ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Мосгорсуде 17 февраля в ходе представления доказательств вины подсудимых был допрошен свидетель прокуратуры Дмитрий Грачев, бывший личным водителем обвиняемого Сергея Хаджикурбанова, который подтвердил его знакомство с ранее осужденным по делу об убийстве Политковской Дмитрием Павлюченковым.
Обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская, писавшая о Чечне и Северном Кавказе, была застрелена в Москве 7 октября 2006 года. В убийстве журналистки обвиняются четверо уроженцев Чечни: предприниматель Лом-Али Гайтукаев, его племянники Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, а также экс-милиционер Сергей Хаджикурбанов. Обвиняемые не признают свою вину.
Напомним, что подполковник милиции в отставке Дмитрий Павлюченков также был задержан по подозрению в организации убийства Политковской 23 августа 2011 года. Он пошел на сделку со следствием, после чего перестал считаться организатором преступления - по новой версии следствия, он занимался организацией слежки за журналисткой, а также приобрел пистолет для убийства. Павлюченков осужден на 11 лет тюрьмы. Он, так же как и Грачев, был допрошен 17 февраля.
На допросе 17 февраля Дмитрий Грачев подтвердил, что был знаком с экс-милиционером Павлюченковым и предпринимателем Гайтукаевым.
"С Гайтукаевым меня познакомил Хаджикурбанов. Осенью 2006 года я ездил на встречу в Люберцы дважды, я возил Хаджикурбанова на встречу с Павлюченковым, но о чем они разговаривали, я не помню. У меня в пользовании тогда было два мобильных телефона, а в их контактах были номера Гайтукаева и Хаджикурбанова. Хаджикурбанов у меня был "забит" в телефоне под вымышленным именем "Ворон", а Павлюченков был "Павлик", - рассказал молодой мужчина.
Прокурор Мария Семененко выясняла, знал ли Сергей Хаджикурбанов сотрудников МВД Шошина, Лебедева. На все вопросы представительницы прокуратуры свидетель отвечал положительно.
Однако Грачев не смог точно вспомнить, когда именно он возил Хаджикурбанова на встречу с Павлюченковым. Мария Семененко огласила для присяжных заседателей детализацию телефонных соединений, среди которых были и звонки на номер "Ворона", то есть Сергея Хаджикурбанова.
Согласно озвученному документу, первое телефонное соединение свидетеля с "Вороном" было 22 сентября 2006 года в 18.00 мск в поселке Томилино Люберецкого района Московской области. 2 октября 2006 года в 23.17 мск в том же Люберецком районе Подмосковья абоненты вновь созванивались.
Также абонент Хаджикурбанова 22 сентября 2006 года примерно в 17.00 мск находился в районе Лесной улицы, где проживала Анна Политковская.
Кроме того, в записной книжке телефона Грачева есть и номера под именем "Лом 2". Водитель Хаджикурбанова пояснил, что это телефон подсудимого Лом-Али Гайтукаева.
Согласно установленным следствием фактам, 4 и 8 августа 2006 года абонент, обозначенный в контактах свидетеля, как "Лом 2" находился в районе Потаповского переулка в Москве, где располагается редакция "Новой газеты", что было установлено детализацией, приобщенной следствием к материалам дела. Также данный абонент 8 августа был на Долгоруковской улице - месте регистрации Анны Политковской и месте фактического жительства ее дочери Веры.
"9 августа этот же абонент "Лом 2" снова был зафиксирован в зоне действия базовой станции сотовой сети в Потаповском переулке в Москве", - сообщила Семененко.
Представительница прокуратуры показала присяжным и вещественное доказательство из материалов дела, а именно чек на оплату номера телефона идентичного номеру, записанному в контактах свидетеля, как "Наиль" (одно из имен подсудимого Рустама Махмудова. - Прим. "Кавказского узла").
Также у свидетеля были "вбиты" номера, обозначенные как "Дима Лебедев" и "Олег Шошин" - сотрудники правоохранительных органов, которые проходят свидетелями стороны обвинения по данному делу. Также имеется номер человека с именем "Леха Михальчик" (Алексей Михальчик - адвокат подсудимого Сергея Хаджикурбанова. - Прим. "Кавказского узла").
Прокурор Борис Локтионов огласил протокол допроса свидетеля Грачева от 17 октября 2007 года на предварительном следствии в связи с противоречиями относительно точности встречи Павлюченкова и Хаджикурбанова. Судья Павел Мелехин допустил этот протокол к оглашению прокурором для присяжных заседателей, несмотря на возражения адвокатов защиты.
Согласно документу, Павлюченков и Хаджикурбанов дважды встречались в Люберцах в вечернее время возле дома Павлюченкова, а во время поездки Хаджикурбанов созванивался с Павлюченковым.
"Оба раза Хаджикурбанов общался с Павлюченковым наедине и расставались в хорошем настрое. А я во время их встреч гулял с племянником Павлюченкова неподалеку, но подробности разговора не слышал", - передавал показания Грачева, данные следствию, Борис Локтионов.
Также на третьем допросе свидетель все же вспомнил, что "речь шла о долгах", но в зале суда Грачев снова не вспомнил тему разговора.
Подсудимый Сергей Хаджикурбанов посчитал необходимым высказаться по поводу озвученной Грачевым информации.
"7 октября 2006 года я был на дне рождения у моей мамы, вместе со своей супругой и детьми. Я подтверждаю, что встречался с Павлюченковым. Через Павлюченкова Шамиль Бураев ежемесячно передавал мне деньги, о чем я не знал и высказал это Павлюченкову, и пригрозил Павлюченкову, если тот не отдаст мне деньги. Я хотел деньги вернуть, чтобы не быть никому должным, по этим вопросам я и ездил на встречи с Павлюченковым, речь шла об этом долге", - сказал Хаджикурбанов.
Павлюченков: к убийству Политковской причастны Сергей Хаджикурбанов, Лом-Али Гайтукаев и Рустам Махмудов
После получасового обеденного перерывы прокуратура допросила свидетеля обвинения Дмитрия Павлюченкова. Он вошел в зал суда, опираясь на костыль. Был одет в зеленые брюки и серый джемпер. Во время допроса ранее осужденного фигуранта дела не работал микрофон. Сам Павлюченков сидел на стуле, за столом, но его голос был плохо слышен.
"Я знаю Хаджикурбанова, Гайтукаева и Наиля, то есть Рустама Махмудова. Гайтукаев обратился ко мне с просьбой последить за Политковской. Он приехал на белой "Волге", за рулем которой сидел мужчина, я его не видел, и опознать не смогу, к моему дому в Люберцах. Гайтукаев предложил "халтуру" – следить за женщиной, не назвав ее имени и фамилии, а только сказал ее адрес и номер машины. Он пригрозил мне тем, что я окажусь у Бога раньше нее, если откажусь от этой работы", - рассказал Дмитрий Павлюченков.
По его словам, Гайтукаев передал ему на Таганской площади в Москве за слежку 150 тысяч долларов США, а на встречу с ним в кафе его привез знакомый Оглы (Максим Червоня-Оглы - свидетель обвинения по данному делу. - Прим. "Кавказского узла").
"С Гайтукаевым был Шамиль Бураев. Деньги передал сам Гайтукаев, достав их из машины, а я переложил их к себе в сумку", - сказал экс-милиционер.
Он сообщил, что знал о наличии пистолета "Иж" у своего друга Набатова. "Пистолет был переделан под боевую стрельбу. Я его у него попросил, он мне отдал и я передал его в районе Беговой в Москве Наилю. Пистолет был завернут в серую ветошь. По размеру свертка я понял, что пистолет был с глушителем. Наиль объяснил мне, что ему нужен пистолет для решения семейной проблемы. Я пистолет из тряпки не разматывал", - рассказал Павлюченков.
Он сообщил, что видел ранее этот пистолет. "Это был газовый пистолет с глушителем и черными накладками, при его разборе будет заметен замененный кустарным способом "ствол". Шошин, Корсаков и Лебедев были моими подчиненными, когда в 2006 году я работал начальником оперативно-поискового управления ГУ МВД по Москве, им я и давал задания следить за Анной Политковской по месту ее работы и по второму адресу, который я его точно не помню", - отметил Дмитрий Павлюченков.
По его словам, он также сообщил своим подчиненным регистрационный номер машины журналистки и поручил им следить за ней.
"В итоге необходимая информация была собрана и передана Хаджикурбанову в Люберцах, при этом присутствовал Дима, друг Хаджикурбанова, который его возил, но слышал ли он наш разговор, я не знаю. Я через Лебедева просил Шошина передать людям чеченской национальности информацию, где в данный момент находится Анна Политковская. В сентябре 2006 года я встречался трижды с Хаджикурбановым. Про один раз я уже рассказал, а еще один - меня привозил к нему мой дядя, чтобы отдать оставшиеся у меня деньги, потому что Гайтукаева арестовали и все его дела взял на себя Хаджикурбанов. Он сказал мне, что все деньги должны быть у него", - отвечал на вопросы Бориса Локтионова экс-милиционер.
Павлюченков заявил, что передал Хаджикурбанову 137 тысяч долларов в синей спортивной сумке, 3 тысячи долларов отдал Лебедеву для расплаты с сотрудниками за слежку за Политковской, а 10 тысяч долларов предал Наилю из общей суммы 150 тысяч долларов.
"Наиль приезжал за деньгами на "ВАЗ-2104" зеленого цвета, он хромал на правую ногу, но выглядел спортивно, на нем была рубашка и брюки", - уточнил Павлюченков. Он добавил, что Олег Шошин был знаком с Наилем, так как сам Павлюченков просил его помочь племянникам Гайтукаева. "Гайтукаев много раз встречался с Наилем около дома Хаджикурбанова", - сказал Павлюченков.
"Максима Червоню-Оглы и Голубовича я к слежке не привлекал, лишь просил их уточнить, где паркует машину Политковская, поскольку Лебедев не смог этого узнать", - заявил бывший сотрудник милиции.
Павлюченков заверил, что об убийстве Анны Политковской он узнал из СМИ, а до этого ему "звонил Хаджикурбанов и сообщил, что решил свою проблему, и он (Павлюченков) должен вернуть долг".
"У меня с Хаджикурбановым были дружеские отношения, они испортились после того, как он решил, что я не вернул ему денежный долг", - уточнил Павлюченков.
Отвечая на вопрос Бориса Локтионова, почему полицейский Хаджикурбанов не смог отказать Гайтукаеву в его просьбе, Павлюченков ответил, что Хаджикурбанов боялся. Он вновь, как и в предыдущем процессе описал слежку за Анной Политковской, которая проходила в три этапа.
Павлюченков заявил, что "решил выйти из этого дела, потому что сложилось впечатление, что готовится силовая акция, вплоть до убийства".
"Кто бы мне дал просто так 150 тысяч долларов за слежку за человеком? Я считаю, что к убийству Политковской причастны Гайтукаев, Хаджикурбанов и Наиль", - сказал Павлюченков, отвечая на вопросы Марии Семененко.
Он смог вспомнить, что "в конце сентября или в начале октября 2006 года сообщил информацию о Политковской Хаджикурбанову, потому что торопились именно к 7 октября". Однако кто именно торопился, Павлюченков не сказал.
"Наиль ездил на зеленой "четверке", он приезжал на ней ко мне с Гайтукаевым", - сказал Павлюченков. Отметим, что, по версии следствия, именно на этом автомобиле скрылись преступники с места убийства Анны Политковской, в том числе и сам киллер.
Павлюченков добавил, что подсудимых Ибрагима и Джабраила Мухмудовых он никогда не видел, но знал, что "у Гайтукаева есть племянники, которых тот называл Джабо и Ибражка".
Адвокат зашиты Мурад Мусаев неоднократно выяснял у Павлюченкова, следил ли он сам за Анной Политковской, на что Павлюченков несколько раз повторил, что "кушал в кафе в Армянской переулке, поблизости от Потаповского переулка, а за Шошиным не следил". Согласно детализации из материалов дела, Павлюченков находился в зоне действия базовой станции, охватывающей Потаповский переулок.
Затем прокурор Мария Семененко показала пистолет, который, по версии следствия Павлюченков передал подсудимому, и из которого была застрелена Анна Политковская. Павлюченков узнал пистолет.
У потерпевшей Веры Политковской вопросов к свидетелю не возникло. Сын Анны Политковской Илья на слушании отсутствовал.
На вопросы же защитников подсудимых Дмитрий Павлюченков отказался отвечать, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, дающей право не свидетельствовать против самого себя.
Судья Павел Мелехин объявил участникам процесса и слушателям, что следующее заседание суда состоится в среду 19 февраля в 11.00 мск.
Напомним, что коллегия присяжных по делу об убийстве журналистки была сформирована 14 января - после роспуска предыдущего состава коллегии в ноябре 2013 года. Анна Политковская систематически подвергалась угрозам, и ее убийство связано с профессиональной деятельностью, заявил 13 февраля в суде главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов.