00:21 / 18.01.2014Тишаев: конвейерный подход в вопросах захоронения тел предполагаемых боевиков нарушает Конвенцию о правах человека

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Европейский суд по правам человека признал, что по вопросам о невыдаче тел предполагаемых боевиков родственникам у заявителей нет эффективных средств правовой защиты в России, рассказал юридический директор автономной некоммерческой организации "Астрея" Фуркат Тишаев. Власти должны сообщить родителям, где покоится прах их сыновей, считает адвокат Лариса Дорогова.

Как сообщал "Кавказский узел", 16 января ЕСПЧ вынес решения, которыми частично удовлетворил требования заявителей по делу об отказе властей РФ выдать родственникам тело предполагаемого боевика, убитого в спецоперации в Чечне в январе 2005 года. Суд также частично удовлетворил требования заявителей по четырем жалобам на отказ властей РФ выдать родственникам тела предполагаемых боевиков, убитых в Ингушетии. Кроме того, ЕСПЧ частично удовлетворил требования заявителей по двум делам об отказе властей РФ в выдаче родственникам тел убитых в Кабардино-Балкарии во время и после нападения на Нальчик 13 октября 2005 года.

Европейский суд по правам человека признал, что у заявителей не было эффективных средств правовой защиты, потому что само нарушение возникало не из-за действий каких-то конкретных должностных лиц, а было заложено в самом законодательстве о противодействии терроризму, прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" вынесенные судом решения Фуркат Тишаев.

"В нем (в законодательстве о противодействии терроризму) как раз и содержится запрет выдавать тела предполагаемых террористов, убитых в результате проведения спецопераций. Важно подчеркнуть, что Европейский суд был готов согласиться с тем, что у государства есть правомерные основания не выдавать тела предполагаемых террористов для погребения на обычных кладбищах в некоторых случаях, чтобы не создавать, например, места поклонения для их последователей", - подчеркнул Тишаев.

В то же время, по его словам, Европейский суд указал, что такие вопросы нужно решать от случая к случаю, то есть оценивать индивидуальные обстоятельства в каждом конкретном деле. "Одно дело - скрыть место захоронения известного террориста. Совсем другое - скрывать места захоронения всех подряд только потому, что они были убиты в ходе спецоперации. Вот такой конвейерный и неразборчивый подход как раз и нарушает принципы Конвенции о защите прав человека, устанавливающие, что в вопросах уважения семейной жизни нужно оценивать ограничительные меры в каждом конкретном случае отдельно. Суд также пришел к выводу, что полный запрет выдавать тела родственников накладывал на всех членов семьи непомерное бремя, что также нарушало их права", - сказал юрист. 

Суды ограничены в предмете рассмотрения дела только поверхностными, техническими вопросами, не вникая в сам вопрос - запрещать выдачу тел или разрешать

По мнению Фурката Тишаева, важно и то, что ЕСПЧ признал невозможность родственникам предполагаемых террористов отстоять свои права в российских судах. "Суды ограничены в предмете рассмотрения дела только поверхностными, техническими вопросами, не вникая в сам вопрос - запрещать выдачу тел или разрешать. Над судами довлеет федеральный закон, который нельзя обойти и не соблюдать. Поэтому Европейский суд признал, что у заявителей не было эффективных средств защиты своих нарушенных прав в России", - сказал он.

Постановление должно вступить в силу в течении трех месяцев, если правительство России не решит обжаловать его в Большой Палате ЕСПЧ, рассказал юридический директор "Астреи". "Когда постановление вступает в силу, дело передается в Комитет министров, который будет мониторить его исполнение властями государства-ответчика. И тут возникает проблема, потому что органы Совета Европы предоставляют свободу выбора средств исполнения решения самому государству, которое, соответственно, свободно в выборе способов исполнения. То есть ЕСПЧ не указывает властям, что именно нужно предпринять, чтобы восстановить нарушенное право и предотвратить аналогичные нарушения в будущем. Предполагается, что власти сами знают способы исполнения решения ЕСПЧ и добросовестно его исполнят", -  сказал Тишаев.

По его мнению, проблема в том, что Европейский суд в своих постановлениях, как правило, вообще не упоминает вопросы исполнения своих постановлений. "Следовательно, у властей при отсутствии политической воли возникает возможность искажения самой сути исполнения", - заявил директор автономной некоммерческой организации, добавив, что "Правовая инициатива" будет следить за исполнением этих постановлений. "С учетом чрезвычайной политической чувствительности данной темы лично у меня большие сомнения, что российские власти полностью исполнят эти постановления", - сказал Тишаев.

"Вообще принятие законодательства, вводящего коллективную ответственность, концептуально противоречит не только европейским стандартам в области защиты прав человека, но и здравому смыслу. По-хорошему, настоящее и полное исполнение сегодняшних постановлений означает изменение спорного законодательства. Остается надеяться, что власти все же услышат ЕСПЧ в этом вопросе", - резюмировал юридический директор "Астреи".

Факт выдачи тел погибших с последующим захоронением неактуален, потому что события, в результате которых погибли родственники заявителей, произошли давно, отметил Фуркат Тишаев. По его словам, родные убитых предполагаемых боевиков хотят просто знать, где находятся могилы, возможно, провести перезахоронение.

Дорогова: два года родители не знали, что тела их сыновей кремированы и преданы земле

Интересы заявителя Хусейна Архестова представляла адвокат Лариса Дорогова. "Его 16-летний сын погиб во время событий 2005 года в городе Нальчик. Подростка признали как участника событий. Отца пригласили на опознание, он узнал своего сына среди убитых. И первое, что спросил – когда можно забрать сына, чтобы похоронить. Ему ответили, что следователь скажет", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Лариса Дорогова.

По ее словам, вопрос выдачи тел убитых во время событий 2005 года не решался очень долго. "Только в июне 2007 года через Европейский суд мы получили ответ российских властей о том, что тела кремированы и захоронены. В течение двух лет никто из родителей не знал, что было принято такое решение, и что тела их сыновей кремированы и преданы земле. Но и тогда Россия не сообщила Страсбургу места захоронения", - рассказала Лариса Дорогова.

Конституционный суд РФ принял постановление по делу о проверке конституционности статьи 14.1 федерального закона "О погребении и похоронном деле" и положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.Гузиева и Е. Кармовой от 28 июня 2007 года, сыновья которых были убиты в Нальчике в 2005 году, и которые требовали выдачи тел для погребения, рассказала адвокат.

В результативной части решения указывается, что "до вступления решения суда в законную силу тела (останки) погибших не могут быть погребены; соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры для того, чтобы погребение производилось с соблюдением обычаев и традиций, в частности, посредством предания тел (останков) земле (захоронение в могилу, склеп) или огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), по возможности, индивидуально, и чтобы этому предшествовало соблюдение всех требований относительно установления личности погибшего (при невозможности - предоставления идентификационных данных), времени и места смерти, причины смерти".

Надеюсь, что исполняя постановление ЕСПЧ, российские власти все-таки сообщат родителям, где покоится прах их сыновей

В постановлении КС РФ было сказано, что лица, погибшие во время пресечения террористического акта, должны быть погребены на территории субъекта федерации, то есть в своей республике, отметила адвокат. 

По словам адвоката, за эти два года были написаны более 50 заявлений. "В ответ получали одинаковые отписки, где чиновники просто цитировали закон, что тела террористов не выдаются и о месте захоронения родственникам не сообщается. Когда я зачитывала письмо из Евросуда, где цитировали ответ российской стороны о том, что тела убитых кремированы и захоронены, то многим женщинам, собравшимся в тот день в 2007 году около прокуратуры КБР, стало плохо, пришлось вызывать "скорую помощь", - рассказывает Лариса Дорогова.

По ее мнению, погибшим все равно, в какой земле лежать, родители хотят знать – где похоронены их сыновья. "Надеюсь, что исполняя постановление ЕСПЧ, российские власти все-таки сообщат родителям, где покоится прах их сыновей", - сказала адвокат.

"Заявители понимают, что требовать сейчас тела погибших сыновей нереально. Они хотя знать место захоронения. И если тела погибших были кремированы, то получить урну с их прахом с последующим захоронением на родовых кладбищах согласно постановлению Конституционного суда РФ от 28 июня 2007 года", - сказала Лариса Дорогова.

Автор:Татьяна Гантимурова
18.01.2014 в 05:09..БэнДжойс..

Задремал под ольхой,есаул молоденький....Преклонил голову к доброму седлу....)

18.01.2014 в 13:22Байсангур Беноевский

Родители ребят которым головы отрубили тоже хотели своих детей нормально похоронить, но подопечные ларисы дороговой им такой возможности не дали, так почему же спрашивается мы должны им давать такую возможность? 

20.01.2014 в 01:39gevara

Гевара убирает "рот от твоей сестры", Ауди...

22.01.2014 в 01:08gevara

И...?Какова мораль сей басни?

19.01.2014 в 09:5772

Саляфы несут мир и спокойствие, кто несогласен того усмиряют или успокаивают. Навеки.

19.01.2014 в 04:26Neobedouin

А на счет поехать кому либо в страны где 99% буддисты, я бы и сам рекомендовал. Добрее и улыбчивее становишься. Не боишься за семью. За завтра.

18.01.2014 в 10:53hvost

нельзя осквернять мусорку. 

18.01.2014 в 18:04gevara

Да ты сама...сектантка, еще наглости хватает тут речи толкать...убивать, значит можно да, сам пророк убивал, да Гюльчатай?

18.01.2014 в 18:34gevara

Кривозащитница Дорогова, пусть едет в Саудию и там прочитает лекцию о правах человека...

18.01.2014 в 20:00Карама

Логично Бейсангур. Но разве власть должна ровнятся на таких? Если так рассуждать, то так можно что угодно оправдать. На любой случай всегда можно не подходящий антипример найти или привезти.

19.01.2014 в 12:01gevara

Ауди, вспомнила адыгскую пословицу про жэм, которая ...ну в ведро...ты понял о чем я, ты меня уже выгоняешь? Вот когда мракобесы придут к власти, а этого никогда не будет...тебе тоже можно в Афганистан к афганкам или афганцам...

19.01.2014 в 21:16Русудан

АУДИ, власти видимо тоже в тупике. Одним мусульманам дозволено посещать могилы, другим не дозволено. Легче запретить и не ломать себе голову чужими и малопонятными загадками. Для власти, органов ВД, чем проще и доступнее, тем понятнее и проще.

19.01.2014 в 23:53Мораль

К буддистам или кришнаитам? У кришнаитов веселее, платья и одежда яркие, оранжевые. Просадом угощают. Харе-Кришна мальчишки и девчёнки ...

19.01.2014 в 02:36АуДи

Ехала бы ты,в Калмыкию,чегевара!В республику твоей мечты,надо же,нормальные люди к Истине тянутся,а эту...к буддистам!Или,к буддисткам?!((

19.01.2014 в 02:21АуДи

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дискуссии проходят на русском языке.

18.01.2014 в 10:09gevara

Лариса Салафитовна...никак не угомонится, вот лицемерка, Евросуд...к "кафирам", может в Мекку надо было?

18.01.2014 в 16:05Faraon 07

Модер не спи.

НАЛЬЧИК, 18 янв — РИА Новости. Режим контртеррористической операции введен в субботу в районном центре Чегем в Кабардино-Балкарии, сообщает оперативный штаб республики."Решением начальника Управления ФСБ РФ по КБР с 14.00 мск субботы введен режим КТО в пределах административных границ города Чегем Чегемского района республики", — говорится в сообщении.Режим КТО введен для того, чтобы не допустить теракты и разыскивать скрывающихся участников бандподполья, а также обеспечивать безопасность людей, организаций и учреждений. На территории Чегема до особого распоряжения будет действовать ряд специальных мер и временных ограничений.РИА Новости http://ria.ru/defense_safety/20140118/989937369.html#13900467136383&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration#ixzz2qkcjkM9a

18.01.2014 в 11:50Гром

Тела не выдают и не выдадут кроме прочих всех причин ещё по одной. Федеральная власть боится, что если выдать тела, то после захоронения к их могилам начнут ходить и поклонятся, молится, давать клятвы ... как к великломученникам. Но власть не учитывает, что у мусульман могилам не поклоняются и на кладбища не ходят. Хотя в некоторых сёлах ходят и за могилами ухаживают. Кто разбирается в исламских законах и традициях, пусть разъяснит этот вопрос.

19.01.2014 в 02:26АуДи

Карама,это то же...из мнения Грома: Но власть не учитывает, что у мусульман могилам не поклоняются...

19.01.2014 в 14:19Гром

А ведь действительно, сколько мы видели видеосъёмок с казнями "неверных". Кому пальцы рубили, кому голову, кому галстук ставили (язык из шеи вытаскивали) ... Ведь их тела вряд-ли в Россию спецрейсами отправляли. Я как-то раньше не задумывался над этим, но сейчас как будто глаза открылись и всё стало понятно с этим законом о не выдаче тел родственникам. Живём по принципу: око за око, зуб за зуб. Хотя и препятствование поклонения могилам, и стирание памяти об этих заблудших здесь тоже отбрасывать нельзя.

18.01.2014 в 19:53Карама

Гром правильно написал. Раньше ведь водили октябрят, пионеров, комсомольцев к вечному огню или мавзолею клятвы давать и что-то похожее на  присягу. И в древности люди тоже клялись на могилах предков. Так что я согласен с мнением Грома. Власти не хотят, чтобы молодёжь посещала такие могилы. Поэтому и закон написали, что тела террористов не подлежат выдаче.

19.01.2014 в 14:10Гром

Спасибо за ответ. Но есть сомнения:

"...некоторые сектанты ходят и поклоняются могилам свох шейхов, суфии, например, но к исламу это не имеет отношения..."

Слышал бы Рамзанка, что его народ является сектантами, он бы здесь всех порвал как тузик тряпку. В Пакистане где 150 млн. чел. и 1/3 часть Индии исповедуют Суфизм - мистический ислам. Они все сектанты, потому что занимаются колдовством, гаданием и пр...?

Иран тоже сектанты-огнепоклонники шиитские да? В общем если даже весь мир уверует в Аллаха, то мира это не принесёт. Разные течения ещё долгое время будут выяснять между собой отношения... Это плохо. Это многих отталкивает от принятия ислама.

18.01.2014 в 03:22Faraon 07

Интересно Дорогова не боится того,что ей опять пулю пришлют?

20.01.2014 в 01:15АуДи

Проще простого,Русудан,жить по Закону Создателя,не надо ничего нового придумывать,да и запрещать дозволенное мы не в праве.

18.01.2014 в 14:37NIK

Ларисе может самой хочется стать мученицей, чтобы ее подопечные клялись на ее могиле))))

18.01.2014 в 10:53gevara

Ауди, а ты не нашел цитату о сострадании, у твоих любимых арабов?

18.01.2014 в 03:59АуДи

[...] !Шёл бы уже спать [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления и переход на личности запрещены Правилами.]

18.01.2014 в 10:1372

Пришлите ей тройку молодых качков чтобы они избавили ее от страданий, заставляющих шакалить на сектантов.

20.01.2014 в 02:07gevara

Пусть дальше [...]

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Воздержитесь от грубых высказываний.]

18.01.2014 в 01:0772

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация сообщений, несовместимых с общепринятыми нормами этики и морали, запрещена Правилами.]

18.01.2014 в 05:12..БэнДжойс..

Угу....А сколько поубивали-незахоронивши?[...] почести....

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация сообщений, несовместимых с общепринятыми нормами этики и морали, запрещена Правилами.]

21.01.2014 в 21:49АуДи

Гевару,такую...плюсую!

21.01.2014 в 01:00АуДи

Во-первых,ге,ты сам(а) всегда восхваляешь,как там хорошо.Во-вторых,это было в виде защиты сестёр,в данном случае Дороговой!И в третьих,убедившись в бестолковости их "нирваны",вернувшись,ты может пересмотрела бы свои взгляды,и поменяла ценности,так что,жэмэ...отменяй,"отставить подачу хычинов"!Предлагаю...всем дружно принимать Ислам,и строить свой КБШариат,на зависть афганам и калмыкам...и росии...тоже!

18.01.2014 в 03:36АуДи

Люди, которые не знают сострадания, отвратительны.(Цвейг)

18.01.2014 в 04:41Faraon 07

[...],а ты у мамы разрешения спросил,по ночам компьютером пользоватся?

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

18.01.2014 в 12:57minumma

некоторые сектанты ходят и поклоняются могилам свох шейхов, суфии, например, но к исламу это не имеет отношения.

мусульмане ходят на кладбище , чтобы чаще вспоминать о смерти, чтобы мирская жизнь сильно не засасывала как болото. Чтобы чаще вспоминать, что рано или поздно окажется на этом месте.

 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:(Раньше) я запрещал вам посещать могилы, но (отныне) посещайте их! (Муслим)В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):…а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напомнят ему о смерти!

19.01.2014 в 19:47gevara

Что, ты хотел сказать на адыгэбзэ?

20.01.2014 в 01:03АуДи

Прямой перевод на мыжьыкъыбзэ:голову не вари,гевара, [...] от нашей сестры,гевара!

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

18.01.2014 в 10:1272

Лицемеры убивающие матерей перед детьми, за то что они "ведьмы" разглагольствуют о сострадании? Дайте мне мой [...] , ваш межушный безнадежно болен и озлокачествлен.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Призывы к насилию запрещены Правилами.]

19.01.2014 в 04:25Neobedouin

А чем тебе буддист не приятны? Тебя не трогали, твою землю не "захватывали". Родных и знакомых уж темболее не убивали.

Я прожил несколько лет в буддиском мире на юго-востоке. Да у них есть глупость и это напрягает. Но они никого не убивают, не навязывают никому свой мир и веру. Даже митинги и протест у них с улыбками и рукопожатиями полицейских.

На днях в банкоке был взрыв в толпе митингующих. То ли граната то ли взрыв пакет, и вы знаете, это был не буддист. Кто бы это мог быть и зачем?

19.01.2014 в 11:08sleeper
Да у нас одно название мусульмане, там много ума не надо, произнес шахаду и готово, с одной стороны бандиты-боевики-наемники, которым всё равно на остальное население, конечно они не найдут поддержки, с другой бандиты-казнокрады-взяточники-коррупционеры, которым тоже всё равно на остальных.
18.01.2014 в 19:49minumma

ну что за [...]. ни одно мое сообщение не оставляет без внимания, все тявкает

если убивать нельзя, почему ты радуешься, когда  твои полицаи-террористы убивают мусульман? или только вам убивать можно?

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами.]

18.01.2014 в 20:05gevara

Молодец, вот такими должны быть настоящие мусульманки...личико опять открыла...не боишься?

20.01.2014 в 00:00Мораль

Че, соглащайся на Колмыкию. Икры наешься, рыбы разной навезут, сайгаков настреляешь для шашлычка, ну и кумысом оздоровишься. Приедешь со свежими силами и идеями. Дацан откроешь, появятся последователи. Потом тебе флэшку пришлют, чтобы ты закрыла свою конкурирующую фирму ... Весело время проведёшь ... Ауди познакомится с тобой, а вдруг судьба?