ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уроженец Чечни Ибрагим Тодашев, который был застрелен агентами ФБР во время допроса во Флориде, не мог быть причастен ни к теракту в Бостоне, ни к тройному убийству в сентябре 2011 года в Уолтеме, заявил отец убитого Абдулбаки Тодашев. Он также потребовал расследования смерти своего сына и намерен, в случае положительного решения консульства, выехать в США и забрать тело Ибрагима.
Как сообщал "Кавказский узел", в Орландо в ночь на 22 мая в ходе допроса был убит 26-летний Ибрагим Тодашев. Он был знаком с одним из предполагаемых исполнителей теракта в Бостоне Тамерланом Царнаевым, заявил друг убитого Хусен Тарамов. Допрос Тодашева, во время которого он был убит, производился в связи с бостонским терактом и тройным убийством в городе Уолтем в 2011 году, в котором подозревался Тамерлан Царнаев, заявили в ФБР. При этом указывалось, что Тодашев не подозревался в причастности к теракту на марафоне в Бостоне.
"За два месяца до бостонского теракта Ибрагиму была проведена серьезная операция на ноге"
Отец убитого Абдулбаки Тодашев рассказал, что работает в мэрии города Грозного. По его словам, его сын Ибрагим, будучи студентом ЧГУ, уехал в 2008 году в США на практику по программе обмена студентов. "Ему это было необходимо для практики английского языка, который он изучал. Спустя четыре месяца Ибрагим позвонил мне и сказал, что хочет остаться в США. За два месяца до бостонских событий - он получил американскую гринкарту (Green Card - удостоверение личности, подтверждающее наличие вида на жительство у человека, не являющегося гражданином США, и предоставляющее право трудоустройства на территории этой страны. - Прим. "Кавказского узла"), которую ему не могли бы выдать, если бы у моего сына были проблемы с законом", - рассказал в ходе сегодняшней пресс-конференции в здании агентства РИА "Новости" Абдулбаки Тодашев.
По его словам, знакомство сына с братьями Тамерланом и Джохаром Царнаевыми не было близким. "За границей всегда люди стараются общаться с более близкими по культуре и обычаям, представителями своей страны, своей национальности. Ибрагим занимался спортом, ходил на бокс вместе с братьями Царнаевыми в один зал в Бостоне. Это было два года назад. Затем Ибрагим уехал из Бостона жить в Орландо, штат Флорида. Буквально за два месяца до бостонского теракта Ибрагиму была проведена серьезная операция на ноге", - сказал Абдулбаки Тодашев.
Рассказывая о ситуации, предшествовавшей убийству его сына, Абдулбаки Тодашев отметил, что за несколько дней до убийства Ибрагим был дважды допрошен в офисе сотрудниками ФБР. Точные даты допросов он не назвал.
"На допросах его расспрашивали о возможном знакомстве с братьями Царнаевыми, говорили о его возможной причастности к бостонскому теракту. На втором допросе его спросили о тройном убийстве в пригороде Бостона. Мой сын каждый раз звонил и рассказывал мне о том, что происходит. Ибрагим физически не мог участвовать в теракте из-за своей операции - это, во-первых. А во-вторых, если бы моего сына подозревали в убийстве, совершенном в 2011 году, как бы ему американские власти выдали гринкарту?" - спрашивает отец убитого.
"Если со мной что-нибудь случится, позвони моим родителям"
По его словам, 24 мая Ибрагим Тодашев "должен был вылететь в Россию на побывку, а 22 мая его убивают во время допроса сотрудники ФБР".
"Что произошло 22 мая я рассказываю со слов друга Ибрагима - Хусейна Тарамова, который находился с ним дома перед тем, как их разъединили сотрудники спецслужб. 22 мая Ибрагиму позвонили на телефон сотрудники ФБР и пригласили на допрос. Он отказался, сославшись на то, что он уже неоднократно был допрошен, назвал свое местонахождение, сказав, что, если он им нужен, то они могут прийти и допросить его дома. Затем сотрудники приехали к нему домой. Они сразу развели по разным помещениям Ибрагима и Хусейна", - рассказал Абдулбаки Тодашев.
По его словам, перед тем, как Ибрагим зашел на допрос, он сказал Хусейну: "Если со мной что-нибудь случится, позвони моим родителям".
По словам Абдулбаки Тодашева, Хусейн Тарамов, прождав около двух часов вестей от друга, находясь за пределами дома, в кафе неподалеку, решил вернуться. "Когда Хусейн приехал, он увидел, что дом был оцеплен. И ему сообщили о том, что Ибрагим застрелен", - говорит отец убитого.
Напомним, что, по данным сотрудников правоохранительных структур США, Тодашев два часа беседовал в своей квартире с полицейскими и представителями ФБР и по их просьбе начал записывать свое признание в совершении убийства, но по неизвестной причине пришел в ярость. Своей подписи под письменным признанием он не поставил, отметили правоохранители. "Во время беседы допрашиваемый спровоцировал конфликтную ситуацию, в ходе которой подозреваемый был убит, а агент получил легкие ранения", - говорится в официальном заявлении Федерального бюро расследований.
По мнению отца убитого, официальная версия американских спецслужб о том, что Ибрагим Тодашев был убит после того, как он якобы сознался в тройном убийстве в 2011 году, затем указал на Тамерлана Царнаева как на соучастника, "а после этого, пройдя на кухню за ножом, бросился на пятерых вооруженных агентов спецслужб, не выдерживает критики".
"Ибрагим чувствовал, что за ним идет слежка, которая началась после теракта в Бостоне. Он не верил, что Царнаевы могли совершить теракт. При одном из разговоров со мной он сказал: "Это подстава", - заявил Тодашев-старший.
Отец Ибрагима Тодашева также продемонстрировал присутствовавшим на пресс-конференции фотографии своего убитого сына, которые были сделаны в морге города Орландо его друзьями. По его словам, Ибрагим до сих пор находится в этом морге "на попечении местной мусульманской общины".
Абдулбаки Тодашев отметил, что подал документы на получение визы в США. "Сейчас у меня цель - поехать в Америку и забрать тело сына. Сегодня мы подали в посольство США документы. Сказали, что завтра до 3 часов дня будет ответ - дадут нам визу или нет. Мы прошли собеседование. По поводу расстрела моего сына вопросов не было", - заявил отец убитого, отметив, что в США у него нет адвокатов.
"Я очень хорошо знаю своего сына, он не мог быть причастен ни к бостонскому теракту, ни к тройному убийству в сентябре 2011 года в пригороде Бостона Уолтеме. На сегодняшний день я хочу справедливости, и чтобы было расследование, чтобы этих людей судили по закону Америки", - заявил мужчина.
"При самообороне не бывает выстрелов в затылок"
В Ибрагима Тодашева было сделано семь выстрелов, последний из них - контрольный в затылочную часть головы, отметил, комментируя предоставленные снимки, ведущий пресс-конференции, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, главный редактор информационного портала "Кавказская политика" Максим Шевченко. "Это говорит о хладнокровном убийстве", - констатировал он.
По словам Шевченко, "цепь нестыковок и совпадений при расследовании данного дела удивляет". "При самообороне не бывает выстрелов в затылок. Это контрольный выстрел, после многочисленных выстрелов в тело. Получается, что человека убивают без расследования. Еще больше удивляет совпадение - сотрудники ФБР, принимавшие участие в операции по задержанию братьев Царнаевых, погибают, выпадая из вертолета во время учений спецслужб 17 мая. Я обращаюсь к американским правозащитникам с просьбой разобраться в обстоятельствах данного дела", - заявил Шевченко.
Максим Шевченко предположил, что убийство Ибрагима Тодашева 22 мая может быть связано с запланированным на 24 мая его отъездом, который по каким-то причинам был невыгоден американским спецслужбам.
Шевченко также пояснил, что изначально планировалось присутствие на мероприятии также семьи Тамерлана и Джохара Царнаевых, однако затем было решено "не смешивать две ситуации". "Мы не смешиваем эти два случая. Пресс-конференция с участием семьи Царнаевых пройдет в ближайшее время", - пояснил он.
"Сколько должно быть убитых, чтобы была реакция со стороны России?"
Произошедшее с Ибрагимом Тодашевым - "внесудебная казнь", уверен адвокат Заурбек Садаханов. "По-другому это не назовешь. Приходят домой к человеку... и расстреливают. Если человек виноват, почему не было проведено следствие, почему не предъявлены обвинения? У меня несколько вопросов к американской стороне. Почему допрос прошел дома, а не в офисе ФБР? Почему Хусейна Тарамова попросили покинуть квартиру? Почему допрос не фиксировали на видео? Какая была необходимость провести семь выстрелов в Ибрагима? На допросе присутствовало не менее пяти сотрудников ФБР, как минимум с электрошокерами, почему допрос велся без адвоката?", - спрашивает он.
Адвокат также отметил, что у него есть вопросы и к российскому МИД, "который продолжает игнорировать происходящее". "Сколько должно быть убитых, чтобы была должная реакция со стороны России?", - заявил Садаханов.
Напомним, что ранее представитель ФБР Пол Брессон пообещал тщательно расследовать убийство Ибрагима Тодашева, но предупредил, что на это потребуется несколько месяцев. "ФБР очень серьезно относится к любым инцидентам со стрельбой, в которых участвуют наши агенты, и поэтому мы располагаем эффективными и проверенными временем методами работы с ними с самых начальных этапов. Процесс проверки тщателен и объективен и проводится настолько оперативно, насколько позволяют обстоятельства", - сказал Брессон.
В свою очередь официальный представитель МВД Чечни 23 мая заявил, что Ибрагим Тодашев в базе данных правоохранительных органов республики не числится, и нет данных, свидетельствующих о его связях с экстремистами.
Присутствовавшая на сегодняшней пресс-конференции руководитель информационного центра "Объектив" Хеда Саратова отметила, что "видела подобное в 1990-2000-х годах в Чечне, когда там шли ожесточенные бои".
"Я как человек, переживший две военные кампании, испытала настоящий шок, увидев сюжеты о случившемся теракте в Бостоне. Еще больше я была шокирована, когда узнала, что в теракте обвиняют братьев Царнаевых. Если Тамерлан виновен в преступлении, то он убил не только участников марафона, но и всю свою семью. Пока же американские власти не предоставили ни одного доказательства того, что братья виновны в теракте", - сказала Саратова.
Напомним также, что ранее в Манчестере в рамках расследования бостонских взрывов агенты ФБР обыскали дом проживающего там чеченского беженца Мусы Хаджимурадова, с которым за месяц до взрывов встречался Тамерлан Царнаев. По словам журналистки Фатимы Тлисовой, выросшей на Кавказе и сейчас работающей в США, представители чеченской диаспоры обеспокоены вниманием спецслужб к ним.