ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На фоне соседних регионов — Сочи, принимающий сейчас Олимпиаду, выглядит местом относительно безопасным. Однако, если внимательно изучить хронику событий, можно убедиться, что проявления террора давно являются реальностью и здесь. За последние 10 лет в Сочи и на Кубани произошло в общей сложности 36 взрывов, не считая бытовых аварий. В соседней Абхазии за тот же период — не менее 50 взрывов 1, из которых 33 были терактами.
По данным "Кавказского узла", с 1 января 2004 года по 31 декабря 2013 года 24 взрыва было совершено на территории Большого Сочи. Из них только 4 носили сугубо криминальный характер и не были связаны с террором 2.
За тот же период на остальной территории Краснодарского края произошло еще 12 взрывов. Терактов в их числе не было 3. Последний раз крупной террористической атаке город Краснодар подвергался 25 августа 2003 года.
Большинство взрывов, происходивших в Сочи, объединялись следственными и судебными органами в серии. Имена виновных были определены судом, но открытых состязательных процессов по этим делам не состоялось. А в средствах массовой информации озвучивались сомнения в точности данных следствия. 4
Известно о как минимум четырех судебных процессах, связанных со взрывами в Сочи:
Ответственность за серию взрывов, происходивших в Сочи в период с июня 2008 года по февраль 2009 года, была возложена на лейтенанта милиции Илью Галкина и сочинца Михаила Денисенко. Решением суда в январе 2013 года на них, среди прочего, была возложена вина за следующие эпизоды:
31 января 2014 года Краснодарский краевой суд признал виновными и приговорил И. Галкина и М. Денисенко соответственно к пожизненному сроку и 21,5 года заключения. По заключению суда, в общей сложности от их действий погибли 14 человек, 20 получили ранения.
Ответственность за еще одну серию взрывов на территории Сочи, произошедших с 2010 по 2012 год, суд возложил на сочинца Юрия Родыгина. Преступления он совершал, закладывая самодельные бомбы под объекты общественного назначения. Свои деяния преступник мотивировал "интересом к пиротехнике".
Известно, что суд отнес к делу Родыгина следующие эпизоды:
В соответствии с решением суда, всего в результате действий Юрия Родыгина пострадали пять человек. 23 января 2013 года суд Центрального района Сочи признал Юрия Родыгина виновным в организации подрывов и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев.
За осуществление серии взрывов на технических и инфраструктурных объектах в Сочи дважды осуждался житель города Игорь Молчанов.
В ноябре 2007 года суд признал Игоря Молчанова виновным в двух подрывах буровых установок на строительных объектах в Адлерском и Хостинском районах Сочи. От взрывов никто не пострадал.
В ходе следствия и судебных слушаний основным мотивом совершения преступления Молчанов называл экологические проблемы. В частности, ему не нравилось, что в городе скопилось большое количество строительной техники. Подрывы на стройках произошли еще до выбора Сочи местом проведения Олимпийских игр.
В августе 2013 года суд признал Молчанова виновным в подрывах во второй раз. На него возложили ответственность за взрывы газопроводов:
От взрывов на газопроводах также никто не пострадал. Но компаниям, владеющим газораспределительными сетями, был причинен ущерб на общую сумму более 11 миллионов рублей.
Помимо указанных выше взрывов, отнесенных судом к серийным преступлениям (мотивы которых не вполне ясны), на территории Сочи происходили также единичные подрывы. Некоторые из них предположительно можно рассматривать как террористические:
Говоря о безопасности в окрестностях Сочи, также можно напомнить о серии взрывов, произошедших на территории Краснодара 25 августа 2003 года. Тогда в городе на остановках общественного транспорта с интервалом в 2-3 минуты сработали три взрывных устройства мощностью 200-400 грамм в тротиловом эквиваленте, начиненные гайками и нарезными металлическими пластинами. В результате взрывов погибли три человека, еще 17 получили ранения различной степени тяжести. По фактам взрывов прокуратура возбудила уголовное дело по статьям «терроризм» и «убийство».