02:37 / 26.10.2012Сегодня в Москве пройдет акция памяти жертв "Норд-Оста"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

26 октября в Москве пройдет акция в память о людях, погибших при захвате заложников в Театральном центре на Дубровке в 2002 году. Ожидается, что в акции примут участие 2-3 тысячи человек, сообщила "Кавказскому узлу" сопредседатель региональной общественной организации "Норд-Ост" Татьяна Карпова.

23 октября 2002 года во время премьеры мюзикла "Норд-Ост" в Москве группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила в заложники 916 человек. Спустя почти трое суток силовики провели операцию по освобождению, во время которой погибли, по официальным данным, 130 человек, еще более 700 пострадало. Были убиты 40 боевиков.

За прошедшие годы семьи погибших и пострадавшие подавали иски с требованием о возмещении морального и материального ущерба. 

"Первоначально мы подали иск от имени 83 человек в российский суд, однако суд отклонил иск, сославшись на то, что закон не регламентирует подобную возможность", - рассказал адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших.

18 июля 2003 года жалоба от имени пострадавших была передана в Европейский суд по правам человека. При этом часть из первоначальных заявителей по тем или иным причинам отсеялась. Как отметил И.Трунов, он не стремился привлечь к участию в этом деле всех пострадавших потому, что "не смог бы переварить" такой объем работы.

"20 декабря 2011 года ЕСПЧ удовлетворил нашу жалобу и постановил взыскать в пользу каждого из 64 обратившихся от 9 до 66 тысяч евро – в общей сложности около 1,3 миллиона евро. Кроме того, Европейский суд по правам человека обязал Российскую Федерацию возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц, из-за действий или бездействия которых погибли заложники. После рассмотрения этого уголовного дела пострадавшие вновь могли обратиться в российский суд с требованием о возмещении морального и материального вреда", - подчеркнул адвокат.

20 июня 2012 года это решение ЕСПЧ вступило в силу.

Однако постановление Страсбургского суда в части возбуждения уголовного дела так и не было выполнено.

"В отношении террористов такое дело было возбуждено, но ЕСПЧ решил, что оно не имеет отношения к возмещению вреда, поскольку здесь отсутствует связь с гибелью такого числа заложников", - сказал Игорь Трунов.

15 октября Следственный комитет России отказал представителю потерпевших во время теракта на Дубровке в октябре 2002 года Игорю Трунову в возбуждении уголовного дела против должностных лиц, работавших при штурме центра.

"Мы подали в Лефортовский суд жалобу, в которой просим признать действия следователя по особо важным делам первого следственного отдела ГСУ СК России по Москве незаконными и необоснованными – в части нерассмотрения заявления о возбуждении уголовного дела", - заключил адвокат.

Пострадавшие согласно решению суда получили свои компенсации. Для многих из них эти деньги стали первым серьезным возмещением морального и материального вреда понесенных при теракте.

До этого российские суды удовлетворяли лишь иски о назначении пенсий по факту потери кормильца, но размер этих пенсий был крайне низким, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Карпова.

"Мы прошли судебные инстанции, доказывая, что потеряли кормильца. Мне, к примеру, за потерю кормильца присуждена пенсия в 616 рублей в месяц. Можно ли жить на такую пенсию? Есть семья Фроловых, у которых во время теракта погибли мама, папа, остались два ребенка. Одному мальчику было четыре гола, второму шесть. Их взяли как опекуны дедушка и бабушка глубоко пенсионного возраста. И вот им государство присудило пенсию по 250 рублей на каждого", - отметила она.

Многие пострадавшие практически не получали никаких иных видов помощи от государства, утверждает Карпова. "В редких-редких случаях предоставлялись путевки в санатории, и то это были те санатории, куда просто не могли продать путевки иным способом", - подчеркнула Татьяна Карпова.

При этом известия о получении компенсаций от ЕСПЧ подтолкнули ряд пострадавших от теракта вновь включиться в судебные процессы. "Сейчас многие хотят подавать иск о возмещении морального и материального вреда – люди звонят и спрашивают, через каких адвокатов нужно подавать иски" - сообщила она.

Автор:Семен Чарный