ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Волгоградском госуниверситете принят документ, который регламентирует допустимый для вуза стиль одежды, наряду с запрещенными шортами и короткими юбками в него решено внести отдельным пунктом запрет на ношение хиджабов. Предложение о запрете ношения мусульманских платков в учебном заведении высказала проректор по учебно-воспитательной работе ВолГУ Таисия Юдина. Ее поддерживают областные чиновники.
Вопрос о внесении изменений в "Правила внутреннего трудового и учебного распорядка ВолГУ" рассматривался 15 ноября на конференции, в которой приняли участие более 300 студентов всех институтов региона, а главным вопросом мероприятия было обсуждение проекта положения об объединенном совете обучающихся.
Когда во время собрания начали обсуждать вопрос о стиле одежды студентов в университете, трое его участниц-мусульманок высказались против пункта о хиджабах, их поддержала группа уроженцев Кавказа, однако большинство студентов проголосовали за новые правила, пишут "Аргументы и факты - Волгоград".
Предложение о государственном решении запрета на ношение хиджабов в вузах озвучила проректор ВолГУ Таисия Юдина во время встречи 23 октября губернатора Волгоградской области Сергея Боженова с волгоградской молодежью. Предложение Юдиной было встречено поддержкой Министерства по делам национальностей и казачества Волгоградской области, говорится в сообщении на сайте университета от 28 октября.
На следующий день после встречи главы региона с молодежью, 24 октября, волгоградский портал V1.ru сообщил о том, что две студентки ВолГУ решили выйти на ректора Олега Иншакова с предложением о запрете на ношение традиционных мусульманских платков в стенах всех учебных заведениях Волгограда и даже намеревались провести сбор подписей под соответствующей петицией, однако отказались от этой идеи из-за угроз, как со стороны учащихся вместе с ними мусульманок, так и непосредственно от представителей администрации вуза, пригрозивших им отчислением.
Как рассказала порталу одна из двух активисток, намеревавшихся добиваться запрета на ношение мусульманского платка, к такому решению они пришли под влиянием теракта, совершенного в 21 октября в Волгограде уроженкой Дагестана Наидой Асияловой, скрывавшей свое лицо под хиджабом.
"При виде такой женщины становится страшно. Первая мысль: с какой целью человек прячет лицо и тело, и сколько килограммов тротила под этим одеянием?" – рассказала студентка.
Также, по ее словам, ношение мусульманских платков нарушает дресс-код ВолГУ. "Есть специальный документ, регламентирующий допустимый для студентов стиль одежды. Она может быть повседневной, однако недопустимы шорты, короткие юбки и так далее, в том числе и головные уборы. Если рассматривать хиджаб как головной убор, то этот пункт внутривузовского кодекса, по сути, предусматривает запрет на их ношение, который, однако, почему-то не действует" - заявила девушка.
Олег Иншаков сложившуюся ситуацию пока не комментировал, проректор Таисия Юдина по телефону заявила волгоградскому порталу, что не считает возможным говорить на эту тему, добавив, что вопрос о введении запрета на ношение хиджабов вообще не заслуживает столько внимания, сколько ему уделяют средства массовой информации.
"СМИ меня порой удивляют. Самый главный вопрос пропустили, над которым ребята так долго работали, о проекте решения об объединенных советах обучающихся в свете федерального закона "Об образовании". Нет, в СМИ подается то, что интересно кому-то", - возмутилась Таисия Юдина.
Не имеющие прямого отношения к ВолГУ местные чиновники и наблюдатели, мнение которых приводит тот же источник, оценивают принятые поправки к допустимому для вуза стилю одежды неоднозначно.
В частности, первый заместитель председателя правительства Волгоградской области Роман Гребенников считает, что введение запрета на ношение хиджабов - это одно из непременных условий для обучающихся в светских учебных заведениях. "Чем решительнее и шире руководство вузов будет проводить разъяснительную работу среди студентов о светском характере обучения, тем лучше. Я за то, чтобы в светских учебных заведениях, – подчеркиваю, светских! – ношение хиджабов было категорически запрещено. Я являюсь сторонником этого запрета точно так же, как не приемлю и ношение в вузах чрезмерно открытых одежд, вроде шортов и мини-юбок", - отметил Гребенников.
Поддерживает запрет ношения хиджабов в вузах и министр по делам национальностей и казачества правительства Волгоградской области Сергей Чернов. "Я поддерживаю эту меру. Однако весь вопрос в том, можно ли ввести такой запрет на уровне вуза, и не будет ли это решение затем оспорено в судебном порядке. На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что, апеллируя к тому, что это одно из условий светского образования, мы не можем опереться ни на один серьезный правовой акт", - указал Чернов.
Экс-ректор Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, политолог Михаил Сукиасян полагает, что проблему ношения хиджаба в вузах нужно решать, но более деликатно. По мнению эксперта, нужно ввести строгий дресс-код в учебных заведениях, не акцентируя внимание на хиджабах, и тогда проблема должна отпасть сама собой. "У нас светское государство, и демонстрировать свои религиозные пристрастия в учебных заведениях совсем не обязательно. Для этого есть соответствующие культовые сооружения. Глубоко верующий человек живет в согласии со своим богом и не нуждается в демонстрации культовых обрядов", - говорит Михаил Сукиасян.
На уровне одного вуза принимать подобные решения противозаконно, считает политолог Виталий Арьков, глава экспертно-аналитической сети PolitRUS, слова которого приводит агентство Islam-today. "Это должно быть вынесено Госдумой на референдум в масштабах всей России. Запрет не должен касаться непосредственно хиджабов во избежание недовольства со стороны мусульман. Нужно ввести определенные стандарты для учащихся, в которых будет четко прописано, что в вузе запрещены головные уборы и так далее. Но не надо концентрироваться только на хиджабах", - подчеркивает эксперт.
Ранее "Кавказский узел" сообщал о поджогах молельных домов мусульманской общины в Волгограде после теракта. В Союзе мусульман Волгоградской области 23 октября заявили о случаях агрессии по отношению к мусульманам после теракта. По словам имама Рустама Хазрата, мусульманские девушки после теракта опасались выходить из дома.
Что касается ношения хиджабов в вузах, в декабре 2010 года, руководство Пятигорского государственного лингвистического университета (ПГЛУ) сообщило студентам о запрете входить в здания учебного заведения в хиджабе, с пирсингом или оголенными животами. Однако в уставе вуза не был прописан запрет на ношение хиджаба, а постановление ученого совета о "корпоративной культуре" носило не запретительный, а рекомендательный характер, пояснили тогда в вузе.
В прошлом году также на Ставрополье разгорелся скандал в связи с запретом администрацией одной из школ посещать учебное заведение девочек в мусульманских платках. Прокуратура тогда после проверки в школе к дисциплинарной ответственности привлекла пятерых ее сотрудников. А вскоре на уровне правительства региона был принят документ, запрещающей школьникам носить религиозную одежду, религиозные атрибуты и головные уборы. Это постановление было обжаловано в различных судебных инстанциях, в том числе в коллегии Верховного суда России, однако авторы иска потерпели неудачу, при этом заявив о дальнейшей борьбе за право посещения детей мусульман светских школ в хиджабах.
1. интересно, а сколько в ВолГУ обучается конкретно сейчас девушек, носящих хиджаб?
2. устав вуза в указанном случае не применим в принципе т.к. хиджаб - не головной убор, а именно что повседневная одежда.
3. гребенников плохо знает закон. чернов - уже лучше. ни шорты, ни юбка, ни колпак, ни хиджаб, ни трусы на голове не имеют отношения к светскому - не светскому характеру образования. всем гарантирован равный доступ к знаниям. речь может быть только о нарушении конкретного устава учебного заведения, уголовная или административная статья и т.д.
4. политолог сукиасян как раз не деликатничает, а рубит с плеча. хиджаб не связан с отправлением "культогого обряда", а является обязанностью по жизни. закрывая доступ к образованию, мотивируя НЕ ТАКОЙ одеждой, только радикализируете мусульман.
5. политолог арьков разве не знает, что провести референдум в россии не удавалось еще никому. и не удастся пока правила и условия не изменятся.