05:35 / 19.02.2013Эксперты: закон Грузии об оккупированных территориях устарел и нуждается в реформе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Уголовная ответственность за пересечение границы между Грузией и Россией по абхазскому и южно-осетинскому участку сохранится, сообщили "Кавказскому узлу" в пресс-службе министра по делам реинтеграции правительства Грузии Пааты Закареишвили. При этом эксперты положительно оценивают предлагаемые поправки в закон.

Как сообщал "Кавказский узел", 7 февраля правительство Грузии одобрило законопроект, предложенный государственным министром по делам реинтеграции Паатой Закареишвили о поправках в закон об оккупированных территориях. В частности, поправки касаются главы 4 закона, согласно которой въезд на территорию Абхазии возможен только со стороны Зугдидского района Грузии, а на территорию Южной Осетии - только со стороны Горийского муниципалитета. Как гласит статья 4, пункт 2 закона, "проникновение на оккупированные территории со всех других направлений для граждан иностранных государств и лиц без гражданства запрещается и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом Грузии".

"Закон об оккупированных территориях остается в силе. Нет никакой речи о том, чтобы его аннулировать. Также не исчезнут никуда наказание и уголовная ответственность за въезд на оккупированные территории Грузии по запрещенным направлениям", - приводит слова замминистра Кетеван Цихелашвили - представитель пресс-службы министерства.

Закон "Об оккупированных территориях" был принят грузинским парламентом после событий в августе 2008 года. Согласно ему иностранцам, посещающим Абхазию и Южную Осетию без разрешения властей Грузии, грозит уголовная ответственность, так как официальный Тбилиси считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями.

Закон отсылает к статье 344 Уголовного кодекса Грузии, согласно которой, незаконное пересечение государственной границы Грузии наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет. В случае незаконного пересечения границы группой лиц или с угрозой применения насилия предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет, напомнил президент Центра по изучению вопросов безопасности и международного сотрудничества Грузии Ника Читадзе.

Как пояснили "Кавказскому узлу" в МИД Грузии, в отношении граждан Грузии въезд на территорию Абхазии и Южной Осетии по другим направлениям (по морскому пути или по сухопутной границе) не расценивается как преступление, поскольку считается, что они въехали на территорию своего государства.

На заседании правительства 7 февраля Паата Закареишвили пояснил, что поправки предусматривают наложение штрафа или административного взыскания в случае первого нарушения правил въезда на оккупированные территории.

Лицо, которое нарушило правила въезда на оккупированные территории, раньше подвергалось уголовному преследованию, и во многих случаях такие люди подвергались заключению в тюрьму. "Мы считаем, что это не было честно, поскольку многие люди (большая часть которых является гражданами соседних с нами стран - Азербайджана и Армении) не были оповещены о подобном преследовании", - заявил Паата Закареишвили.

Если парламент примет предложенный правительством законопроект, то по новым правилам люди, которые в первый раз попали на территорию Грузии после своего визита в Абхазию или Южную Осетию в обход грузинских пограничных постов, будут подвергнуты штрафу и предупреждены об уголовной ответственности. В случае, если после предупреждения они вновь въедут в Абхазию и Южную Осетию в обход грузинских пограничников, то они автоматически попадают под уголовную ответственность по статье 334 УК Грузии.

Георгий Хуцишвили: необходимость поправок назрела, но сами поправки проблему не решают 

Как считает политолог, руководитель НПО "Центр конфликтов и переговоров", профессор Георгий Хуцишвили, уже давно назрела пора для того, чтобы сменить порядок ограничения на въезд в Абхазию и Южную Осетию для граждан других государств.

"Прежнее руководство Грузии делало все, чтобы только усилить противостояние. Им казалось, что чем крепче зажмут гайки, тем будет лучше. Но, честно говоря, эта норма в законе об оккупированных территориях уже давно устарела и нуждалась в реформе, поскольку мы сами от себя отсекали большое количество людей, которые хотели бы приехать в Грузию, но не могли себе этого позволить, узнав, что их визит в Абхазию или Южную Осетию преследуется здесь уголовным законодательством", - заявил "Кавказскому узлу" Георгий Хуцишвили.

Президент Центра по изучению вопросов безопасности и международного сотрудничества Грузии Ника Читадзе считает, что грузинская власть сама оказалась в затруднительном положении, хотя и не ставила целью задерживать в массовом порядке туристов из России, Армении или Азербайджана.

"Да, с одной стороны жаль законопослушных людей, но с другой стороны существует законодательство Грузии. И если человек въезжает на территорию Грузии, не регистрируясь на пограничных пунктах, то это проявление неуважения к грузинскому государству", - заявил "Кавказскому узлу" Ника Читадзе.

По мнению Ники Читадзе, поправка в закон об оккупированных территориях не является решением проблемы.

"Эта норма противоречит статье 344 УК Грузии, и это опасный прецедент, когда одна законодательная норма противоречит другой. Я думаю, что нужно будет менять и Уголовный кодекс, чтобы гармонизировать законодательство", - заявил Ника Читадзе.

"Ответных шагов России ждать не стоит"

На вопрос, может ли Грузия ожидать со стороны России ответные шаги после упрощения правил въезда на территорию Абхазии и Южной Осетии, Ника Читдзе ответил отрицательно.

"Гораздо большего Грузия могла бы ожидать в марте 2012 года, когда отменила въездные визы для граждан России. Это был по-настоящему огромный шаг навстречу. Если даже после такого беспрецедентного жеста доброй воли Россия не пошла навстречу Грузии, думаю, что и теперь никакой либерализации визового режима для граждан Грузии не будет", - заявил Ника Читадзе.

"Паата Закареишвили пытается проявить добрую волю, чтобы продвинуться вперед на переговорах, но я не думаю, что эти усилия встретят адекватный ответ со стороны Кремля", - сказал Ника Читадзе.

Георгий Хуцишвили также не считает, что новая инициатива приведет к прогрессу во взаимоотношениях с Россией. "Этот законопроект нужен был самой Грузии, чтобы наше законодательство соответствовало бы тем миротворческим инициативам, которые наше государство предпринимает во внешней политике", - заявил Георгий Хуцишвили.

Тем не менее, оба эксперта считают, что миротворческие инициативы могут дать опосредованный результат.

"Новое правительство проводит работу, чтобы узнать, какие инициативы будут возможны, а какие - нет. Так, например, под влиянием общественного мнения была отложена на время инициатива по возобновлению железнодорожного сообщения через Абхазию... Может быть, появятся и другие инициативы, и количество реализованных проектов может перейти в качество, и тогда можно будет говорить о разрешении наших конфликтов в Абхазии и Южной Осетии", - сказал Георгий Хуцишвили.

Ника Читадзе считает, что уже в ближайшем будущем можно будет использовать новый законопроект для продвижения переговорного процесса в Женеве.

"На консультациях в Женеве Грузия уже вправе поставить вопрос: если мы упрощаем для граждан России процесс посещения Абхазии, то мы вправе рассчитывать на то, чтобы внутренне перемещенные лица получили бы свободный доступ на территорию Гальского района в Абхазии и Ахалгорского района в Южной Осетии", - высказал свое мнение Ника Читадзе.

"Необходима легализация посещения Абхазии и Южной Осетии" 

Как отмечают эксперты, неразрешенной остается проблема легализации посещения Абхазии и Южной Осетии гражданами России и других стран.

Ника Читадзе считает, что можно было бы ввести особый порядок въезда для тех людей, которые относятся лояльно к грузинской государственности.

"Если есть такие люди, которые относятся к визиту в Абхазию и Южную Осетию как к визиту в Грузию, которые готовы получать визы от грузинского МИД, то, конечно, таким людям следует пойти навстречу. Но беда в том, что никаких виз нет. Кроме того, давайте не забывать, что эти территории находятся под военной оккупацией", - заявил Ника Читадзе.

Отметим, МИД Грузии не смог найти способов для того, чтобы легализовать въезд иностранных граждан на территорию Абхазии и Южной Осетии.

"Грузия ввела безвизовый режим въезда для России. Поэтому нет даже никаких процедур для получения визы. Если кто-то хочет въехать в Абхазию и Южную Осетию, то ему придется или въехать сначала на территорию Грузии, или получить особое разрешение в министерстве реинтеграции или МВД на въезд для проведения гуманитарной деятельности", - пояснили "Кавказскому узлу" в МИД Грузии.

Георгий Хуцишвили считает, что даже после принятия поправок к закону об оккупированных территориях вопрос о пересечении границы не будет решен до конца, поскольку у многих людей возникает необходимость въезжать на территорию как Грузии, так и на территорию Абхазии и Южной Осетии.

"Многие абхазы и уроженцы Южной Осетии вынуждены жить в России, у них есть российские паспорта, у них там работа, семьи. Но они вынуждены ездить в Абхазию и Южную Осетию, где у них остались родственники, дома, какие-то дела. Но в Грузию въехать они смогут только один раз. Это, конечно, неприемлемо, если мы хотим реальной реинтеграции", - говорит профессор Хуцишвили.

Однако, по мнению Георгия Хуцишвили, грузинская сторона может найти решение этого вопроса.

Сейчас Уголовный кодекс Грузии предусматривает наказание за нарушение закона "Об оккупированных территориях" в виде штрафа или лишения свободы от двух до четырех лет. В ноябре 2012 года в Батуми по подозрению в прибытии в Грузию с территории Абхазии был арестован российский гражданин Валентин Кистанов.

Автор:Беслан Кмузов
20.02.2013 в 01:47aseev_vissarion

Мне кажется,  что все попытки перевести в правовую плоскость этот вопрос всего лишь прикрытие политически мотивированного закона направленного на дискриминацию населения Абхазии и Южной Осетии. Это политический закон и точно так же  его надо отменить политическим решением. А привязывать его к ук Грузии не надо так, как если соблюдать даже закон Грузии и судить по нему лиц пересекающих Российский таможенный пункт пропуска Нижний Зарамаг, о чем у пересекающих стоит отметка в загранпаспорте, но она не говорит о том, что человек после этого въехал в Южную Осетию. Нет ни одного документа, подтверждающего это. Южная Осетия не ставит штампов в паспортах прибывающих, а от российской таможни до югоосетинской, километров 30. И человек может спокойно болтаться на нейтральной полосе, как это и делают многие россияне купившие машины с югоосетинскими номерами. Они каждые три месяца приезжают в Зарамаг выезжают из таможни и тут же въезжают , чтобы вновь продлить ввоз автомобиля на три месяца. 

Да и сами грузинские эксперты говорят, что с марта 2012 года не надо виз для въезда в Грузию и только на эти территории нужно особое разрешение. Поэтому я и считаю, что этот закон не против так сказать «оккупантов» направлен, а против тех кого так сказать «оккупировали» , и которым грузинские власти хотят якобы принести свободу. Только как то вот получается, что таким законом они все больше их делают несвободными.  Впрочем, грузинские эксперты знают тему на уровне собственной пропаганды иначе бы они знали, что в Ленигорском районе Южной Осетии нет проблем у местных жителей, которых Ника Читадзе называет внутреннеперемещёнными, с пересечением границы,  и они могут свободно посещать территорию Грузии и возвращаться обратно. По крайней мере, со стороны Югоосетинских и Российских властей им никто не препятствует сесть на маршрутку или в свой транспорт  в Ленигори и поехать в Тбилиси.