ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Грузии переговоры между руководством Руставского металлургического завода и бастующими рабочими пока не дают результатов. Администрация предприятия утверждает, что не располагает средствами для повышения зарплат. Забастовщики настаивают на продолжении протеста и говорят о дискриминации на предприятии.
Напомним, 24 декабря 300 рабочих металлургического завода "Джеостил" в Рустави объявили о начале забастовки с требованием улучшить условия труда. После того, как первая смена бастующих не вышла на работу, руководство компании издало приказ об увольнении этих людей. Однако металлурги решили не прекращать акцию протеста, и с 25 декабря забастовали все смены, укомплектованные грузинскими рабочими.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет об акции металлургов.
Александрия: рабочие не знали, как организовать переговоры
Причиной протеста стали низкая заработная плата, неудовлетворительные социальные условия и санитарно-гигиеническая ситуация на предприятии. Рабочие требуют отремонтировать туалет, оборудовать нормальные раздевалки и душевые, необходимые после смены в плавильном цеху. Что касается зарплат, то их уровень на предприятии сильно разнится, сообщили забастовщики корреспонденту "Кавказского узла".
"У нас зарплата от 240 до 750 лари (от 144 до 451 доллара. - Прим. "Кавказского узла"). А у рабочих-индийцев - от 500 долларов и выше. Мы не намерены это терпеть", - заявил рабочий завода Мевлоди Гоголадзе.
"Наш парень - Тамаз - лучший крановщик на заводе. На этом же кране, только в другую смену, работает парень-индиец. Так вот, Тамаз получает 450 лари, а его сменщик-индиец - 900 долларов", - рассказывает другой работник "Джеостил" Сандро.
Слова грузинских рабочих подтвердил один из индийцев, работающих на предприятии. "Мне 20 лет, работаю недавно. Зарплата - 500 долларов. Мне нравится в Грузии. Почему они (рабочие-грузины. - Прим. "Кавказского узла") бастуют? Не знаю... Слышал, что у них низкая зарплата", - прокомментировал Мендим.
Руководство завода отказалось вести переговоры с металлургами и обратилось в управление полиции Рустави с просьбой прекратить забастовку. Однако в правоохранительных органах представителям "Джеостила" заявили, что бастующие не нарушают никаких законов, и решать проблему придется внутри самого предприятия.
В свою очередь рабочие попросили помощи у "Объединения независимых профсоюзов Грузии".
"Как оказалось, у них не было своего профсоюза, они не знали, что конкретно нужно делать. Они не пытались пойти на переговоры, даже не знали, как это делается. Они решили просто устроить забастовку и требовать соблюдения своих прав", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель председателя "Объединения независимых профсоюзов" Гоча Александрия.
Первый тур переговоров между руководством "Джеостила" и бастующими состоялся 25 декабря. Как сообщил представитель "Объединения независимых профсоюзов" Лаврентий Алания, руководитель предприятия, гражданин Индии Хардип Сингх заверил, что в ближайшее время будет отремонтирован туалет и улучшено социальное обслуживание.
Путкарадзе: мои индийские ученики получают больше меня
26 декабря прошли переговоры по поводу требования рабочих повысить заработную плату. Интересы бастующих на встрече с администрацией представляли юристы из аппарата Звиада Дзидзигури, депутата парламента Грузии от Рустави (фракция "Грузинская мечта"). В полдень один из юристов сообщил рабочим, что в ходе встречи руководство "Джеостила" согласилось пересмотреть контракты с рабочими-грузинами в индивидуальном порядке.
Забастовка металлургов Рустави. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Беслана Кмузова от 26 декабря 2012 г.
По словам юриста, назвавшегося Автандилом, администрация завода заявила, что в апреле следующего года зарплата будет увеличена минимум на 15 процентов. Разницу между зарплатами грузин и иностранцев руководство предприятия объясняет характером работы и уровнем квалификации, добавил юрист.
Эта информация вызвала возмущение среди бастующих.
"Я пришел на завод почти три года назад, меня обучил один индийский специалист, но потом я сам обучил прибывших из Индии молодых рабочих. Уже четыре мои ученика работают и получают зарплату в два раза больше моей", - заявил специалист сталелитейного цеха Георгий Путкарадзе.
Хотя администрация завода сообщила юристам, что минимальная зарплата на заводе составляет 600 лари, Путкарадзе получает всего 350 лари, выяснилось в ходе последующей беседы. Связавшись с руководством "Джеостила" по телефону, парламентские юристы вторично поднялись в центральный офис в сопровождении рабочих, получающих 300-400 лари.
Минимальный размер заработной платы действительно составляет 600 лари, однако после выплаты подоходного налога, удержания банковского налога и вычета из жалования расходов на спецодежду рабочие получают на руки 350-400 лари, подчеркнул генеральный директор ООО "Джеостил" в ходе повторных переговоров. Тем не менее, Георгию Путкарадзе и другим сотрудникам предложили заключить новые контракты, согласно которым их зарплата увеличится вдвое. Рабочие от такого предложения отказались.
"Мы с самого начала требовали заключить коллективный трудовой договор. Если я сейчас подпишу индивидуальный контракт, то как потом быть с теми, которым дирекция отказывает в повышении зарплаты?" - сказал после встречи в офисе Георгий Путкарадзе.
Кроме того, рабочие выразили недовольство отказом дирекции показать юристам платежные ведомости предприятия. "По этим платежным ведомостям становится очевидно, что нам платят гораздо меньше, чем индийцам", - заявил работник завода Давид.
Бастующие металлурги принимают решение обращаться в суд с заявлением о дискриминации
После встречи парламентских юристов с руководством завода трое металлургов приняли решение самостоятельно добиваться справедливости в суде.
"Мы решили, что целесообразно обратиться в суд с жалобой по поводу того, что в отношении грузинских рабочих применяется дискриминация", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Давид К., рабочий плавильного цеха.
По словам рабочих, на заводе процветает сословное деление.
"Здесь все менеджеры - индийцы. И в отношениях с рабочими они поступают так, как принято в Индии. Здесь есть индийские рабочие, которые принадлежат к низшей касте - чандалам. У них руководство отобрало паспорта и заставляет работать за 300 лари в месяц без выходных. Они питаются только рисом, пьют только воду, и никак не пытаются защитить свои права. Им даже не разрешают выйти за пределы завода. Есть представители высших каст, им платят высокую зарплату. А мы, грузины, видимо, располагаемся рядом с чандалами", - рассказывает рабочий сталелитейного цеха Автандил Н.
Если изложенная информация о неравенстве в получении зарплаты подтвердится, то речь действительно может идти о нарушении Трудового кодекса, пояснили рабочим в руставском офисе Ассоциации молодых юристов Грузии. Юристы ссылаются на статью 2 ТК, согласно которой запрещена "любая форма дискриминации в трудовых отношениях" по признакам расы, цвета кожи, языка, этнического или социального происхождения, гражданства.
"Пусть суд решает, по какому признаку нас дискриминируют - по этническому, по сословному или по признаку гражданства. Но такой системе двойных стандартов должен быть положен конец", - подчеркивает Давид К.
Администрация "Джеостила": чтобы появились деньги, нужно реализовать скопившуюся продукцию
Завод сейчас не располагает средствами для повышения зарплат: на складах скопилась продукция, которую необходимо реализовать. Вырученные от продажи деньги дадут возможность увеличить денежное содержание рабочих, уверяют в администрации предприятия "Джеостил".
Мнения металлургов разделились: одна их часть считает, что нужно подавать в суд, другая - что следует дождаться принятия нового трудового кодекса. Третья часть говорит о необходимости продолжать переговоры с руководством предприятия. Однако все 300 рабочих-грузин считают необходимым продолжать забастовку. Если вопрос о повышении зарплат не будет решен до апреля, руководство завода может нарушить свое обещание или выполнить его формально, полагают они.
"Допустим, через четыре месяца повысят нам зарплату на 15 процентов, и что окажется? Я получал 350 лари, а буду получать 400. Спасибо большое, 50 лари - это не та сумма, которая может нас устроить", - заявляет Георгий Путкарадзе.
По словам заместителя председателя независимого профсоюза горной и металлургической промышленности Темура Гвенетадзе, переговоры с руководством "Джеостил" будут продолжены. Сторона, представляющая рабочих, настаивает на проверке платежных ведомостей, чтобы выяснить, имела ли место дискриминация при выдаче зарплаты. Кроме того, необходимо проверить заявление администрации об отсутствии средств у предприятия.
"Пока на эти вопросы не будут даны ответы, забастовка продолжится", - заключил Темур Гвенетадзе.
Комментариев руководства ООО "Джеостил" по поводу забастовки и выдвинутых протестующими обвинений пока не поступало.
"Кавказский узел" сообщал о серии забастовок, охвативших Грузию после парламентских выборов 1 октября 2012 года. В частности, забастовки с экономическими требованиями объявляли шахтеры компании Georgian Manganese, дорожные строители в Аджарии, рабочие порта Поти, железнодорожники, работники энергетической компании "Теласи", водители автобусов в Тбилиси, сотрудники сахарного комбината Агара, рабочие Чиатурского горнодобывающего комбината и другие.