20:14 / 10.02.2014На суде по делу о беспорядках в Исмаиллы потерпевшие отказались от гражданских исков к обвиняемым

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Шекинском суде по тяжким преступлениям Азербайджана на процессе по делу о беспорядках в городе Исмаиллы сегодня были заслушаны показания сыновей двух высокопоставленных чиновников, проходящих в деле в качестве потерпевших. Потерпевшие заявили, что не имеют материальных претензий к обвиняемым и отказываются от гражданских исков.

23-24 января 2013 года в Исмаиллы, расположенном в 200 км от Баку, произошли массовые беспорядки, в которых приняли участие около двух тысяч человек. Протестующие выражали недовольство местными властями, устраивали погромы и вступали в столкновения с полицией. Перед судом предстали 18 человек, в том числе 16 жителей Исмаиллинского района. Среди обвиняемых по делу лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу. Обвиняемые своей вины не признают.

Судебные слушания по существу начались 30 ноября. 8 января суд начал допрос свидетелей. На 23 января в суде всего были допрошены 25 человек, в том числе двое потерпевших. Лишь два свидетеля дали показания против обвиняемых. 4 февраля по настоянию адвокатов принято решение о принудительном приводе в суд двух потерпевших - сыновей бывшего главы исполнительной власти Исмаиллинского района Низами Алекперова и бывшего министра труда социальной защиты населения Физули Алекперова – Эльхана Алекперова и Вугара Алекперова.

 Журналист Фаталиев: братья Алекперовы не имеют материальных претензий к обвиняемым

Сегодня была обеспечена явка в суд обоих потерпевших, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" наблюдающий за судебным процессом шекинский журналист Мамед Садиг Фаталиев.

По словам Фаталиева, сначала с показаниями выступил Вугар Алекперов. Он подтвердил, что сожженный в ходе беспорядков отель "Чыраг" действительно принадлежал ему, однако был передан в аренду туристической фирмы VAFI.

Вугар Алекперов также заявил, что во время беспорядков находился в Баку и узнал о событиях из теленовостей. Отвечая на вопрос прокурора, он заявил, что, несмотря на понесенный имущественный ущерб, не имеет материальных претензий к обвиняемым.

"Ну, так случилось, что теперь поделаешь, в жизни всякое бывает", - процитировал слова потерпевшего журналист Фаталиев.

Алекперов официально заявил, что отказывается от гражданского иска к обвиняемым и возмещения ему нанесенного ущерба. С аналогичным заявлением выступил и его двоюродный брат Эльхан Алекперов. Он также заявил, что во время беспорядков находился в Баку.

Эльхан Алекперов сообщил, что в ходе событий были сожжены принадлежащие ему "автомобиль, прочая техника и пострадала часть дома".

Вместе с тем Эльхан Алекперов сказал, что потом он узнал, что "человек по имени Сафтар" активно противодействовал погромам и предотвратил поджог его дома (Сафтар Агамалыев, местный бизнесмен, проходит в деле в качестве обвиняемого. – Прим. "Кавказского узла").

В итоге Эльхан Алекперов заявил, что отказывается от гражданского иска к обвиняемым, отметил Фаталиев.

Согласно материалам следствия, 23 января 2013 года вечером участники беспорядков в Исмаиллы совершили шествие к дому Эльхана Алекперова – сына тогдашнего главы исполнительной власти Исмаиллинского района Низами Алекперова. Вторгшись во двор, они подожгли там сторожевое помещение площадью 20 квадратных метров, три единицы снегоходных скутеров Yamaha, автомобиль Toyota Land Cruiser, причинив ущерб на 56,163 маната (около 71,2 тысячи долларов). Была предпринята также попытка поджога частного дома, в результате чего был нанесен ущерб еще на 3298 манатов (около 4200 долларов).

Кроме того, по данным следствия, отель "Чыраг", который был сожжен в ходе беспорядков 23 января, принадлежал Вугару Алекперову, сыну тогдашнего министра труда и соцзащиты населения Физули Алекперова и племяннику Низами Алекперова. В своих свидетельских показаниях Вугар Алекперов заявил, что в 2011 году передал отель в аренду фирме Vafi Turizm и не вмешивался в деятельность гостиницы.

Всего в ходе беспорядков, по данным следствия, был нанесен ущерб частной и государственной собственности на 473 979,65 маната (около 604 тысяч долларов).

Адвокат Керимли: Ягублу и Мамедова не было в Исмаиллы во время беспорядков

После выступления потерпевших на процессе начало расследование материальных доказательств. В частности, прокурор представил в суд ряд видеоматериалов.

Адвокаты Тофига Ягублу и Ильгара Мамедова также предложили просмотреть имеющиеся у них видео, а также аудиозапись, сделанную в прямом эфире азербайджанский службы "Радио "Свобода".

Далее, как рассказал журналист Фаталиев, адвокат Фуад Агаев стал настаивать на вызове в суд журналиста Идрака Аббасова, прибывшего в Исмаиллы в служебную командировку в качестве корреспондента газеты "Бизим йол" и просмотра снятых им видео. Судья вновь заявил, что если Идрак Аббасов приедет, то суд обсудит и примет решение об его заслушивании.

После этого, по словам Фаталиева, на процессе состоялся просмотр видеокадров, снятых телеканалами ANS, ATV, Lider, а также оперативных съемок с допросов двух обвиняемых Дашгына Агаева и Сахавата Самедова.

"На видео телеканалов, хотя и в толпе были заметны некоторые из обвиняемых, не было кадров совершения ими каких-либо противоправных действий", - сообщил Фаталиев.

После обеденного перерыва на процессе был продолжен просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей. В частности, были продемонстрированы видеокадры азербайджанской службы "Радио "Свобода", снятые местным журналистом Эльчином Исмаиллы поздно вечером 23 января 2013 года.

"На этих видео было видно, как разгневанные люди собрались перед отелем "Чыраг", а также подожженные автомобили и другое имущество во дворе отеля и далее во дворе дома тогдашнего главы Исполнительной власти района Низами Алекперова, как теперь выясняется официально оформленном на имя его сына. Но на видео очень темно и не заметно лиц, совершающих эти действия", - уточнил Фаталиев.

Затем по ходатайству защиты были прослушаны интервью зампреда партии "Мусават" Ягублу и лидера движения ReAl Мамедова, данные ими после отъезда из Исмаиллы.

"Ягублу и Мамедов говорили о своем пребывании в Исмаиллы в прошедшем времени. Кроме того, адвокаты считают, что их отъезд из Исмаиллы можно легко установить и по данным станций операторов сотовой телефонной связи, по месту расположения их номеров в момент интервью. Это, по мнению защиты, подтверждает, что Ягублу и Мамедов покинули Исмаиллы и не могли быть участниками столкновений между полицией и участниками протестов, произошедших рано утром и вечером 24 января прошлого года после наступления темноты. Ягублу и Мамедов, по их словам, были в Исмаиллы 24 января примерно с 16.00 по 17.00, когда в городе было спокойно", - рассказал Фаталиев.

Кроме того, на заседании суда по настоянию стороны защиты был показан также видеоматериал с сайта musavat.com, на котором видно, как Ягублу в Исмаиллы стоит вместе с журналистами. Вокруг них нет других людей, и ситуация является спокойной.

Однако судья хотя и внес видео в материалы дела, но не признал его доказательством, сославшись на то, что источник видеоматериала неизвестен, сказал Фаталиев.

Продемонстрированные видеоматериалы не доказывают виновность подсудимых, заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ягублу Немат Керимли.

"На показанных до сих пор кадрах событий не заметно лиц, совершающих противоправных действий. А у Тофига Ягублу и Ильгара Мамедова вовсе железное алиби. Во время столкновений демонстрантов с полицией их не было в Исмаиллы. Ни на одном видео нет кадров, чтобы они находились в толпе протестующих", - сказал Керимли.

Адвокат Агаев: обвинения в адрес Ильгара Мамедова необоснованны

Отказ от гражданских исков имеет важное значение в судебном следствии и должен быть учтен в итоговом решении суда, сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ильгара Мамедова Фуад Агаев.

"Это, прежде всего, дает основания освободить обвиняемых от возмещения материального ущерба. Ни Вугар Алекперов, ни Эльхан Алекперов, ни туристическая фирма VAFI, арендовавшая отель "Чыраг", не имеют материальных претензий к обвиняемым. С другой стороны, это является смягчающим обстоятельством и при определении мер наказания", - сказал Агаев.

Вместе с тем, по словам адвоката, показания потерпевших не имеют значения для его подзащитного Мамедова.

Адвокат объяснил это тем, что Мамедов был арестован не по эпизодам 23 января, когда произошли события, повлекшие уничтожение или повреждение чужого имущества, а 24 января, когда местные жители пытались провести акцию протеста.

"В любом случае, обвинения в адрес Ильгара Мамедова совершенно необоснованны. Нет ни одного материального доказательства того, что он совершал бы в Исмаилы противоправные действия. Все обвинение строится на лжесвидетельствах нескольких полицейских и их осведомителей из числа гражданских лиц", - сказал Агаев.

Судебный процесс будет продолжен 11 февраля, на нем планируется дальнейшее исследование доказательств стороны обвинения.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей суда и обвинения в связи с итогами заседания и ходом процесса.

Отметим, что двое обвиняемых по этому делу - лидер гражданского движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов и зампредседателя партии "Мусават" Тофиг Ягублу - признаны международной правозащитной организацией Amnesty International "узниками совести".

Автор:Фаик Меджид