ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Шекинском суде по тяжким преступлениям на процессе по делу о беспорядках в Исмаиллы продолжился допрос свидетелей и потерпевших из числа гражданских лиц. Всего были допрошены 25 человек, в том числе двое потерпевших. Лишь двое свидетелей дали показания против обвиняемых. Судья удалил из зала правозащитника Расула Джафарова и пригрозил ему "принятием мер", сообщает корреспондент "Кавказского узла".
23-24 января 2013 года в Исмаиллы, расположенном в 200 км от Баку, произошли массовые беспорядки, в которых приняли участие около двух тысяч человек. Протестующие выражали недовольство местными властями, устраивали погромы и вступали в столкновения с полицией. Перед судом предстали 18 человек, в том числе 16 жителей Исмаиллинского района. Среди обвиняемых по делу лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Обвиняемые своей вины не признают.
Судебные слушания по существу начались 30 ноября. 8 января суд начал допрос свидетелей.
В ДТП пострадали родственники и адвокат Тофига Ягублу
Как сообщил наблюдающий за судебным процессом шекинский журналист Мамед Садиг Фаталиев, перед началом заседания 22 января адвокаты Ягублу сообщили ему о произошедшем ДТП, в результате которого пострадали его супруга Мая Ягублу, дочь Наргиз Ягублу, адвокат Халид Багиров и активист партии "Мусават" Чингиз Али, который находился за рулем.
Они возвращались из Шеки в Баку с процесса, состоявшегося 21 января. Авария произошла поздно вечером в районе села Ханягах Исмаиллинского района. В тумане автомобиль наехал на бордюр и съехал с дороги. По счастливой случайности следом ехали журналисты азербайджанской службы "Радио Свобода". Они помогли пострадавшим и вызвали медицинскую помощь.
Адвокат Халид Багиров и Наргиз Ягублу получили легкие телесные повреждения. Мая Ягублу и Чингиз Али были госпитализированы сначала в Исмаиллинскую больницу, а потом ночью направлены в Баку в Нейрохирургический центр.
По данным партии "Мусават", у Маи Ягублу повреждены шейные позвонки, и ей предстоит операция. Состояние Чингиза Али характеризуется врачами как тяжелое, однако 22 января он пришел в сознание, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в партии "Мусават".
По словам Фаталиева, Тофигу Ягублу в зале суда была предоставлена возможность связаться по телефону с родными.
Пострадавшие на процессе заявили об отсутствии претензий
В первой половине дня 22 января на процессе были допрошены 19 свидетелей обвинения и двое потерпевших.
Как отметил Фаталиев, двое потерпевших оказались постояльцами отеля "Чираг", сожженного во время беспорядков вечером 23 января 2013 года. "Этих жителей Баку признали потерпевшими из-за того, что в связи с поджогом отеля они не смогли переночевать там. Таким образом, заплаченные каждым из них за проживание 40 манатов (около 50 долларов) "пропали". Они заявили, что никаких претензий к обвиняемым не имеют и желают им скорейшего освобождения", - сказал Фаталиев.
Что касается свидетелей, то, по словам Фаталиева, они не опознали среди подсудимых участников беспорядков. При этом свидетели Гюндюз Азизов, Турал Умудов и Самир Алиев подчеркнули, что на предварительном следствии дали показания против обвиняемых под давлением и сейчас отказываются от прежних показаний.
Свидетели опровергают версию следствия
"Примечательно, что свидетели по событиям 24 января заявили, что столкновения между полицией и местными жителями начались с наступлением темноты. А это опровергает версию следствия об организации и участии в беспорядках Тофига Ягублу и Ильгара Мамедова", - прокомментировал в перерыве заседания корреспонденту "Кавказского узла" данные свидетелями показания правозащитник, координатор правозащитной кампании Art for democracy (Искусство во имя демократии) Расул Джафаров.
По данным следствия, Тофиг Ягублу и Ильгар Мамедов были в Исмаиллы в промежутке между 16.00 и 17.00, отметил правозащитник. "Несмотря на настойчивые вопросы прокурора типа: "Полностью ли стемнело или нет", свидетели однозначно отвечали, что события происходили вечером с наступлением темноты", - сказал Расул Джафаров.
Некоторые свидетели были из числа лиц, приговоренных тогда к административному аресту, добавил правозащитник.
"Они заявили, что не были причастны к событиям, и их просто схватили за то, что случайно оказались там. Один из них – работник автомойки, к примеру, вечером, закрыв объект, уходил домой, и его взяли на улице, не разбираясь - участник акции он или нет", - сказал Расул Джафаров.
"Никаких беспорядков во время нашего пребывания в городе не было"
Во второй половине дня на процессе сначала дали показания исполнительный секретарь движения ReAl Натик Джафарли и корреспондент газеты "Зеркало" Ниджат Меликов, которые в поездке в Исмаиллы 24 января сопровождали лидера ReAl Ильгара Мамедова.
Оба свидетеля заявили, что были вместе с Мамедовым в Исмаиллы в течение часа с 16.00 до 17.00. Во время их пребывания никаких столкновений между местными жителями и полицией не было. Мамедов всего лишь беседовал с собравшимися людьми.
"Я сказал в суде, что мы приехали в Исмаиллы с Ильгаром вместе. Там уже был корреспондент газеты "Зеркало" Ниджат Меликов. Все это время мы были в Исмаиллы втроем. Мы там были примерно в течение часа с 16.00 до 17.00. Тогда никаких беспорядков или столкновений между жителями и полицией не было. Ильгар разговаривал с людьми, спрашивал подробности произошедших накануне событий", - рассказал Натик Джафарли корреспонденту "Кавказского узла" после завершения заседания.
Потом, по словам Натика Джафарли, они втроем около 17.00 выехали из Исмаиллы. "По дороге мы еще поужинали. В это время Ильгару звонили из азербайджанской службы "Радио Свобода", и он дал интервью в прямом эфире. Мне на суде задали еще несколько каких-то непонятных и бессмысленных вопросов. Так, судья спросил, взяли ли мы собой противогазы в Исмаиллы. А я отшутился, что "мы же все-таки не в Палестину ехали, чтобы брать с собой противогазы", - рассказал Натик Джафарли.
Двое свидетелей подтвердили причастность обвиняемых к беспорядкам
Далее были заслушаны показания жителей Исмаиллы Ровшана Новрузова и Исрафила Вердиева. Они утверждали, что видели, как Мамедов и Ягублу подстрекали людей к беспорядкам.
По мнению адвоката Ягублу Немата Керимли, "этих людей специально допросили после Натига Джафарли и Ниджата Меликова, чтобы "нейтрализовать" их показания".
"Один из этих свидетелей дал противоречивые показания, другой утверждал заученные одни и те же слова. Так, согласно материалам дела, Новрузов 24 января был понятым во время следственных действий на месте сожженного накануне отеля "Чираг". Это как раз происходило с 16.00 до 17.00, когда Ягублу и Мамедов находились в центре города. Новрузов, естественно, не мог видеть их. На суде же Новрузов заявил, что видел Ягублу и Мамедли около 16.45, когда возвращался от своего двоюродного брата", - прокомментировал показания свидетелей адвокат Немат Керимли.
"Ясно, что у нас в Азербайджане в качестве "понятых", как правило, привлекают осведомителей полиции", - сказал Керимли.
Другой свидетель, продолжил адвокат, "повторял одно и то же в ответах на все вопросы". Адвокат предположил, что текст ответов был "заучен" свидетелем. "Однако его слова противоречили показаниям других свидетелей. В таком случае согласно уголовно-процессуальному законодательству в качестве доказательств принимаются показания в пользу обвиняемых", - отметил адвокат.
Выступления свидетелей вызвали недовольство в зале у обвиняемых и их родственников, рассказал Фаталиев. "При этом судья вывел из зала правозащитника Расула Джафарова", - сказал Фаталиев.
Сам Джафаров потом рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что во время протестов в зале родственников обвиняемых судья поднял его с места.
"Судья мне сказал, что я шумел, хлопал в ладоши. Я сказал, что этого не было. Потом он сказал, что, "значит, ты говорил". Я сказал, что говорили все, и судья не мог слышать, что именно я говорил. После этого судья потребовал, чтобы я вышел. Я сказал, что ухожу, но решение судьи несправедливо, как и сам процесс. Тогда судья остановил меня и велел полицейским скопировать мое удостоверение личности для принятия мер. До конца заседания в коридоре со мной беседовали полицейские. После завершения процесса они отпустили меня, вернув удостоверение личности. Я считаю, что суд нарушил мои права как правозащитника и гражданина. Без всяких оснований меня вывели", - сказал Джафаров.
"За нарушения порядка в зале суда судья может вынести следующие меры наказания: предупреждение, удаление из зала, удаление из зала на весь процесс, штраф в размере 200 манатов (255 долларов) и арест на 48 часов. Однако в данном случае оснований для принятия таких мер в отношении Джафарова нет. Такие меры могут приниматься в случаях, когда речь идет о действиях, срывающих судебное заседание. Расул Джафаров таких действий не предпринимал", - прокомментировал инцидент адвокат Керимли.
Следующее судебное заседание по этому делу назначено на 27 января.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей суда и обвинения в связи с итогами заседания и ходом процесса.
Двое обвиняемых по этому делу - лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу признаны международной правозащитной организацией Amnesty International "узниками совести.