07:35 / 31.10.2013Хатажуков: власти Кабардино-Балкарии упустили возможность пресечь конфликт с похоронами предполагаемых боевиков

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Власти Кабардино-Балкарии не сумели вовремя урегулировать конфликтную ситуацию в селении Дугулубгей, жители которого запретили хоронить на общем кладбище погибшего во время взрыва, заявил руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков. Возникновению проблемы способствовали силовики, заявившие о причастности покойного к боевикам, считает имам сельской мечети. Глава Дугулугбея, в свою очередь, обвинил в пассивности представителей республиканского Духовного управления мусульман.

Напомним, 25 октября жители селения Дугулубгей обратились с открытым письмом в Духовное управление мусульман КБР и к Валерию Хатажукову с требованием "запретить хоронить бандитов на общих с законопослушными гражданами кладбищах".

18 октября во дворе мечети в селении Дугулубгей в Баксанском районе Кабардино-Балкарии произошел взрыв, в результате чего погибли два человека - Мурат Тишков и Мурат Абазов. По данным правоохранительных органов, они планировали теракт на пути следования траурной процессии. Тело Тишкова односельчане запрещали хоронить в родном селе. В итоге Тишков был похоронен на старом мусульманском кладбище, захоронения на котором не проводились 35 лет.

Хатажуков: правовых оснований не хоронить людей на общих кладбищах нет

Потерявших своих близких жителей селения можно понять, считает руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков. "Если мы возьмем правовую сторону вопроса, никаких оснований не хоронить людей на общих кладбищах, конечно, нет. Вместе с тем я понимаю чувства людей, которые потеряли близких", - заявил правозащитник в интервью корреспонденту "Кавказского узла".

Однако делать особые кладбища для боевиков, по мнению Хатажукова, абсолютно неприемлемо. "Многие активные представители интеллигенции, на дух не переносящие ваххабистскую идеологию, считают, что с трупами воевать не надо. Такой подход не работает на борьбу с исламистским подпольем, и к умиротворению, однозначно, не приведет", - отметил правозащитник.

Получившая большой резонанс ситуация с похоронами в селении Дугулубгей, из-за того, что жители села были уверены в причастности Тишкова к убийству односельчан, отметил Валерий Хатажуков. "Их ведь было двое - одного сразу похоронили, и никаких проблем не возникло. Насколько я знаю, уровень претензий к Тишкову был иным, поэтому жители сказали, что не позволят его похоронить ни на одном из сельских кладбищ", - отметил правозащитник.

Валерий Хатажуков также считает, что выход из конфликтной ситуации должна была предложить власть. "Власть должна была направить свои усилия на урегулирование ситуации, проявив инициативу в поиске приемлемых для данной ситуации решений. Уверен, если бы власть сразу попыталась решить этот вопрос, он не получил бы такого резонанса", - сказал он.

Руководитель республиканского общественного правозащитного центра также заявил о том, что начавшееся в селе противостояние "наглядно демонстрирует идущую в республике гражданскую войну". "Если мы не хотим дальше увязнуть в этой войне, арбитром должна стать власть", - считает Валерий Хатажуков.

Кауфов: силовики сказали сельчанам, что Тишков причастен к гибели людей

По исламским обычаям, умерших нужно быстро предать земле, отметил имам одной из мечетей села Дугулубгей Хасанби Кауфов. "Для мусульманина очень важно своевременно предать труп человека земле. Об этом говорит Пророк Мухаммед: душа усопшего просит, чтобы его тело быстро предали земле. За свои деяния на земле, умерший будет отвечать только перед Всевышним, а не перед людьми", - рассказал имам.

Конфликт во время похорон в Дугулубгее, по его мнению, случился из-за того, что силовики сказали родственникам погибших, что их убил Тишков. "Но это же не доказано. Но даже если доказано, что человек был преступником – хоронить его все равно нужно", - привел свою точку зрения имам.

Хоронить таких людей, по мнению Кауфова, нужно либо на отдельном кладбище, либо на общем, но "где-нибудь у самого края". "Если такой конфликт произошел – надо было похоронить этих людей на старом кладбище, или на действующем, но где-нибудь у самого края. Чтобы люди знали, что их дела на этом свете были плохими", - считает он.

Хасанби Кауфов был на сельском кладбище в тот момент, когда родственники Тишкова попытались провести похороны. "Я сам был там, и не понимаю, зачем сотрудникам органов надо было говорить о том, что Тишков причастен к гибели людей, родственники которых стояли у кладбища. Стычка на кладбище во время похорон наводит на мысль о том, что кому-то хочется посеять противостояние среди односельчан", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Хасанби Кауфов.

Версия правоохранителей о том, что Абазов и Тишков планировали теракт на пути следования похоронной процессии, кажется имаму маловероятной. "В ту мечеть, где прогремел взрыв, ходят молиться мало людей. Если бы они планировали теракт, вряд ли бы решили совершить его там. Взрыв произошел во второй день Курбан-байрама, хотя, совершенно очевидно, что в первый день людей в мечетях намного больше. Кроме того, все произошло под утро, когда на территории кладбища у мечети никого не было. Так что, версия о планирующемся теракте на пути следования похоронной процессии кажется мне маловероятной", - заявил Кауфов.

Имам также не считает правильным, что людей, взорвавшихся во дворе мечети, называют мусульманами. "Мне не нравится, когда говорят, что мусульмане хотели взорвать мечеть. Для истинного мусульманина убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Какие же они мусульмане – они даже в мечеть не ходили", - отметил Кауфов.

Абазов: отсутствие четкой позиции ДУМ может усугубить ситуацию

17 октября, за сутки до взрыва на территории мечети, на заседании антитеррористической комиссии поднимался вопрос о том, где хоронить тех граждан, которые подозревались в убийствах, и тех, чья вина доказана, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава села Дугулубгей Аслан Абазов: "На заседании комиссии присутствовали силовики, главы муниципальных образований, представители ДУМ и муллы. Я сказал, что в селе ведутся подобные разговоры, и я хотел бы знать: кого, где хоронить? Все пожали плечами. А на следующий день случилась эта история".

Глава села утверждает, что ездил в Духовное управление мусульман КБР, чтобы получить ответ на вопрос, где хоронить Тишкова. "Решать проблемы верующих – не моя проблема. Мы просидели в ДУМ несколько часов – с обеда до вечера, но так и не смогли решить вопрос о выделении двух метров земли для Тишкова",-  рассказал Аслан Абазов.

По мнению Абазова, именно Духовное управление мусульман совместно с властью должно решать подобные вопросы. "Проблему с погребением мы в этот раз решили, но я думаю, эти вопросы должны решаться наверху. По моему, именно ДУМ должно четко обозначить свою позицию по этому вопросу, а затем решать его совместно с властью и силовыми структурами. Большого желания заниматься этим вопросом я со стороны Духовного управления мусульман не заметил. Это может, по-моему, еще больше усугубить ситуацию", - привел свою точку зрения глава села.

Сейчас ситуация в Дугулубгее, по словам главы села, спокойная, хотя она "может взорваться в любую минуту".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями главного муфтия КБР Хазретали-Хаджи Дзасежева и его помощников по поводу ситуации в Дугулубгее.

Автор:Елена Романова
31.10.2013 в 12:50Femida

На Кавказе идет война - это факт. Каждый день гремят взрывы, гибнут люди. Руководство страны деликатно этого факта не замечает: когда пушки стреляют, музы молчат... Самое большое, что мы слышим от чиновников федерального уровня - на Кавказе действует вооруженное подполье, будем его уничтожать. 

Да, уничтожать вооруженное подполье - это решение проблемы, но сиюминутное решение. На смену убитым приходят те, кто считает, что за их смерть надо мстить. В результате, имеем то-же самое вооруженное сопротивление, увеличивающееся в разы. А новые поправки в законе, предусматривающие материальную ответственность родственников этих людей, еще сильнее осложнит ситуацию - ряды воруженных мстителей будут пополняться еще больше.

Бороться с вооруженным подпольем необходимо - это факт, не подлежащий сомнению! Но! Параллельно с этим, неплохо бы понять:  бороться надо и с идеологией, являющейся привлекательной для тех, кто уходит в лес. Люди, становящиеся живыми бомбами, верят в то, что они становятся шахидами, и обетают вечную жизнь в раю...Это неслабая мотивация для того, чтобы расстаться с жизнью, прихватив с собой еще ни в чем не повинных людей. Почему у нас в стране, где четверть населения относит себя к мусульманам, не ведется просветительская работа? Почему никто не хочет донести до людей, что Илам - это религия мира, а убийство одного человека приравнивается к истреблению всего человечества?!

Корни проблемы - в этом. До тех пор, пока у кровавых идеологов, умело пользующихся религиозной непросвещенностью отдельной части мусульман, не выбить почву из под ног, пока не разоблачить их лжетеорию, надеяться, что проблема рассосется сама собой, не стоит.

31.10.2013 в 10:25AZIMUT KBR

да кому ты нужен что то доказывать тебе... [...] !

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

31.10.2013 в 09:16AZIMUT KBR

[...] тоже на отдельное кладбище... все поголовно [...] !

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Призывы к дискриминации и неприязни запрещены Правилами]

31.10.2013 в 11:15Магомедов Гасан

А кто сказал, что это ВОЙНА? Кто кому объявил ВОЙНУ? Как в фильме про Мюнхгаузена, который объявил войну Англии, если до 16 часов она не признает независимость Штатов?

Есть группа молодых отморозков, которые почему-то решили, что могут убивать людей ( не только ментов, но и мирных жителей), вымогать деньги, терроризировать семьи и т.д. Законы военного времени здесь не действуют. Не думаю, что родители, которые запретили хоронить бандитов рядом с убиенныеми ими детьми, прислушиваются к мнению силовиков. Как я писал ранее, это все что они могут сделать, как родственники убитых. Кстати, слышал в Думе вот-вот примут Закон об имущественный ответственности родственников боевиков. Своего рода проскрипции-лайт, как это было в Древнем Риме

31.10.2013 в 09:49` Rock`

неее,, Колокольчик крассава,,,, видал как он мужественно выдержал взляд Орхана Зейналова в своих нумерах с Маркиным под ручку,,??,)))) настоящий русский генерал,,,))))

31.10.2013 в 10:11Tugan

У вас доказательств много когда безоружных гражданских убиваете? Главное ваше доказательство -  так велит Аллах. Подорваться на своей бомбе,  какие еще доказательства?

31.10.2013 в 10:19..БэнДжойс..

Тем более этого полуношника с удивительными способностями никто не видел,но многие уверены что это правда.)Мифический фантом)

31.10.2013 в 10:22Tugan

Если воевать начнут вам придется скулить и искать пятый угол.

31.10.2013 в 12:01Adiga1

а то они не знают что могут погибнуть? чушь написал, смертью ты их не испугаешь.

31.10.2013 в 11:43Adiga1

мля ну при чем здесь все то что ты написал??? про войну я привел ПРИМЕР, что даже во время крупномасштабных военных действиях враги хоронят друг друга

31.10.2013 в 08:59` Rock`

иной раз слушая правозащитнака,, назначенного властью ,, действительно сомневаешься в его "подведомственности",,,,,, так всё критично,,,злободневно..

31.10.2013 в 11:43poison_leaf

С того света никто уже не вернется.. Пусть примером для тех, кто думает, что может лишать жизни людей, будет то, что можно вот так вот и самому " туда" отправиться. Может еще живые "зомбированные" одумаются и встанут все таки на истинно праведный путь!

01.11.2013 в 23:23Lemma

Может прежде чем других невеждами обзывать сами чему-нибудь поучитесь? Вы называете себя "мусульманами", кичитесь знаниями, но где ваши знания, где ваш иман и в чем ваша праведность? Убивать людей исподтишка и это вы называете истиной, но это служение Иблису, а не Всевышнему. Прочитать можно много хадисов, а Иман не приобрести.

01.11.2013 в 13:46АуДи

Ты прав,Лёма,на кладбище место только таким как вы...Но там к вашему сожелению,заканчивается только мирская жизнь,а самое главное только начинается,и место вашего захоронения,будь то кладбище или огород,никак вам не поможет и не навредит!А Аллах знает лучше!

01.11.2013 в 14:42Lemma

Мое место я займу , когда настанет мой час, определенный Всевышним. Когда это произойдет и где тоже в его  власти. Я не убиваю безвинных людей, чтобы попасть в рай, я чту свою мать и знаю, что рай под ее ногами. А такие "праведные" , которых ты защищаешь принесли горе не в одну семью (в их числе и в свою собственную) и Всевышний уже дал им воздаяние, отвернув от них соседей и односельчан. 

01.11.2013 в 19:48momento2013

до чего же вы жалкие. Да хоть весь мир отвернётся. Это ин ша Аллах не повредит им в вечной жизни. Невежды, узнайте для начало что такое ислам, и не бросайтесь отдельно вырванными цитатами. Большинство из вас даже фарды Аллаха не соблюдают, не говоря о сунне. Но при этом вы называете себя "мусульманами". Объясните тогда с точки зрения религии вашу позицию? Субхан Аллах вы хоть сами задумайтесь. Аллаху Акбар, даже если вы будете [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Воздержитесь от грубости]

01.11.2013 в 23:27Lemma

Проходя мимо кладбища нельзя плеваться, а ты предлагаешь плеваться на кладбище! Где твой иман? А то что запретили  жители села хоронить таких людей  на кладбище сельском правильно и справедливо. 

02.11.2013 в 00:50momento2013
Лемма, ты и есть невежда. Обосную свои слова с точки ислама, на счёт огородов и т.п. Что значит кичитесь? Я не знал что соблюдать фарды Аллаха, следовать сунне, читать книги, и изучать свою религию, ты называешь кичитесь??? Это объязаны соблюдать все мусульмане! Прежде чем следуя своим страстям, писать что либо, при этом оправдывая тот беспредел на похоранах. Изучи религию. Откуда тебе знать о имане этих братьев? Ты что им в сердца заглянул? Но нет! Это только Аллаху под силу. Из под тишка говоришь? Что же вы не возмущаетесь когда средь белого дня расстреливают мусульман? Ах да, такие как ты слепо верят в инфу подаваемую ментами. И не тебе знать что либо о имане муджахидов!
02.11.2013 в 02:03Lemma

Их жизнь, их деяния показывают, что они представления не имеют ни о благих делах, ни об Имане.  Мусульман никто не расстреливает, верующие служат Всевышнему и людям, познают знания, трудом прирастают блага для своих близких!. И Всевышний это видит, а такие как вы и есть невежды, есть служители Иблиса, есть первые враги Ислама и враги Всевышнего, ибо вы отродье Иблиса и его слуги. 

02.11.2013 в 02:20АуДи

Лёма,ещё раз ответь честно соблюдаешь ли ты 5 столпов Ислама?(В чём признаться,сомневаюсь)

02.11.2013 в 02:03АуДи

Лёма,чтить свою мать надо в любом случае!Выполняешь ли ты 5 столпов Ислама?Следуя твоей логике,определять степень праведности тоже за Всевышним,а кто отвернулся от них из соседей и сельчан,это беда самих отвернувшихся!

01.11.2013 в 12:04Lemma

Пусть хоронят у себя в огороде или в вашем огороде. На кладбище не место таким. Может это остудит некоторые горячие головы и просветлит затуманный разум.

01.11.2013 в 12:02Lemma

Пример некорректный. В крупномасшатных военных действиях воюют открыто враги, а в случае с данными "вояками" это не война, а подлое убийство, не в открытом бою, а из-за спины, убийство зачастую безоружных!

02.11.2013 в 02:10АуДи

хвост [...],чем плеваться,тебе лучше [...],а язык почистить!

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления участников дискуссии запрещены Правилами.]

02.11.2013 в 21:59АуДи

АльхамдулиЛлах,если соблюдаешь!А чем вызвана такая ненависть к мусульманам,подозревая их в служении иблису,агьузубиЛлях,только Аллаху ведомо что у нас в груди!?Может тебе лучше заняться укреплением имана?

31.10.2013 в 11:42Adiga1

кому ВАМ???? 

31.10.2013 в 10:11Adiga1

да какой там они воюют, [...] и все. 

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

31.10.2013 в 12:00Adiga1

кажись ты с головой не дружишь. не знал что критика власти и силовых ведомст автоматически записывает человека в лес.  все кто не согласен с вами что лесные?))

31.10.2013 в 12:19poison_leaf

Я написалА. А смертью грешником??? Поубивал, сказал Аллах Акбар и что прямо в рай????!!!!!

31.10.2013 в 22:39Ronnie James

"...........Власти Кабардино-Балкарии не сумели вовремя урегулировать конфликтную ситуацию в селении Дугулубгей..........." а когда в последний раз они это умели........???.......как говорил классик: "низы не хотят, верхи не могут"????. одна надежда и осталась на "маски шоу"

31.10.2013 в 12:10Adiga1

бэн я ничего тебе и тебе подобным объяснять не стану. если вам менты скажут что вы черти вы ведь поверите в это.  а этот тигуан вообще [...]. записал меня в лесные только за критику и требавния доказательство того, что именно он убил тех чьи родственники возражале против захоронения.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

31.10.2013 в 21:54Умар Хаям

Femida, о какой просвещенности мусульман можно говорить на Кавказе, когда судебная власть в России  объявил Священый Коран, с переводом Исламского ученого Эльмира Кулиева террористическим? Любой теракт в мире, если докопаться до конца, не случается без участия спецслужб.

31.10.2013 в 10:07йцукен

Добрый день! Я думаю, что глупо запрещать захоронения убитых на общих кладбищах. Любой из обратившихся с открытым письмом родителей может оказаться на месте родственников ребят, чьи тела запрещают хоронить... Наверняка у каждого возмутившегося жителя Баксанского района имеется в родствеках по одному Че... Пусть занимаются воспитанием детей своих, соседских, а не воюют с умершими...

31.10.2013 в 23:05АуДи

Адыгэ,разницы нет доказана их вина или нет,хоронить нужно в любом случае!А если уж вопрос,где и люди такие недалёкие(родствен.силовиков),а ДУМ КБР не в состоянии,взять решение проблемы под свой контроль,или им не разрешают,то тогда сами власти должны поставить точку,в этом позорном деле!А силовики,должны защищать закон,не занимаясь подстрекательством и наведением смуты!

01.11.2013 в 12:00Lemma

На войне люди воюют. А эти "вояки" убивают изподтишка, убивают часто безоружных.  Давно пора было простнуться и показать, чего они достойны!

 

31.10.2013 в 09:59Adiga1

до чего же люди опустились. НА ВОЙНЕ враги хоронят друг друга собственными руками. нафига вообще поднимать такой вопрос. те кто были против похорон идиоты. вы сначала ДОКАЖИТЕ что Тишков был к чему-то причастен. Никто ничего не доказал. Силовики сказали.Ну они много чего звездят постоянно и круглосуточно.Доказательства в студию. 

01.11.2013 в 12:45Lemma

В Чеченской республике ДУМ  принял решение, по которому боевики не могут быть похоронены на кладбище.

31.10.2013 в 09:57Adiga1

+

31.10.2013 в 12:35Adiga1

ну ведь я не знал что ты девушка. откуда мне знать. "А смертью грешником??? Поубивал, сказал Аллах Акбар и что прямо в рай????!!!!" Да при чем тут это??? Мы что сейчас обсуждаем?? Боятся они смерти или убийства и состояние после смерти??? вот вы любите с одной темы на другую перескакивать.

01.11.2013 в 10:50Искандар

Вопрос только в принадлежности этих спецслужб. Сдается мне что они американские.

02.11.2013 в 11:43Lemma

Отвечаю честно, соблюдаю 3 из 5  с 12 лет, четвертый стал соблюдать с того времени, как заработал своим трудом первые деньги. Пятый планирую, если будет на то воля Всевышнего. 

01.11.2013 в 09:55chegevara

Покорили пол планеты...это вы погорячились, Адыгэ.

31.10.2013 в 12:57Adiga1

По вашему убийство человека вообще запрещено в Исламе?? тогда объясните почему первые поколения мусульман столько воевали и покорили чуть ли не пол планеты. Объясните. Только давай только теоритически, именно с позиции религии, а не про ситуацию в на Кавказе. 

Федеральный центр ненавидит всех, даже собственное население, не говоря уже о "чурках". Вспомните, что сказал Жириновский недавно. Нормальная власть его как минимум остранила бы от политики. Но ему никто ничего не делал.  Он предложил ограничитьл рождаемость на Кавказе а за третьего ребенка ввести штраф. И после этоих призывов он находится на свободе и фед центр ничего с ним не делает. Почему интересно? Догадайтесь.

02.11.2013 в 07:34momento2013
Ооо ещё один человек записал нас во враги ислама))) сначало был chеlovеk, а теперь вот это "чудо"))) ну кто тут хариджиты)))
02.11.2013 в 01:22momento2013
А что до тебя хвост, ты думаешь не будешь гнить в земле? Или ты по жизни забальзамированный?))) ин ша Аллах тебя будут ждать мучения могилы.
01.11.2013 в 17:37hvost

бандитам глупо расчитывать на милость всевышнего. будут тупо гнить в земле.

з.ы. вообще пусть хороняи бандитов-вахабов на мусульманском кладбище. прям у входа. чтоб каждый проходящий мог плюнуть на их могилу.

31.10.2013 в 10:14..БэнДжойс..

А чего доказывать?Он сам все"доказал"взлетев на минарет.Или опять будешь доказывать,что их подорвали уже мертвых,опираясь на доказательства человека-совы с прибором ночного видения и способностью смотреть сквозь забор?)

31.10.2013 в 10:31..БэнДжойс..

Ты прав,в психушке в Дубках я чужой...Это же [...] вотчина...)Кстати,почему у тебя смартфон не отобрали?)Или льготами пользуешься,как постоянный клиент?)Жаль тебя,[...]...

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]