше уважение не к кабинетным чиновникам, а к тем, кто прошел армию", - высказал свое мнение Читадзе.

На внешнеполитический аспект назначения Ираклия Аласании обратил внимание Гела Васадзе.

"Все знают, что у Ираклия Аласании есть хорошие связи в США, и его назначение со стороны Бидзины Иванишвили является подтверждением внешнеполитического курса Грузии", - заявил Гела Васадзе.

По словам Гелы Николеишвили, непропорционально мало мест получат в новом правительстве представители "Республиканской партии Грузии". При этом политолог отмечает, что "Свободные демократы" связаны с Иванишвили намного больше, чем республиканцы.

"Здесь можно наблюдать, что даже в условиях "невиданной демократии" (после революции  в ноябре 2003 года, когда  руководство страной перешло к Михаилу Саакашвили. - Прим. "Кавказского узла") не было бы того правительства, которое есть сейчас. То есть в свое время, после Революции роз, был огромный вклад всего общества, и разных лидеров – Зураба Жвании, Нино Бурджанадзе. Но без Михаила Саакашвили не было бы Революции роз. Понятно, что без Бидзины Иванившили ни один из тех, кто получил портфели, не могли бы даже представить себе этого", - заявил политолог Гела Васадзе.

"Условия у будущего правительства намного более благоприятные"

По мнению грузинских экспертов, на портфели министров в правительстве Иванишвили также претендуют три чиновника из команды экс-президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.

В частности, кандидатом на пост министра по здравоохранению и соцзащиты является Автандил Гамкрелидзе, на пост министра сельского хозяйства - Давид Кервалидзе, на должность главы Национального банка Грузии претендует Нодар Джавахишвили. "Такая ситуация дает пищу для размышления. Но посмотрим, что будет происходить дальше", - говорит Гела Васадзе.

Вместе с тем пока остается неизвестным, кто займет пост министра финансов и министра по энергетике и охраны окружающий среды.

Представитель партии "Грузинская мечта" Нодар Хадури во время телефонной беседы с корреспондентом "Кавказского узла" опроверг заявление грузинских СМИ о своем назначении на должность министра финансов. "Действительно, переговоры по поводу моей кандидатуры ведутся, однако вопрос будет решен на днях", - заявил Нодар Хадури.

Кандидат на пост министра по энергетике и охране окружающий среды Мамука Николаишвили также не подтвердил информацию о своем назначении. В настоящее время он находится во Франции, где работает над проектами альтернативной энергетики.

Как считает политолог Ника Читадзе, внешние и внутриполитические изменения, которые провела партия "Единое национальное движение", подготовили почву для того, чтобы "Грузинская мечта" выполнила свои обещания по вступлению в НАТО и возобновлению торговли с Россией.

В частности, эксперт указал на принятую в мае 2012 года резолюцию Чикагского саммита НАТО о том, что в 2014 году может быть рассмотрен вопрос о вступлении Грузии, Черногории, Македонии Черногории, и Боснии и Герцеговины в НАТО.

"Условия у будущего правительства намного более благоприятные, чем у правительства Михаила Саакашвили, которое пришло к власти в 2003 году. Тогда и казна была пустой, и пенсии составляли всего 14 лари, не было газа и электроэнергии. Сейчас в разных сферах, и в том числе во внешней политике, ситуация намного лучше. И курс нового правительства станет продолжением той политики, которую начал Михаил Саакашвили", - заявил Ника Читадзе.

Автор:Беслан Кмузов