16:20 / 29.05.2013Вышедший из тюрьмы Барбакадзе намеревается продолжить работу по возвращению месхетинцев в Грузию

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Председатель международного общества турок-месхетинцев "Ватан", гражданин России Сулейман Барбакадзе, освобожденный из-под стражи в Грузии, заявил о намерении возобновить свою общественную деятельность после лечения в Москве. Досрочное освобождение Барбакадзе стало возможным благодаря закону "Об амнистии", принятому парламентом Грузии в январе, сообщил адвокат Барбакадзе. При этом он отметил, что судом не отменено решение о наложении штрафа на его подзащитного.

Как сообщал "Кавказский узел", Сулейман Барбакадзе был задержан в Грузии 26 июля 2010 года. В конце января 2011 года он был приговорен городским судом Ахалцихе к 11 годам лишения свободы и выплате штрафа в размере 30 тысяч лари (около 18 тысяч долларов США). Он обвинялся в мошенничестве, подделке документов и укрывательстве налогов от государства.

По версии обвинения, в 2009 году Сулейман Барбакадзе купил дом у жителей Ахалцихе, заплатив за него лишь половину суммы. Кроме того, по версии следствия, в купчей была указана сумма в рублях, в то время, как Барбакадзе заплатил деньги в долларах. Таким образом, по версии следственных органов минфина, Барбакадзе в полтора раза занизил выплаченную сумму  и, следовательно, за сделку заплатил налогов в полтора раза меньше, чем был должен. При задержании Барбакадзе подтвердил обвинения следствия, однако в дальнейшем отказывался от первичных показаний, заявляя, что дал их под давлением следователей.

За развитием ситуации с Барбакадзе следили представители международной организации Human Rights Watch и советник по юридическим вопросам офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Винсент де Грааф. МИД России осудил власти Грузии за уголовное преследование Барбакадзе, посчитав, что дело имеет заказной политический характер и связано с деятельностью по реализации прав месхетинцев на репатриацию. 23 мая Сулейман Барбакадзе был освобожден из-под стражи.

Катамадзе: освобождение Барбакадзе стало возможным благодаря закону об амнистии

Как говорит адвокат Барбакадзе Лери Катамадзе, его освобождение стало возможным благодаря законодательным изменениям, принятым парламентом Грузии.

"13 января вступил в силу принятый парламентом закон "Об амнистии", который уполовинил отбытие наказаний по тем статьям, за которые сидел Сулейман Барбакадзе. А 17 мая был принят закон о поглощении меньшего наказания большим. Так что наибольший срок – 5 лет – по обвинению в подделке документов, поглотил два меньших срока. И поскольку Сулейман Барбакадзе отсидел два с половиной года, суд принял решение о его досрочном освобождении", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Лери Катамадзе.

При этом, по его словам, суд оставил в силе штраф в размере 30 тысяч лари и не погасил судимости.

Барбакадзе: я не откажусь от работы по возвращению месхетинцев на свою родину

Сам Сулейман Барбакадзе говорит, что возобновит свою общественную деятельность после лечения в Москве.

"Если Саакашвили думал, что может посадить Барбакадзе в тюрьму, и на этом закончится возвращение людей на свою родину, люди будут бояться, то он ошибся! Я никогда не откажусь от той работы, чтобы в Грузию вернулся народ, который был изгнан со своей родины", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Сулейман Барбакадзе.

Сулейман Барбакадзе сообщил, что в Европейском суде по правам человека в Страсбурге находится его иск по поводу жестокого обращения с ним в тюрьме после операции по удалению аппендицита. Тогда, как сообщал правозащитник, член организации Amnesty International Эмиль Адельханов, после операции Барбакадзе погрузили в машину и доставили из центральной тюремной больницы прямо с операционного стола в камеру следственного изолятора в Глдани голым, завернутым в простынку. Мужчина лежал в таком виде, пока жена не передала ему одежду. О том, что содержание Барбакадзе в тюрьме не соответствовало требованиям закона, заявил и занимавший тогда пост народного защитника Грузии Георгий Тугуши.

При этом Барбакадзе отмечает, что отношение к нему в тюрьме не отличалось от отношения к другим заключенным. "Режим Саакашвили одинаково плохо относился ко всем заключенным. Со всеми обращались жестоко. Особого отношения со стороны заключенных ко мне не было", - говорит Сулейман Барбакадзе.

Он также признался, что в настоящее время чувствует себя не очень хорошо. "Да, я стою на ногах, но самочувствие у меня слабое. Мне необходимо выехать в Москву, пройти там лечение и уже потом вернуться в Грузию, чтобы со своим адвокатом работать над документами, необходимыми для Страсбургского суда, а также начать работу по возвращению месхов на место их исторического проживания", - говорит Сулейман Барбакадзе.

По его словам, местное население в Ахалцихе положительно относится к тому, чтобы вернуть сюда живших тут ранее месхов-мусульман. "Когда месхи-мусульмане вернулись на свои места проживания, то в быту мы не встретили никакого негативного отношения со стороны местного населения. Напротив, со временем появились добрососедские отношения. Однако нужна политическая воля и местного руководства региона, и правительства Грузии", - считает Сулейман Барбакадзе.

На вопрос о том, как новое правительство отнеслось к вопросу о возвращении турок-месхетинцев в Грузию, он ответил, что по этому поводу пока не имел контактов с представителями новой власти. "На мой взгляд, новое правительство пока не работает в полную силу, потому что прошло слишком мало времени. Но если оно будет следовать тем принципам и тому видению будущего Грузии, которые провозгласил Бидзина Иванишвили, то, думаю, процесс возвращения месхетинцев начнется", - заявил Сулейман Барбакадзе.

Адельханов: новое правительство Грузии вряд ли будет способствовать интенсивному возвращению месхетинцев в Грузию

Несправедливо, что с Барбакадзе не снята судимость и оставлен в силе штраф в размере 30 тысяч лари, считает член организации Amnesty International Эмиль Адельханов.

"Остается единственный путь – это Страсбургский суд, который может отменить решение о виновности Барбакадзе, а также вернуть ему деньги. Тем более что ущерб государству, как было заявлено прокуратурой на суде, составил 189 лари", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эмиль Адельханов.

При этом он не разделяет оптимистичные взгляды Барбакадзе относительно того, что новое правительство Грузии будет способствовать интенсивному возвращению месхетинцев в Грузию.

"Если посмотреть на состав сегодняшнего парламента и правительства, то можно сказать, что там представлены очень разные по направленности силы – как толерантные, так и достаточно консервативные. Я не ожидаю, что повторятся такие же эксцессы, как с Барбакадзе, но не думаю, что будут предприняты какие-то заметные шаги в этом направлении", - отмечает Эмиль Адельханов.

Кроме того, как отметил Эмиль Адельханов, к решению задач должны подключиться представители гражданского общества. "Как мы видим, сами месхетинцы-мусульмане в течение долгого времени так и не смогли решить эту проблему. Поэтому эту задачу должна взять на себя группа энтузиастов, которая будет лоббировать и сам вопрос о репатриации, и сможет подключить к этому процессу представителей международного сообщества", - говорит Эмиль Адельханов.

На вопрос о том, не будет ли позиция нового правительства более реакционной, поскольку в нем представлены как либералы, так и консерваторы, Адельханов ответил, что это вряд ли станет причиной для смены политики.

"Правительство Саакашвили было и на самом деле либеральным в отношении этнических вопросов, однако, этот либерализм не проявлялся в отношении месхетинцев. Саакашвили вынужден был считаться с мнением больших групп населения и, в частности, с властями в Ахалцихе, которые отрицательно восприняли идею репатриации месхов-мусульман", - указывает Эмиль Адельханов.  

Народный защитник Грузии Уча Нануашвили считает, что после столкновений 17 мая в ходе митинга в защиту представителей сексуальных меньшинств в Тбилиси стало очевидно, что процессы интеграции меньшинств вызовут болезненное восприятие в стране.

"Толерантность и права меньшинств в Грузии – это тоже болевая точк а. В этой области, как мне кажется, были и будут серьезные проблемы в Грузии", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Уча Нануашвили.

Дарахвелидзе: на данном этапе устроить компактное поселение для месхетинцев в Грузии не представляется возможным

Власти Грузии пока не готовы решить вопрос о компактном расселении месхетинцев в Ахалцихском районе, сообщил министр по делам вынужденно перемещенных лиц, беженцев и расселению Давид Дарахвелидзе 21 мая в ходе встречи с делегацией организации "Ватан".

Как сообщили в министерстве, участники встречи говорили на тему мусульман-месхетинцев и рассмотрели вопросы присвоения им статуса репатрианта и грузинского гражданства. Как отметил Давид Дарахвелидзе, в министерство поступили 8900 заявок на присвоение статуса репатрианта, 1053 из них уже получили этот статус.

"Мы говорили о вопросах расселения месхетинцев в Грузии. В частности, в разных уголках Грузии, где есть свободные дома и дачные участки, они могут купить их и интегрироваться. Это им решать. Что касается их компактного расселения в Ахалцихском районе, на данном этапе этот вопрос сложен для нас, исходя из наших экономических возможностей", - заявил Давид Дарахвелидзе.

Он отметил, что сегодня власти Грузии заняты решением жилищного обустройства для 60 000 вынужденно перемещенных лиц, а также их трудоустройством, и на данном этапе устроить компактное поселение для "наших месхетинских соотечественников" сложно, передает агентство "Грузия Online".

ЕНД: никакой политической подоплеки в деле Барбакадзе не было

Представители партии "Единое национальное движение" (ЕНД) выразили недоумение в связи с заявлением Сулеймана Барбакадзе о политической подоплеке его дела.

"Сулейман Барбакадзе был осужден за нарушение правил торговли недвижимостью, никакой политической подоплеки здесь нет. Месхи-репатрианты живут вполне спокойно по всей Грузии. Если вспоминать, то именно правительство Михаила Саакашвили приняло закон о репатриации лиц, выселенных во время сталинских репрессий в 1944 году, а также облегчило въезд и проживание на своей территории гражданам любой этнической принадлежности и с любым гражданством", - заявили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе ЕНД.  

Ранее "Кавказский узел" писал, что проблема репатриации месхетинцев в Грузии стала одной из главных тем ежегодного отчета "О состоянии прав и свобод человека в Грузии" за 2011 год, подготовленного бывшим в то время народным защитником Грузии Георгием Тугуши. Как было отмечено в докладе омбудсмена, Совет Европы в январе прошлого года констатировал, что в Грузии не созданы условия для достойной репатриации месхетинцев, а закон о репатриации, принятый парламентом в 2007 году, несмотря на внесенные за два года позитивные изменения, все еще содержит погрешности, которые затрудняют процесс возвращения месхетинцев, химшилов и курдов, выселенных в 1944 году из Грузии.

Автор:Беслан Кмузов